Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать пособие по потере кормильца по новому порядку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Особенности оформления трудовой пенсии
При оформлении трудовой пенсии по потере кормильца в ПФР стоит поинтересоваться нюансами назначения. К некоторым из них относятся:
- в отдельных регионах и городах предусмотрены дополнительные условия выплаты. Например, в Москве детям полагаются допвыплаты, если произошла гибель кормильца в результате теракта;
- если вдова (вдовец) повторно вступил в брак, то право на продолжение поступления выплат за ним сохраняется. Однако это событие должно произойти после того, как супруг-кормилец скончался;
- если родственники — пенсионеры по возрасту, то вправе перейти на ППК, если та составляла основную часть бюджета семьи;
- также стоит учесть, что при расчете этого вида пенсий используются различные коэффициенты и множество других показателей (ст. 16 ФЗ №173).
Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.
В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:
1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.
2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.
3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.
В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.
4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.
5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.
6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.
Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по таким основаниям, как:
1) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Граждане, уволенные с федеральной государственной службы, кроме первой группы, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.
Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное местожительство размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.
Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.
Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств:
1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше);
2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);
3) наличия или отсутствия иждивенцев.
Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.
Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:
1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;
2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.
Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.
Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где:
НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.
Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.
Условия назначения страховой пенсии по потере кормильца
После смерти кормильца подать заявление на назначение пенсии могут граждане, находившиеся на иждивении. Особенностью является наличие страхового стажа любой продолжительности, даже одного дня. Также важным аспектом является факт непричастности гражданина к гибели кормильца.
Тем не менее, существует конкретный перечень лиц, имеющих право на получение данной социальной поддержки:
- Дети или иные члены семьи, не достигшие 18-ти летнего возраста;
- Родственники, достигшие 23-ти летнего возраста и имеющие статус «инвалид»;
- Нетрудоустроенные родственники, осуществляющие уход за детьми до 14 лет;
- Родители или супруг(а) являющиеся инвалидами или чей возраст должен достигать пенсионной границы;
- Нетрудоспособные родственники в лице родителя или супруга, которые не находились на попечительстве кормильца, но при этом потеряли источник денежных средств.
Да, можно. Такое право установлено для некоторых категорий пенсионеров (выдержка из Статьи 3 Закона N 166):
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца),
- или пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);
- гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 Закона N 166. К ним относятся нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения). Им могут устанавливаться:
- пенсия по случаю потери кормильца и страховая пенсия по старости (инвалидности),
- или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);
- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Все остальные категории получателей пенсии по потере кормильца могут получать либо страховую пенсию, либо социальную. Это делается по их выбору, либо ПФР назначает ту пенсию, которая выходит больше.
Выплата в связи с потерей работы
Социальная выплата по потере работы из Государственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.
Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода.
Сейчас коэффициент замещения дохода составляет 0,4. То есть каждая выплата составляет 40% от того дохода, что был ранее. Получить выплату можно от одного до шести раз (по одной в месяц) – в зависимости от стажа участия в системе.
С 1 января 2023 года коэффициент замещения дохода увеличится с 40 до 45% от того дохода, который получал безработный, пока работал.
При этом порядок назначения выплаты будет сохранён и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получившим статус безработного.
Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснётся действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года. Никакие заявки подавать не нужно – размер выплаты увеличится автоматически.
Общий размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Общий размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется путем сложения двух ее частей – базовой и страховой. Накопительная часть в трудовых пенсиях по случаю потери кормильца отсутствует. Накопительная часть трудовой пенсии отражается, как известно, в специальной части индивидуального лицевого счета, и после смерти кормильца часть средств, отраженных в этой части индивидуального лицевого счета, остается нераспределенной, поскольку не входит в состав трудовой пенсии по случаю потери кормильца. В связи с этим возникает вопрос о дальнейшей судьбе средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета. По правилу, установленному ч. 5 ст. 16 ФЗ «О трудовых пенсиях» при установлении размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, в состав которой входит размер страховой части указанной пенсии, средства, учтенные на индивидуальном лицевом счете, списываются, а счет закрывается. Списание средств с индивидуального лицевого счета живых лиц означает, что при перерасчете пенсии либо индексации ее размеров списанные средства не учитываются. Для случаев назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца предусмотрено положение о том, что если после назначения пенсии одним нетрудоспособным членам семьи другие нетрудоспособные члены семьи обратятся за назначением этой пенсии в более поздние сроки, то пенсия будет им назначена независимо от того, что средства списаны и счет закрыт. Поэтому в данном случае списание средств со специальной части индивидуального лицевого счета не означает, что эти деньги будут потеряны. Эта часть средств распределяется в соответствии с порядком, установленным ч. 6 ст. 16 ФЗ «О трудовых пенсиях». Указанная норма содержит перечень лиц, между которыми могут быть распределены средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, и устанавливает порядок распределения этих средств. Эти средства могут быть распределены между:
1) лицами, которых умерший кормилец указал в заявлении о распределении средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета;
2) в случае отсутствия подобного заявления средства распределяются между детьми, в том числе усыновленными, супругом и родителями (усыновителями) умершего кормильца (родственниками первой очереди);
3) в случае отсутствия у умершего кормильца детей, супруга и родителей учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета кормильца средства распределяются между братьями, сестрами, дедушками, бабушками и внуками умершего кормильца (родственниками второй очереди).
Каждый гражданин, имеющий пенсионные накопления, имеет право распоряжения ими по своему усмотрению. Распоряжение имеющимися в накоплениями осуществляется путем подачи соответствующего заявления в письменной форме в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Поэтому в первую очередь при распределении оставшихся в специальной части индивидуального лицевого счета средств умершего предпочтение отдается лицам, которые были указаны им при жизни в собственноручном письменном заявлении, если подобное заявление подавалось в соответствующий орган Пенсионного фонда. В этом заявлении могут быть указаны любые лица, и средства распределяются между ними независимо от нахождения в родственных или иных отношениях с умершим. Законодательство не содержит каких-либо ограничений относительно правопреемников по такого рода заявлениям. Если такое заявление отсутствует, то учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета умершего средства в соответствии с нормами наследственного права распределяются между его ближайшими родственниками в указанной последовательности.
Родственники умершего при распределении между ними средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, делятся на две очереди. Родственники первой очереди (дети, супруг и родители) имеют равные права на распределяемые средства. Таким образом, указанные средства распределяются между ними в равных долях. При этом родственники первой очереди имеют преимущественное право на получение средств, оставшихся после умершего кормильца, перед родственниками второй очереди. Это означает, что если из родственников первой очереди, остался только один, то это родственник и получит всю долю, оставшуюся после умершего кормильца, целиком. И только в случае отсутствия родственников первой очереди право на получение доли, оставшейся после умершего кормильца, переходит к родственникам второй очереди.
Порядок обращения родственников умершего кормильца за пенсионными накоплениями, имеющимися у умершего в Пенсионом фонде РФ, а также порядок расчета сумм выплаты этих накоплений, сроки и периодичность осуществления этих выплат установлены правилами выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета. Данные правила утверждены постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741.
В соответствии с этими правилами родственники умершего должны обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений, оставшихся после умершего, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного кормильца в любой территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Данное обращение осуществляется путем подачи соответствующего письменного заявления. Если после истечения указанного шестимесячного срока лица, претендующие на получение пенсионных накоплений умершего кормильца, не обратились с соответствующим письменным заявлением, то они могут восстановить пропущенный шестимесячный срок в судебном порядке. В судебном порядке пропущенный срок восстанавливается по заявлению правопреемника, претендующего на получение этих средств. К заявлению должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие личность правопреемника и его права на получение оставшейся после умершего части накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Только после положительного судебного решения о восстановлении пропущенного шестимесячного срока правопреемники имеют право на обращение за назначением и распределением между ними пенсионных накоплений умершего кормильца.
Окончательное решение по поводу выплаты пенсионных накоплений умершего кормильца его правопреемникам принимается территориальным органом Пенсионного фонда РФ по местожительству умершего кормильца в течение 10 дней с даты поступления соответствующего заявления. Соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение либо о выплате средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего кормильца, либо об отказе в выплате данных средств.
В тех случаях, когда умерший кормилец при жизни не подавал заявления о распределении средств пенсионных накоплений и у него нет родственников, между которыми в соответствии с ч. 6 ст. 16 ФЗ «О трудовых пенсиях» эти средства должны быть распределены, указанные средства поступают в резерв Фонда по обязательному пенсионному страхованию. Специальная часть индивидуального лицевого счета умершего кормильца закрывается после передачи средств в Фонд по обязательному пенсионному страхованию.
Условия прекращения выплат
Пенсию перестанут выплачивать, если:
- ребенку, сестре, брату и внуку кормильца исполнится 18 или 23 года, если они учатся на очном отделении в учебном заведении;
- получателю не продлят статус “инвалид”, полученный до 18 лет;
- брату, сестре, ребенку или внуку кормильца, за которым ухаживают получатели пенсии, исполнится 14 лет;
- вдова военного, служившего по контракту и погибшего из-за военной травмы, выйдет замуж;
- получатели пенсии устроятся официально на работу. Исключение составляют родственники военных, служивших по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Таким родственникам разрешается одновременно работать и получать пенсию.
Особенности оформления трудовой пенсии
При оформлении трудовой пенсии по потере кормильца в ПФР стоит поинтересоваться нюансами назначения. К некоторым из них относятся:
- в отдельных регионах и городах предусмотрены дополнительные условия выплаты. Например, в Москве детям полагаются допвыплаты, если произошла гибель кормильца в результате теракта;
- если вдова (вдовец) повторно вступил в брак, то право на продолжение поступления выплат за ним сохраняется. Однако это событие должно произойти после того, как супруг-кормилец скончался;
- если родственники — пенсионеры по возрасту, то вправе перейти на ППК, если та составляла основную часть бюджета семьи;
- также стоит учесть, что при расчете этого вида пенсий используются различные коэффициенты и множество других показателей (ст. 16 ФЗ №173).
Страховая пенсия по утере кормильца выплачивается из средств Пенсионного фонда (ПФР). Она устанавливается, если умерший имел страховой стаж любой продолжительности. Детям выплаты положены до совершеннолетия или 23 лет, если они учатся на дневной форме.
При получении инвалидности до 18 лет, денежную поддержку будут оказывать вплоть до официального трудоустройства ребенка или снятия группы. Возраст здесь роли не играет.
Родителям, дедушкам и бабушкам финансовая поддержка назначается после достижения пенсионного возраста или установления инвалидности. Братья, сестры и внуки смогут получать деньги, если у них нет трудоспособных родителей. Кроме этого, всем из перечисленных граждан вне зависимости от возраста устанавливается пенсионное обеспечение, если они не трудятся, но ухаживают за родственниками усопшего, пока иждивенцам нет 14 лет.
Государственная пенсия по смерти кормильца полагается, если покойный был военнослужащим, космонавтом либо потерпевшим в техногенных или радиационных катастрофах.
Супругам обеспечение назначается, если они не вышли повторно замуж. Дети, чьи родители пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, получают денежную помощь до 25 лет, если они учатся на очных отделениях.
Источник финансирования социальной пенсии – бюджет государства. Она выплачивается лишь детям кормильца до их совершеннолетия или 23 лет при учебе на очном отделении.
Обязательное условие – постоянное проживание на территории России.
Кто может рассчитывать на пенсию по потере кормильца?
Если говорить в общем – без привязки к определенному виду пенсии, то на выплаты имеют право иждивенцы. То есть те, кто находится на постоянном финансовом обеспечении кормильца. Это могут быть:
- нетрудоспособные родители (в том числе мачеха и отчим);
- дети до 18 лет;
- неработающие супруг или супруга;
- сестра или брат (если у них нет родителей);
- внук или внучка;
- дедушка или бабушка.
Стоит заметить, что люди, умышленно создавшие ситуацию, повлекшую гибель кормильца, не имеют никаких прав.
Механизм выплат и право на получение пенсии регулируются следующими законами:
- Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (статья 10);
- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
Основанием для назначения пенсии при потере кормильца является смерть кормильца, а также факт признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. При этом право на пенсию возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, находившихся у него на иждивении при его жизни. Однако есть исключения, связанные с тем, что некоторые члены семьи могли и не находиться на иждивении. К ним относятся: один из родителей, супруг, дедушка, бабушка, независимо от возраста и трудоспособности, а также не работающие брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Т.е эти лица могут получать пенсию по случаю потери кормильца не из-за того, что находятся на иждивении, а по случаю отсутствия заработка и уходу за малолетними членами семьи кормильца, не достигшими 14 лет.
Как и когда оформить пенсию по потере кормильца
Сначала необходимо собрать пакет документов, куда входят:
- Свидетельство о смерти или пропаже без вести.
- СНИЛС.
- Документ, подтверждающий родственные отношения.
- Удостоверение личности (в том числе представителя, если тот, кому полагается пенсия, не достиг 18 лет).
- Свидетельство о браке.
- Документ, подтверждающий постоянную регистрацию.
- Бумаги, которые подтверждают трудовой стаж.
- Справка из образовательного учреждения (школа, ВУЗ), если пенсия оформляется на ребёнка погибшего кормильца.
Каждый конкретный случай предполагает сбор индивидуального пакета бумаг.
Как только не стало кормильца, обращайтесь за пенсией, её начнут платить со дня подачи заявления.
Если написать заявление на пенсию, когда после смерти прошло:
- менее 12 месяцев, то пенсию выплатят за предыдущие месяцы;
- более 12 месяцев, пособие выплатят только за 12 предыдущих месяцев, независимо от того, сколько времени прошло после смерти кормильца.
Как оформить пенсию иждивенца
Для получения господдержки необходимо заявить об имеющемся праве в инициативном порядке (за сирот это может сделать орган опеки). Для этого нужно направить заявку по установленной форме в органы ПФР:
- Лично:
- на приеме у специалиста местного отделения ПФР;
- в многофункциональном центре (при наличии соглашения между ТО ПФР и ТО МФЦ);
- Посредством услуг:
- предприятия Почта России;
- доверенного лица (необходим подтверждающий полномочия документ);
- Через интернет:
- на официальном сайте ПФР;
- на портале госуслуг.
Важно: датой обращения считается день, когда специалист принял документы. При почтовом отправлении — дата на штемпеле. Скачать для просмотра и печати:
Образец заявления о надбавке к пенсии на иждивенца
За малолетних (до 14 лет) заявление оформляют законные представители:
- один из родителей;
- усыновитель;
- опекун;
- орган опеки и попечительства (если иных не имеется).
Внимание: несовершеннолетний по достижении 14-летия имеет право самостоятельно заниматься реализацией своих прав.
Пенсия по потере кормильца на двоих детей
Не менее трагичен случай, когда умирает кормилец, а в его семье остаётся двое детей. Прискорбная ситуация, но она, увы, не редкость – виной тому бывают участившиеся в последние годы ДТП со смертельным исходом. Бывает, что кормилец, чаще мужчина, умирает на службе из-за тяжелых условий или при форс-мажорных обстоятельствах.
В любом случае мать остаётся одна к двумя детьми на руках. Таким семьям положена пенсия обоим детям по потере кормильца, то есть пенсионные выплаты перечисляются каждому ребёнку отдельно, если он подпадает под критерии, перечисленные выше (возраст, наличие нетрудоспособности). А в зависимости от места работы умершего кормильца, на двоих его детей могут выплачивать либо государственную, либо страховую, либо социальную пенсию.
Отменят ли пенсию, если получатель трудоустроится
Основным условием назначения данного вида господдержки является нетрудоспособность получателя. Значит, если этот человек станет работать, то ему перечисления прекратятся. Однако существует исключение, касающееся студентов-очников. Внимание: молодым людям, получающим образование в очной форме, соцпенсию не отменят при любом виде трудоустройства. Им перестанут платить соцдоплату.
Однако следует помнить, что при отчислении из учебного заведения студентов в возрасте от 18 до 23 лет по любой причине право на госпомощь утрачивается полностью. Данное правило не затрагивает студентов, получивших академический отпуск. Ведь они все еще числятся слушателями очного отделения ВУЗа.
Важно: необходимо в обязательном порядке информировать ПФР о смене обстоятельств, влияющих на назначение соцпенсии. Незаконно выплаченные средства взыскиваются с мошенников в принудительном порядке.