Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие новые правила техосмотра для легковых автомобилей будут в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?
Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.
Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:
- заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
- паспорт собственника машины;
- ПТС, если выдан в бумажном виде;
- свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
- документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
- полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).
Чем обусловлена необходимость индексации цен
Напомним, что технический осмотр является услугой с государственным регулированием. Это означает, что оператор не вправе индексировать цены по собственному усмотрению. Данный факт сдерживает развитие пункта, снижает финансовую привлекательность бизнеса.
Законодательный механизм индексации цен необходим по следующим причинам.
- Инфляция. Высокие показатели инфляции приводят к увеличению издержек. Возрастают цены на расходные материалы, комплектующие для оборудования, вспомогательные принадлежности.
- Необходимость увеличения зарплат. На большинстве предприятий предусмотрен механизм индексации окладов. Он призван сохранить достойную оплату труда и обеспечить соблюдение нормативов в части минимальной ЗП.
- Низкая финансовая привлекательность отрасли. Работа по неизменным тарифам исключает полноценное развитие бизнеса, приводит к оттоку специалистов.
Отмечается, что целью реформы является приведение уровня цен в соответствие с экономической ситуацией в регионе.
Где пройти технический осмотр согласно новым правилам
Для прохождения технического осмотра обратитесь в компанию «ДокАвто». Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества всем категориям клиентов.
- Справедливые цены. Стоимость услуг не обременена сборами и комиссиями, соответствует государственным нормативам.
- Работа с любыми заказчиками. Воспользоваться помощью компании могут частные лица, коммерческие организации и государственные учреждения.
- Профессиональный подход. Проверку транспортных средств осуществляют компетентные специалисты. Они учитывают параметры эксплуатации транспорта, требования отраслевых нормативов и конструктивные особенности техники.
- Качественное оснащение. Пункты осмотра укомплектованы поверенным оборудованием, принимают легковые автомобили, мотоциклы и специализированную технику.
- Удобное расположение. Проверить транспортное средство можно в различных частях города. Обилие пунктов осмотра позволяет рационально использовать время, выбрав ближайший из них.
Информацию по организации и прохождению процедуры технического осмотра предоставляют штатные консультанты. Они расскажут, как подготовиться к мероприятию, сообщат о действующих ценах, ответят на имеющиеся вопросы.
Для общения со специалистами воспользуйтесь телефоном или функционалом сайта.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Какие правила техосмотра автомобиля сохранились
Вопрос о том, нужно ли пройти техосмотр, даже не стоит, поскольку ответ очевиден – конечно, нужно. Но новые правила 2022 года внесли свои коррективы в рассматриваемую практику. Но нечто знакомое все же осталось. В частности, техническая часть, которая практически никак не изменилась. Были внесены только небольшие поправки в процесс, но они незначительные.
Например, есть не совсем новое правило – оператор должен особо пристальное внимание обратить на то, как работают тормоза. Они в обязательном порядке должны быть полностью исправными, чтобы водитель мог вовремя остановиться. Также очень важным является исправность рулевого управления. Логично, что это нужно, чтобы не возникало проблем по части задавания направления автомобилю. Очень важный аспект – исправность мотора. Помимо двигателя обязательно обращается внимание на работу его систем.
Обязательно должны быть исправными световые приборы, поскольку они делают легковойавтомобиль заметным на дороге и помогают безопасно передвигаться в темное время суток. Стеклоочистители и омыватели гарантируют, что водитель сможет видеть дорогу, даже если лобовое стекло будет запачкано. Шины и колеса также проверяются. Например, резина должна соответствовать сезону и не быть изношенной.
Ещё одно правило на тему передних стекол заключается в том, что они не должны закрываться тонированными пленками. Это снижает видимость, и пройти техосмотр не выйдет. И обязательно должны быть исправными ремни безопасности. К звуковым сигналам также выдвигаются свои требования, главным из которых является исправность.
Легковой автомобиль должен соответствовать требованиям по безопасности, что использовались на момент его производства. Это значит, что если производитель не предусматривал ремней безопасности, дополнительно ставить их на машину не потребуется. Обычно это касается раритетных автомобилей. Таковыми могут признать машины, которые выпускались 30 лет назад и раньше.
Оператор должен проверять, соответствует ли автомобиль всем этим требованиям, но придумывать свои он не имеет права. Потому если все нормы соблюдены, а специалист отказывается утверждать диагностическую карту, несмотря на успешное прохождение процедуры, для него могут быть последствия. Кроме того, сотрудник ГИБДД не может аннулировать диагностическую карту по придуманному поводу. Потому вы в любом случае получите ОСАГО.
Старые действующие документы на автомобиль, несмотря на новые правила, отменять не будут. Если диагностическая карта все ещё работает, она будет продолжать это делать без прохождения повторной процедуры. Если же сроки истекают, оформление техосмотра будет проходить уже по новым правилам. Другими словами, большинство водителей почувствуют изменения уже с октября текущего года, поскольку большинство СТО пока не успели подготовиться к новым условиям. Если оформляете ОСАГО, это нужно учитывать.
Получить юридическую помощь по вопросам техосмотра автомобиля можно на нашем сайте.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Почему был принят новый закон?
Эксперты говорят, что техосмотр в 2022 году превратился в формальность. В законе уже закреплена обязанность водителя следить за техническим состоянием транспортного средства. Если инспектор посчитает, что неисправность угрожает безопасности дорожного движения, он имеет право выписать штраф в 500 рублей и потребовать прекратить нарушение.
При сохранении прежних правил техосмотр в 2022 году должны были проходить порядка 30 миллионов автомобилей. Такая нагрузка не позволяет сотрудникам пунктов технического контроля проводить должный осмотр каждой машины. После принятия нового закона число процедур сократится до 5–6 миллионов в год. Это позволит уделить должное внимание автомобилям, у которых высок риск попадания в серьёзное ДТП.
Какие изменения произошли к 2022 году?
Последний официальный закон, который вносил изменения в правила прохождения техосмотра, был утвержден в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за режима самоизоляции.
Однако можно констатировать, что чиновники так и не завершили намеченную «реформу», поскольку уже сейчас законодатели рассматривают новый закон, который вовсе отменит техосмотр в 2022 году для большой категории автовладельцев.
Вместе с этим, с 1 марта введена новая норма, согласно которой от техосмотра освобождаются транспортные средства возрастом до 4 лет (ранее – до 3 лет). Также согласно поправкам, техника возрастом 4-10 лет должна проходить осмотр один раз в два года (ранее это касалось 3-7-летних машин), а более 10 лет – ежегодно. Такой же ежегодный техосмотр остался обязательным для автобусов, грузовиков и автомобилей такси.
Также с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты стала применяться электронная запись в базе данных ЕАИСТО. Это сделано для того, чтобы контролировать наличие техосмотра при помощи дорожных камер видеофиксации. Штраф за отсутствие технического осмотра у автомобилей, принадлежащим физлицам, остался прежним – 2000 рублей. Юридическим же лицам могут предъявляться более серьезные санкции – 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч – за повторное.
Правила прохождения техосмотра автомобиля в 2022 году
Как вы уже поняли, от обязательного техосмотра освобождены ТС категории В, которые используются в личных целях. Проверка наличия диагностической карты осуществляется с помощью ЕАИСТО. Если карта не действует, то вам откажут в регистрации.
Необходимо учитывать и то, что если вы по закону не проходите техосмотр автомобиля в 2022 году, то сотрудники ГИБДД все равно имеют право остановить вас за неисправность ТС. Тогда машину могут эвакуировать, наложить штраф и обязать провести ремонт. Уберечь вас от такого неприятного развития событий поможет только действующая диагностическая карта.
Важно: инспектор ГИБДД имеет право проверить вашу машину при наличии диагностической карты, если неисправности очевидны!
Наклейка на лобовое стекло о прохождении техосмотра
Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в виде наклейки, которая размещалась в правом нижнем углу ветрового стекла транспортного средства по ходу его движения, в настоящее время при прохождении техосмотра не выдается, соответственно, клеить на стекло ничего не надо.
В соответствии с подпунктом 12.1.3 пункта 12 ПДД в редакции Указа №492 в перечень документов, который водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ внесено разрешение на допуск ТС к дорожному движению. Разрешение, выданное на допуск к участию в дорожном движении прицепа (полуприцепа), мотоцикла, автомобиля хранится у владельца.
Для получения статуса пункта технического осмотра автотранспорта необходимы разрешительные документы, выдачей которых, согласно Правилам аккредитации операторов ТО (утвержденных приказом Минэкономразвития), занимается РСА. Целью аккредитации является установление соответствия заявителя требованиям закона.
Для получения аттестата в РСА необходимо предоставить:
- заявление;
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подтверждение наличия помещения – документы о собственности или аренде помещения;
- документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде необходимых технических средств, советующих списку для выбранной категории транспорта;
- документы на предоставление услуг связи для регулярной передачи информации в единую информационную систему (ЕАИСТО), содержащую информацию об автовладельцах и их техосмотре;
- подтверждение наличия в штате технического эксперта, соответствующего установленным требованиям;
- доверенность от юридического лица для подтверждения правомочности подписи лица, поставившего подпись в заявлении;
- опись вложения;
- платежный документ, подтверждающий оплату проведения аккредитации.
Разрешение РСА выдается оператору ТО на конкретно выбранную им область – категорию ТС, досматривать которую ему дает право полученный аттестат.
Категорию нужно выбрать из списка транспортных средств:
- мотоциклы (L);
- для перевозки пассажиров, имеющее менее 8 мест (М1);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой менее 5 тонн (М2);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой более 5 тонн (М3);
- грузовые грузоподъемностью менее 3,5 тонн (N1);
- грузовые грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн (N2);
- грузовые грузоподъемностью более 12 тонн (N3);
- прицепы массой менее 0,75 тонн (О1);
- прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн (О2);
- прицепы массой от 3,5 до 10 тонн (О3);
- прицепы массой свыше 10 тонн (О4).
«Надо привыкнуть». Можно ли оформить ДТП онлайн и будут ли вообще этим пользоваться?
«У нас с коллегами есть общий чат, где мы обсуждаем проблемы. И, по моему мнению, все готовы. Об изменениях стало известно не вчера. Кто хотел, успел переоборудоваться или найти подходящее помещение. Кто-то сократил область аккредитации, чтобы получить разрешение. Например, отказался от грузовиков и оставил только легковые авто. Все проблемы для операторов решаемы: ничего сложного в правилах нет», – объяснил эксперт.
А вот к самой базе ЕАИСТО у барнаульских операторов есть большие вопросы. По крайней мере, сейчас: по словам собеседника, данные в систему внесли с ошибками. И многие просто не смогли бы с 1 марта оформлять диагностические карты.
«Систему нам дали всего неделю назад, чтобы протестировать. Пока она очень сырая и продумана не до конца. Хоть на нее и потратили десятки миллионов, как я знаю. Там все забито на скорую руку: у кого-то эксперта нужного не добавили, а у кого-то перепутали широту и долготу. Если так будет 1 марта, то мы просто не сможем работать. Надеюсь, все это исправят. Хотя времени осталось немного», – объяснил руководитель техцентра.
Возможно, одной из причин переноса сроков новых правил ТО и стала неготовность системы ЕАИСТО.
5 Если правила новые, то и техосмотр, наверное, подорожает Пока о повышении расценок информации нет. Тарифы на техосмотр в России фиксированные. Более того, во многих регионах (в том числе и в Алтайском крае) их не пересматривали с 2012 года. Например, сейчас ТО для легкового автомобиля в нашем регионе стоит 425 рублей. И пока точно ничего не изменится. Но операторы уверяют, что цена слишком низкая и ее давно нужно поднимать, а тем более после очередных изменений в правилах. В правительстве пока думают над повышением, но точной информации об этом нет. 6 А если я оформлю диагностическую карту до октября, снова, что ли, на техосмотр ехать? Нет. Если вы прошли техосмотр до 1 октября 2021 года, то ваша диагностическая карта продолжит действовать, как положено. А вот когда срок действия подойдет к концу, нужно будет пройти ТО по новым правилам. 7 Правда, что все «серые» диагностические карты аннулируют?
В ближайший год – нет. Конечно, если вас поймают на нарушении и обнаружат «серый» талон, его аннулируют. Но массовой «чистки» пока никто не планирует.
А вот в 2022 году водителям с незаконными диагностическими картами придется несладко. В силу вступит новый штраф за езду без техосмотра. Причем ловить нарушителей будут уже не инспекторы, а дорожные камеры. Если вашу машину «щелкнут» и выяснят, что диагностической карты нет в базе ЕАИСТО, вам придется заплатить 2 тысячи рублей. Причем этот штраф смогут выписывать раз в сутки. Так что ездить с «серым» талоном станет очень невыгодно.
Средняя стоимость по категориям
На стоимость техосмотра легкового, грузового и иных транспортных средств влияют 3 фактора:
- категория;
- возраст;
- регион.
Сейчас итоговая сумма складывается из цены на каждую операцию. С автовладельцев сняли обязательство платить государственную пошлину. Они должны вносить плату только за саму процедуру техосмотра.
Правительство РФ не установило единый тариф для процедуры. Но указала рекомендованнуюцену техосмотра – 1000 рублей.Поэтому сколько будет стоить техосмотр машины, нужно узнавать непосредственно на месте.
Важно! В 2022 году владельцы ТС могут проходить техосмотр в любом из регионов России. Ранее процедура была доступна только по месту регистрации транспортного средства.
При изучении цен на услугу автолюбителям рекомендуется ориентироваться на средние показатели. Для каждой категории они свои. Самые распространенные категории рассмотрены в таблице.
Категория | Характеристика ТС | Средняя цена (в рублях) |
М1 | Назначение — перевозка пассажиров (не более 8 мест) | 720 |
М2 | Назначение — перевозка пассажиров (более 8 мест, вес до 5 тонн) | 1290 |
М3 | Назначение – перевозка пассажиров, более 8 мест, вес свыше 5 тонн | 1560 |
N1 | Грузовые перевозки, масса не более 3,5 тонн | 770 |
N2 | Грузовые перевозки при массе от 3,5 до 12 тонн | 1510 |
N3 | Грузовые перевозки при массе свыше 12 тонн | 1630 |
01 | Прицепы массой менее 0,75 тонн | 600 |
02 | Прицепы с массой в диапазоне 0,75-3,5 тонны | 600 |
03 | Прицепы с массой в диапазоне 3,5-10 тонн | 1050 |
04 | Прицепы с массой свыше 10 тонн | 1050 |
Когда речь идет о легковых автомобилях, то по стоимости техосмотра они приравниваются к категории М1.
Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС
Проведенный анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 ₽.
Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному.
В Севастополе (старая цена — 559 ₽) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев.
Московские власти выбрали тариф 913 ₽ для легковых автомобилей (цена 720 ₽ не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.
С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего, — Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%).
Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 ₽ проиндексировать на 75,2%.
Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11−1,2 тыс. до 1,2−1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 ₽ до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 ₽ и 510 ₽ соответственно до 913 ₽).
В подмосковном комитете по тарифам пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе.
В Ростовской области цены определят к концу года, сообщили в региональной службе по тарифам, но конкретных цифр не назвали, отметив лишь, что «размер платы немного увеличится».
По ряду регионов не удалось найти подтвержденных данных о планах пересмотра тарифов, например по Чечне, Адыгее, Северной Осетии, Башкирии, Воронежской области. В правительстве Крыма заявили, что пока не планируют повышение цен.
Власти обсуждают этот вопрос с ФАС с учетом тяжелого положения перевозчиков в связи с изношенностью подвижного состава и повышением цен на топливо, запчасти и комплектующие.
Чиновникам собрать необходимые данные с операторов будет сложно: у некоторых компаний даже бухгалтера своего нет, заявил глава Гильдии операторов ТО при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек.
Власти Ленинградской области, к примеру, собрали сведения лишь с 32% компаний. «Но мы все же посчитали, что с учетом инфляции тариф в Москве должен был подняться до 1,33 тыс. руб. И это минимум, который позволил бы бизнесу хоть как-то существовать, — говорит господин Волчек.— А 913 ₽— ни о чем.
Для других регионов такой тариф, возможно, и подходит, но непонятно, почему в Москве он меньше, чем в Санкт-Петербурге».
В регионах, где тариф увеличился меньше, чем показатель инфляции, власти просто не захотели считать, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. Регионы списали тарифы с минимумов ФАС, даже не попытавшись учесть инфляцию, а уж тем более собрать данные с операторов, соглашается руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин.
В ФАС заявили, что собираются проанализировать новые тарифы в регионах после их окончательного утверждения. Там отметили, что ранее, после вступления в силу методики, разъясняли документ субъектам федерации.