Правовое регулирование валютного рынка в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютного рынка в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Членство во Всемирной торговой организации и партнерское взаимодействие РФ с Европейским Союзом предусматривает осуществление комплекса мероприятий, которые должны быть направлены на развитие рыночных отношений и выход отечественных субъектов хозяйствования на международные рынки заставляет пересмотреть отечественное законодательство, регулирующее валютные отношения, в сторону его либерализации. Система валютного правового регулирования и валютного контроля, существует в РФ, однако не соответствует требованиям и стандартам мирового сообщества. Валютная политика должна основываться на принципах свободного спроса и предложения валютных ценностей на валютном рынке и беспрепятственному осуществлению резидентами и нерезидентами валютных операций.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.

Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.

Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.

Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.

Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.

Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп. от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ / Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II): Кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2011 г. № 216-ФЗ / Российская газета, № 23, 24, 25, 07, 08.01.1996 г.
  4. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (по сост. на 21.07.2014)://Парламентская газета.- 2002. — N 131–132.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г. N 181-ФЗ) О валютном регулировании и валютном контроле // Российская газета, № 3367, 17.12.2003

Научная литература

  1. Андреев, В.К. Предпринимательское право / В.К. Андреев. – М.: Аргус, 2012. – 368 с.
  2. Анохин, В.С. Предпринимательское право / В.С. Анохин. – М.: Форум, 2009. – 389 с.
  3. Банковское дело: Учебник // под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 592 с.
  4. Беляева, О.А. Предпринимательское право России. Курс лекций / О.А. Беляева. – М.: Юстицинформ, 2009. – 425 с. 87,
  5. Боровкова, В.А. Валютный рынок / В.А. Боровкова. – М.: Питер, 2012. – 55 с.
  6. Ведев А.И. Российская банковская система: Кризис и перспективы развития / А.И. Ведев. — М.: Ось-89, 2007. — 320 с.
  7. Голованов, Н.М. Гражданское право / Н.М. Голованов. – СПб.: Питер, 2012. – 750 с.
  8. Карпенко, О.Ф. Международные и национальные подходы в области регулирования валютного рынка // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. – 2015. — № 3. – с. 220-228
  9. Комаровский, С.С. Валютный рынок: основы регулирования /С.С. Комаровский. – М.: Юрайт, 2015. – 72 с.
  10. Корнеев Ю.В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 233-236.
  11. Мозолин, В.П. Гражданское право / В.П. Мозолин. – М.: Проспект, 2013. – 816 с.
  12. Нилов, К.Н. Предпринимательское право / К.Н. Нилов. – М.: Флинта, 2014. – 315 с.
  13. Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Издательство «Омега-Л», 2013. — 304 с.
  14. Радько, Т.Н. Основы гражданского права / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2013. – 488 с.
  15. Рыбалкина В.Е. Анализ экономики: Страна, рынок, фирма. — М.: Междунар. отношения, 2011. – 290 с.
  16. Рябов, Е.А. Предпринимательское право / Е.А. Рябов. – М.: Форум, 2009. – 256 с.
  17. Слесарев, В.Л. Гражданское право / В.Л. Слесарев. – М.: Проспект, 2012. – 768 с.
  18. Тарасенко, О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России / О.А. Тарасенко. – М.: Проспект, 2015. – 312 с.
  19. Шестакова, А.Н. Банковская система РФ. Учебное пособие / А.Н. Шестакова. — М.: Вершина, 2006. – 123 с.

Права, а также обязанности органов и агентов валютного контроля, и их должностных лиц

И органы, и агенты, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в пределах собственной компетенции и в точном соответствии с актуальным законодательством страны имеют полное право на то, чтобы:

  1. Проводить необходимые проверки точного соблюдения резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  2. Проводить в случае необходимости проверки полноты, а также реалистичности учета и отчетности касательно валютных операций резидентов, а также лиц, не являющихся резидентами.
  3. Проводить запрос, а также получать документацию и данные, напрямую связанные с проведением операций валютного характера, открытием, а также ведением счетов. Обязательный период для предоставления документации по подобным запросам не способен быть меньшим, нежели семь рабочих суток с момента подачи такового запроса.

Органы, осуществляющие валютный контроль, а также их должностные лица в рамках собственной компетенции имеют полное право на следующее:

  • Выдача предписаний касательно устранения найденных ранее нарушений актов актуального валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.
  • Применение законодательно установленных мер ответственности за любое нарушение актов валютного законодательства страны, а также актов органов, осуществляющих валютное регулирование.

Точный порядок предоставления лицами, являющимися и не являющимися резидентами, подтверждающей документации, а также данных во время осуществления операций валютного характера агентам, осуществляющим валютный контроль, устанавливается строго:

  1. Для своевременного предоставления агентам, осуществляющим валютный контроль, кроме уполномоченных банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, – российским Правительством.
  2. Для предоставления уполномоченным банкам, а также профессиональным участникам рынка ценных бумаг, – российским Центробанком.
Читайте также:  Маркировка пива обязательна с 1 апреля 2023 года

С целью осуществления грамотного валютного контроля агенты, которые осуществляют валютный контроль в рамках собственной компетенции, обладают правом запрашивать и затем получать от лиц, являющихся и не являющихся резидентами, такие документы либо их копии, которые связаны с проведением валютных операций, открытием, а также ведением счетов:

  1. Документация, которая удостоверяет личность физлица.
  2. Документация о государственной регистрации физлица как ИП (индивидуального предпринимателя).
  3. Документация, которая удостоверяет статус юрлица, – конкретно для нерезидентов, а также документация о государственной регистрации юрлица, – непосредственно для резидентов.
  4. Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в определенном налоговом органе.
  5. Документация, которая удостоверяет права индивидов на некое недвижимое имущество.
  6. Документация, которая удостоверяет права лиц, не являющихся резидентами, на проведение валютных операций, открытие любых счетов (вкладов), которые оформляются и выдаются органами страны места проживания (либо же места регистрации) лица, не являющегося резидентом, в том случае, если получение нерезидентом данного документа предусматривается актуальным законодательством зарубежного государства.
  7. Уведомление налогового органа строго по месту учета лица, являющегося резидентом, касательно открытия счета (вклада) в банке, расположенном не на территории России.
  8. Регистрационная документация в ситуациях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в согласии с Законом о валютном регулировании.
  9. Документы (либо же проекты документов), которые являются основанием для проведения любых валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания либо прочих органов управления юрлица; документация, которая содержит данные о результатах торгов (если они были проведены); документация, подтверждающая имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), информации, а также результатов интеллектуальной деятельности, в частности, исключительных прав на них, акты государственных органов.
  10. Документация, которая оформляется и выдается кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля, банковские выписки; документация, которая подтверждает осуществление валютных операций.
  11. Таможенные декларации, документация, подтверждающая ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ товаров, российской валюты, зарубежной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг строго в документарной форме.
  12. Паспорт сделки.
  13. Документация, которая подтверждает, что физлица являются супругами либо же близкими родственниками, в том числе документы, которые были выданы органами записи актов гражданского состояния (свидетельства о браке и о рождении), уже вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных либо же родственных отношений, касательно усыновления (либо удочерения), об установлении отцовства, записи в паспортах о детях, о супругах, прочие документы, которые предусматриваются актуальным законодательством страны.
  14. Документация, подтверждающая факт непрерывного проживания физлиц, являющихся гражданами России, в зарубежном государстве в строгом соответствии с актуальным законодательством данного государства.
Замечание 8

Органы, а также агенты валютного контроля имеют право требовать предоставления исключительно той документации, которая напрямую относится к осуществляемой валютной операции.

Абсолютно все документы обязаны быть действительными на момент предоставления органам и агентам, осуществляющим валютный контроль. По запросу такого органа или агента представляются правильным образом заверенные переводы на русский язык тех документов, которые исполнены полностью либо в какой-то определенной части на зарубежном языке. Документы, которые исходят от госорганов зарубежных государств, подтверждающие статус юрлиц, не являющихся резидентами, обязаны быть легализованными строго в установленном порядке. Зарубежные официальные документы могут предоставляться без легализации только в тех случаях, которые предусмотрены международным договором России.

Документы необходимо представлять органам либо агентам, осуществляющим валютный контроль, строго в оригинале либо же в форме правильным образом заверенной копии. Если к проведению конкретной валютной операции либо же к открытию счета имеет непосредственное отношение только некая часть документа, то достаточно предоставить заверенную выписку из него.

Замечание 9

Уполномоченные банки могут отказать в проведении конкретной валютной операции в ситуации непредставления индивидом всех нужных документов либо же предоставления им неправдивых документов.

Подлинники документов принимаются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, только для ознакомления, и после возвращаются обратно представившим их индивидам. В материалы валютного контроля в таком случае помещаются заверенные непосредственно органом либо же агентом валютного контроля копии.

Одинаковые документы должны предоставляться лицами, являющимися и не являющимися резидентами, органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту, осуществляющему валютный контроль, территориальному подразделению агента валютного контроля, прямо истребовавшего определенные документы, однократно, и при этом они не подлежат еще одному представлению до перемен в сведениях, которые указаны в данных документах. Указанное положение не имеет распространения на случаи утери данных документов из-за непреодолимых сил. Если сведения, содержащиеся в данных документах, изменились, лицо, являющееся либо же не являющееся резидентом, должно сообщить об этом определенному органу, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного органа, агенту, осуществляющему валютный контроль, либо же территориальному подразделению данного агента, предъявив все нужные документы, в которых есть подтверждение произошедшим изменениям. Для того чтобы подтвердить факты, у лиц, являющихся и не являющихся резидентами, допустимо истребовать исключительно те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, к примеру, для учета собственных хоз. операций в соответствии с точными правилами бухучета, а также обычаями делового оборота.

Замечание 10

В данном случае составления новых отдельных документов специально для целей данного валютного контроля совершенно не требуется, если прочее не указано в актуальном законодательстве страны.

Агенты валютного контроля, а также их должностные лица, должны:

  1. Производить контроль над строгим соблюдением лицами, являющимися и не являющимися резидентами, актов актуального законодательства России, а также актов органов валютного регулирования.
  2. Представлять соответствующим органам валютного контроля данные касательно валютных операций, осуществляемых с их непосредственным участием, в том порядке, который установлен актами валютного законодательства России, а также актами соответствующих органов валютного регулирования.

Органы, а также агенты, осуществляющие валютный контроль, и их должностные лица должны соблюдать согласно актуальному законодательству России банковскую, коммерческую, налоговую, прочую охраняемую законодательно тайну, защищать прочие данные, в отношении которых установлено требование об обеспечении им обязательной конфиденциальности и которые, при этом, стали им известны в рамках осуществляемых полномочий.

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Внешэкономбанк» как непосредственные агенты, осуществляющие валютный контроль, передают налоговым и таможенным органам по их прямым запросам с целью осуществления валютного контроля над осуществляемыми резидентами валютными операциями, а также открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии правильным образом заверенных документов, среди которых:

  1. Документы, которые удостоверяют личность физлиц.
  2. Документы о государственной регистрации физлица как ИП.
  3. Документ о государственной регистрации юрлица, являющегося резидентом.
  4. Документы либо проекты документов, которые выступают в качестве основания для осуществления валютных операций, в том числе договоры (контракты, соглашения), а также дополнения и (либо) изменения к ним.
  5. Документы, которые подтверждают имевшую место быть передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), данных и результатов деятельности интеллектуального характера, в том числе и исключительные права на них.
  6. Документы, которые оформляются и выдаются кредитными организациями, в том числе ведомости банковского контроля и банковские выписки.
  7. Паспорт сделки.
  8. Таможенные декларации.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Правовое регулирование внутреннего валютного рынка

Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.

Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».

В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».

Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЗ посвящена исключительно купле- продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.

Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.

Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.

Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.

Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:

  • режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
  • валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
  • режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.

Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.

Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:

  • курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных. Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
  • режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
  • иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.

Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:

  • режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
  • фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
  • иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
  • фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
  • иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement). В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Алжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.

В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам». Имеются два варианта:

  • плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
  • свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.

Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.

Россия использует режим свободного плавающего курса рубля. Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.

Валютные интервенции представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Методы валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

  • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
  • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
  • защита национальной экономики и валюты;
  • введение ограничений по операциям с валютой;
  • девальвация и ревальвация;
  • управление золотовалютными резервами;
  • реализация и приобретение золота;
  • внесение изменений в режим обратимости валюты;
  • диверсификации резервов валюты;
  • регулирование баланса.

Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

  • импортных и экспортных;
  • ценных бумаг;
  • по обмену валютных ценностей;
  • реализация доли валютной выручки.

IV. «Продавцы» и «покупатели» на валютном рынке

Мы используем понятия «продавец» и «покупатель» условно, в законе они называются по-другому: резиденты и нерезиденты. Роль продавца и покупателя может выполнять и тот, и другой, а валютная операция не всегда юридически представляет собой куплю-продажу, это может быть ввоз или вывоз денег, денежный перевод, но о самих валютных операциях чуть позже.

Сначала разберемся, кто такие резиденты и нерезиденты.

Резидент буквально означает тот, кто постоянно находится в стране. Вот почему в категорию резидентов попадают:

— граждане России, постоянно проживающие в России;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

— официальные представительства РФ за границей и постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их подразделения за границей.

Нерезидентом, соответственно, считается тот, кто не находится постоянно в стране. К этой категории законом отнесены:

— граждане России, постоянно проживающие за рубежом год и более;

— дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ, постоянные представительства этих государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

— сами межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

— юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ;

— организации — не юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ.

VII. Запреты и ограничения на валютном рынке

Законодательство вводит ограничения на валютные операции и запрещает некоторые из них, в зависимости от того, кто и какие операции осуществляет. Не ограничиваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами.

По общему правилу не ограничиваются и не запрещаются. В отношении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе, дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, органы валютного регулирования могут установить временные ограничения в целях предотвращения:

— существенного сокращения золотовалютных резервов;

— резких колебаний курса валюты РФ;

— для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

Валютные операции между резидентами.

По общему правилу такие операции запрещены. Разрешаются только операции, прямо указанные в законе. Вот некоторые из них:

— расчеты в магазинах беспошлинной торговли;

Читайте также:  Основные права и свободы человека и гражданина

— расчеты в пути следования транспортных средств при международных перевозках за товары и услуги, предоставленные пассажирам;

— возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ;

— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;

— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.

Валютные операции между нерезидентами.

A. Нерезидентам разрешено без ограничений переводить друг другу иностранную валюту при помощи счетов как из-за границы в Россию, так и в обратном направлении.

B. Они также вправе без ограничений без открытия банковских счетов:

— на территории РФ переводить друг другу иностранную валюту и валюту РФ;

— переводить иностранную валюту и валюту РФ с территории РФ;

— получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ.

C. Нерезидентам разрешается также проводить операции в рублях через банковские счета и банковские вклады, но с условием, что такие счета или вклады открываются только в уполномоченных банках.

D. На территории РФ им разрешено осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», которая введена в действие в 1994 году.

Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам: если невозврат валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, то в 1999 году составил около 4%.

На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж. Эту проблему можно было решить только путем введения жесткой системы таможенно-банковского контроля.

Эта система, будучи введенной в действие сравнительно недавно, уже привела к ощутимым результатам: к снижению сокрытой выручки предприятий, уменьшению незаконных валютных операций, осуществляемых резидентами РФ. Достичь этого удалось посредством двустороннего валютного контроля, с одной стороны контроля за поступлением валютной выручки, а с другой контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары.

Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.

В современной России влияние валютной политики на развитие национальной экономики значительно, но ее последствия двояки. Высокая зависимость федерального бюджета от доходов, поступающих от экспортно-ориентированных отраслей, определяет значение политики валютного обменного курса для поддержания как финансовой, так и социально-экономической стабильности в стране. В то же время, с одной стороны, в нашей стране государственная валютная монополия была отменена только в начале 1990-х годов, и еще не сформировались институты, способные регулировать валютный обменный курс исключительно рыночными методами. С другой стороны, значительная часть национальной экономики по большей части ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей. Для этого сегмента национальной экономики колебания валютного курса выступают как экзогенные шоки, подавляющие (в случае ревальвации национальной валюты) или стимулирующие (в случае девальвации) его конкурентоспособность. Противоположно действующие факторы определяют избирательное воздействие валютной политики на национальную экономику.

Постепенная интеграция российской экономики в международное разделение труда, выход национальных компаний на мировые рынки товаров, ресурсов и капиталов порождают необходимость в прогнозируемой и стабильной валютной политике, соответствии требований национального валютного регулирования общепринятой мировой практике с учетом национальных интересов страны.

Вопросы, связанные с формулированием валютной политики, определением ее социально-экономических последствий, находятся в центре острых теоретических и политических дискуссий. В частности, в нашей стране продолжается дискуссия по вопросу о том, следует ли ужесточить валютное регулирование и контроль или же продолжить валютную либерализацию. Постепенный курс на либерализацию валютного регулирования, проводимый в нашей стране со второй половины 2000 г., хотя и находит отражение в изменении действующего законодательства, поддерживается далеко не всеми российскими специалистами.

Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.

В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.

В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.

В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего полного становления, оно объективно ограничено, не полностью систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика государства.

В современных условиях очевидна масштабность и значимость валютного контроля для российской экономики. Совершенствование механизма его осуществления способно дать положительные результаты, а именно снижение уровня «бегства» капитала за границу, создание благоприятного климата для инвестиционного производства, укрепление российской валюты, превенция нарушений валютного законодательства, борьба с нелегальной экономикой.

Система валютного регулирования ориентируется на достижение общеэкономических целей, среди которых стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией и другие. Валютная политика является мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права. Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием форм своего выражения, а также большим количеством средств, способов, методов регулирования.

Валютная политика в РФ определяется тем, что наша страна является основным сырьевым экспортером, и валютный курс играет очень большую роль в развитии всего сектора нашей экономики. Поэтому детального изучения требуют вопросы валютного регулирования и валютного контроля, которые необходимо совершенствовать для укрепления национальной экономической безопасности и развития всей экономики. Потому как до настоящего времени, и кризис это проявил, существует проблема долларизации российской экономики. Текущая валютная политика России базируется на регулировании валютного курса с помощью интервенций Банка России на валютном рынке, установления нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров и услуг, а также ограничении международного движения капитала, включая валютный контроль.

Тема на данный момент актуальна, т.к. современные экономические условия в России, привели к активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, путем роста ответственности за нарушения российского законодательства, а также за несоблюдением резидентами и нерезидентами нормативных требований валютного законодательства и валютного регулирования Российской Федерации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *