Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец административного искового заявления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на обращение в суд за судебной защитой нарушенного или оспоренного права реализуется посредством предъявления административного иска. Формой выражения исковых требований является административное исковое заявление. Оно подается в суд в письменной форме написанным разборчивым почерком и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у представителя полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд (ч. 1 ст. 125 КАС РФ). Заинтересованное лицо может как обратиться в суд с исковым заявлением лично, так и переслать его по почте. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 8 ст. 125 КАС РФ).
Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости
Заявление об определении кадастровой стоимости может быть представлено в срок не позднее 5 лет с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) спорных параметров при условии, что на момент подачи такого АИЗ в ГКН еще не внесены (п. 3 ст. 245 КАС РФ):
- результаты оценки кад. стоимости, полученные при осуществлении очередной государственной кадастровой оценки;
- сведения, связанные с переменой качественных или количественных параметров объекта недвижимости, повлекшие увеличение/уменьшение его кад. стоимости.
Итоги расчета кад. стоимости земельного участка могут быть оспорены через суд путем представления требований:
- об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или изменении его кад. стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об оцениваемом объекте, примененных при исчислении его кадастровой стоимости (подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 КАС РФ);
- обжаловании решения или действий/бездействия комиссии (подлежат рассмотрению по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ).
Срок обращения с административным исковым заявлением
Срок предъявления требований административного истца к рассмотрению их судом составляет три месяца.
Срок обращения с административным исковым заявлением составляет три месяца. Этот срок подлежит исчислению с момента, когда гражданин узнал о нарушении его прав. Таким моментом может являться надлежащее уведомление гражданина о применении к нему меры административного характера, или дата фактического применения таких мер без надлежащего уведомления.
Срок обращения в суд для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней. Исчисляется данный срок так же с того момента, когда стало известно о нарушении права судебным приставом-исполнителем.
Необходимо учитывать, что пропуск гражданином установленного законом срока для предъявления гражданского иска не может быть причиной отказа в принятии иска судом. Причины пропуска срока рассматриваются в судебном заседании. В случае их уважительности, срок восстанавливается.
Составление административного искового заявления
Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:
- административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
- административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
- административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.
Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.
Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.
Комментарий к статье 219 Кодекса Административного Судопроизводства РФ
Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:
— об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;
— о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.
Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст. ст. 45, 46 (ч. ч. 1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу .
———————————
СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства .
———————————
БВС РФ. N 4. 2009.
Порядок административного судопроизводства (КАС)
Административные дела рассматриваются судами по правилам Кодекса Административного Судопроизводства (КАС). В КАС строго регламентировано, кто может являться ответчиком по заявлению, кто вправе заявлять иск, какие именно решения (постановления), а также действия или бездействие должностных лиц можно обжаловать в судебном порядке. Обратите внимание: если иск подается об отмене решений или об оспаривании действий (бездействия) к государственным или муниципальным органам, то производство ведется по правилам (КАС), которые отличаются от Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) или Арбитражно-процессуального (АПК). Несоблюдение требований КАС приводит к оставлению заявлений без рассмотрения и возврату документов истцу без приостановления течения сроков, отведенных на обращение в суд. Перед обращением в суд убедитесь, что Вами был соблюден претензионный порядок, предусмотренный ст. 125 КАС. Если претензия не направлялась ответчику, то административный иск будет возвращен истцу без рассмотрения в порядке ст. 129 КАС. Обратите внимание: на соблюдение досудебного разрешения спора требуется около 1 месяца, что существенно сокращает сроки, отведенные для обращения в судебные органы. Очень важно своевременно обратиться с претензией к ответчику, а впоследствии с иском в суд. Нарушение установленных сроков приведет к необходимости их восстановления и обоснования уважительности их пропуска, что значительно осложнит дело, а в некоторых случаях приведет к невозможности назначения судебного разбирательства. Вопрос о принятии искового заявления к производству судья рассматривает единолично в течение 3 дней с даты его поступления, если иное не установлено законом (ст. 127 КАС).
Досудебное урегулирование
Перед тем как составить и направить административное исковое заявление об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, рекомендуется провести ряд досудебных процедур.
Прежде всего, следует запросить непосредственно у пристава объяснение относительно неисполнения им своих должностных обязанностей. После получения пояснения можно обратиться к вышестоящему руководству. Понятное дело, что ожидать каких-либо серьезных мер не стоит, но эти документы позволят доказать суду, что его вмешательство в конкретное исполнительное производство необходимо и подача иска обоснована.
У заинтересованного лица также есть право на обращение в прокуратуру. Если действительно прокуратура выявит нарушения должностных обязанностей со стороны пристава, то она даже поможет с составлением искового заявления.
Как составить административный иск на судебного пристава-исполнителя? Чтобы заявление об обжаловании действий должностного лица не оставили без движения, в обязательном порядке следует указать решение, постановление или другой документ, который оспаривается. Если речь идет о бездействии исполнителя, то заявитель должен четко описать, в чем они проявились, какие решения приставом не были приняты или какие сроки нарушены, то есть в чем проявилось бездействие.
Если обжалуется вынесенное решение, то всегда следует помнить, что у истца на это есть 10 дней на обращение в суд, которые начинают свое течение со следующего дня с даты вынесения спорного документа. Если по уважительным причинам не удалось уложиться в этот срок, то вместе с исковым заявлением в суд необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Иск на пристава подается в районный (городской) суд по месту работы исполнителя.
Иски в отношении приставов рассматриваются в стандартном порядке, предусмотренном КАС. На рассмотрение заявления у судьи есть 10 дней. Доказывать законность своих действий обязан пристав. Судья обязан проверить оспариваемые действия на законность требований и полноту соответствия действующему законодательству.
В случае удовлетворения иска судебного пристава судья обяжет устранить допущенные нарушения. О принятых мерах по решению суда исполнитель обязан уведомить истца на протяжении 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Административный процесс имеет интересную особенность, при рассмотрении иска у ответчика нет права на подачу встречного иска, поэтому заявителям не нужно опасаться, что в суде он столкнется со встречным требованием.
Стороны административного иска
Это стороны самого административного дела — административный истец и административный ответчик (ст. 38 КАС РФ).
Административный истец – это тот, кто сам подает иск в защиту своих прав, свобод и интересов, или тот, в чьих интересах подан административный иск.
Административными истцами могут быть граждане, компании, а также общественные объединения и религиозные организации – в том числе те, что не являются юрлицами. Также подавать административные иски имеют право органы госвласти, другие госорганы, органы местного самоуправления, органы и организации, которые имеют отдельные государственные или другие публичные полномочия, должностные лица – но только в случаях, предусмотренных в КАС РФ.
Административный ответчик – это тот, кому вы предъявляете требование по спору. Если иск подает административный истец, который осуществляет контрольные или другие публичные функции, ответчиком будет лицо, которому адресован иск.
Административными ответчиками могут выступать, например, органы госвласти, другие госорганы, муниципальные органы, должностные лица, госслужащие и муниципальные служащие. Административными ответчиками могут быть и граждане – но лишь в случаях, которые прописаны в КАС РФ.
Срок подачи административного искового заявления
КАС РФ не указывает, в какой срок надо обратиться в суд с административным иском, в общих положениях. Специальные сроки подачи административных исков установлены для отдельных категорий административных дел – смотрите их в разделе IV КАС РФ.
Например, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости рассматриваются по правилам Главы 25 КАС РФ.
Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости надо успеть подать в суд, пока не прошло 5 лет с даты внесения в госкадастр недвижимости оспариваемых результатов. При этом обязательно, чтобы на момент обращения в суд в кадастр не внесли новые результаты определения кадастровой стоимости или сведения, которые связаны с изменением характеристик объекта и скорректировали его кадастровую стоимость.
В Главе 21 КАС РФ написано, как оспаривать нормативные правовые акты. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим разрешается подать в течение всего срока, пока он действует (ст. 208 КАС РФ).
Обжалование незаконных решений
К решениям органов власти относятся акты (распоряжения, приказы и действия), затрагивающие конкретных лиц. Например, чиновники игнорируют заявление и не принимают по нему решение, или решение принято, но оно незаконно.
Заявление касается как действий органов власти (управления, отделов, администраций), так и организаций, выполняющих функции органов власти. Хороший пример – учреждения кадастровой палаты или региональные БТИ, на которые возлагаются функции чиновников (регистрация прав на недвижимость, кадастровый учет и т.д.).
Примеры споров – незаконное увольнение с муниципальной или государственной службы, наложение взысканий и т.д. Сюда включаются тяжбы с судебными приставами. Кстати, образец административного искового заявления по поводу незаконности их действий найти проще всего.
Статья 129. Возвращение административного искового заявления
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если:
- 1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров;
- 2) дело неподсудно данному суду;
- 3) административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;
- 4) административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд;
- 5) в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
- 6) до вынесения определения о принятии административного искового заявления к производству суда от лица, обратившегося в суд, поступило заявление о возвращении административного искового заявления;
- 7) не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
- 8) имеются иные основания для возвращения административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Рассмотрение обращения судебной коллегией
После рассмотрения обращения, судебная коллегия должна выставить определение по административному иску. Основания для его вынесения регламентированы статьями 127 – 130 КАС РФ. Регламентировано три варианты рассмотрения жалобы: положительное, приостановление, и отказ в рассмотрении. Принять в рассмотрение суд обязан в течение 3-х дней, после этого коллегия будет изучать приложения и само исковое заявление в течение 2-х месяцев.
По результату рассмотрение суд вынесет законодательное определение, которое так же можно оспорить. В случае принятия положительного решения, суд уведомляет о дате, месте и времени проведения слушания. Неявка одной из сторон не является препятствием для проведения судебного заседания, в большинстве случаев суд могут перенести, вторая неявка считается автоматическим доказательством виновности стороны.