Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На компенсационные выбросы загрязняющих веществ начисляется ндс в смете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При разработке проекта НДС необходимо использовать Методику, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (действует до 31.08 2022).
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 66,17 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Налог на добавленную стоимость
Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ предъявленные продавцом суммы НДС могут быть приняты к вычету при соблюдении следующих условий:
товар (работа, услуга) приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
товар (работа, услуга) принят к учету;
имеется соответствующий счет-фактура.
В данном случае приобретение услуг связано с необходимостью утилизации сточных вод, образующихся в ходе функционирования организации, поэтому есть основания утверждать, что возникающие при этом расходы относятся к затратам производственного характера. То есть можно говорить о том, что плата за услуги «Водоканала» связана с основной (производственной) деятельностью общества, которая облагается НДС. Поэтому, по нашему мнению, при наличии соответствующего счета-фактуры организация может принять к вычету НДС, выставленный специализированной организацией.
Существует вероятность того, что налоговые органы откажут обществу в праве на вычет сумм НДС, приходящихся на плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации. Основания для отказа могут быть следующие. В Письме Минфина России от 12.08.2005 N 03-03-04/1/166 указывается на отсутствие права на вычет сумм НДС, уплаченных при перечислении платежей за загрязнение окружающей среды энергоснабжающей организации, исходя из того, что данные платежи относятся к доходам бюджета, на которые НДС не начисляется. Следовательно, суммы НДС, неправомерно выставленные энергоснабжающей организации, не могут быть приняты к вычету.
Также необходимо отметить, что в ряде случаев налоговые органы отказывают в вычете НДС на основании того, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) не учитываются при расчете налога на прибыль.
Как указывалось выше, налоговые органы признают плату за сверхнормативные сбросы расходами, не учитываемыми для целей гл. 25 НК РФ, в результате чего по таким суммам может быть отказано в принятии к вычету НДС.
Однако, по нашему мнению, данные суммы являются платой за услуги «Водоканала», которые облагаются НДС и относятся у абонента к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемый доход для целей гл. 25 НК РФ.
Пункт 7 ст. 171 НК РФ определяет, что если расходы принимаются в налоговом учете по нормативам, то суммы НДС по таким затратам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Если же норма превышена, НДС в части превышения к вычету предъявить нельзя. Рассматриваемые платежи в гл. 25 НК РФ не нормируются. При этом сумма таких расходов напрямую связана с осуществлением производственного цикла предприятий. Поэтому суммы НДС, предъявленные энергоснабжающей организацией за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в систему канализации, общество имеет право принять к вычету в полном объеме.
В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2022) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.
Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Как рассчитать платежи за НВОС
Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.
По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
На компенсационные выбросы загрязняющих веществ начисляется ндс в смете
Скажите, какие виды компенсации вы встречали? В чем различие платежей (штрафы, взносы , выполнение работ)? Можете взять свой пример с рыбой или допустим с лесом. Так же ваш пример про «выбросы в атмосферу» — совсем не к делу. У вас интересный подход, просить уважаемую Veroniku, о том что бы автор пояснил Статья 346.11.
Упрощенная система налогообложения, я правильно нашел ? Как сказано выше из названия темы все понятно. Вообще не пойму о чем спор. Если включено в одну из глав сводного сметного расчета стоимости строительства (и даже неважно, в какую именно главу), то с какой стати это вдруг не должно облагаться НДС! Галин, на самом деле вопрос интересный и ответа я не нашла. если налог уплачивается в бюджет и уплачивается заказчиком — о каком НДС может идти речь? если подрядчиком, и в соответствующую структуру — то с НДС вроде как. и еще не забываем что НДС у нас не все облагается.
Этот показатель определяется для каждой конкретной организации индивидуально и утверждается Росприродназдором.К примеру, показатель норматива у двух организаций, ведущей аналогичную производственную деятельность, может быть разный, если:
- на одном из предприятий размещено больше загрязняющих объектов, чем на другом;
- одно из предприятий осуществляет более качественную техническую переработку сырья и материалов с вредными примесями;
- на одной из организаций имеются более качественные системы очистки;
- объемы производства продукции на предприятиях существенно отличаются.
Для выявления средненормативных показателей Вам нужно провести обследование оборудования и производственных мощностей, после чего произвести необходимые расчеты. Разработку нормативных показателей может осуществлять как специалисты предприятия, так и сторонние организации.
Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
- остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Расчет платы осуществляется в соответствии с:
1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;
2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);
3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.
Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».
Можно ли обойтись без расчета компенсации НДС при УСН
На практике встречаются два варианта развития событий для «упрощенца», и оба – неправильные:
Вариант учета НДС |
Последствия |
Подрядчик никак не учитывает НДС в смете, а в учете отражает его в составе накладных расходов |
|
Исполнитель на УСН предъявляет заказчику счет-фактуру |
|
Компенсация НДС при УСН в смете: формула
Чтобы правильно рассчитать размер компенсации НДС, необходимо воспользоваться расчетной формулой и знать некоторые тонкости их использования.
Формула для расчета затрат на компенсацию НДС
(МАТ + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20 |
|
---|---|
МАТ | материальные затраты на выполнение работ |
ЭМ | затраты на эксплуатацию машин |
ЗПМ | затраты на заработную плату машинистов |
НР | накладные расходы (норматив включения накладных расходов в компенсацию НДС равен 17,12%, исключение районы Крайнего Севера – 18,2%) |
СП | сметная прибыль компании (норматив включения сметной прибыли в компенсацию НДС равен 15%) |
ОБ | размер чистой эксплуатации оборудования |
0,20 | налоговая ставка по НДС на момент написания статьи |
Итак, при составлении сметы организации, выбравшей упрощенный режим налогообложения, следует заложить налог на добавленную стоимость. Но в расчетной части документа указывать графу «НДС» будет неверно. Следовательно, включите специальный раздел «Компенсация по НДС при УСН» в смете.
А вот что включать в данное поле, ведь просто применить действующую ставку к конечной стоимости работы, услуги неправильно. По крайней мере, ставок НДС как минимум три: 0 %, 10 % и 20 %
ВАЖНО! С 01.01.2019 года применяйте новую повышенную ставку НДС в 20 % взамен старой, равной 18 %. Учитывайте положения ко всем поставкам и отгрузкам товара, которые были совершены уже в 2019 году.
Формула компенсации НДС при упрощенной системе налогообложения:
(МАТ + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20,
где:
- МАТ — это материальные затраты на оказание услуги, выполнение работы;
- ЭМ — сумма затрат на эксплуатацию машин;
- ЗПМ — заработная плата и вознаграждения машинистов и иных специалистов, осуществляющих эксплуатацию машин;
- НР — накладные расходы. Для данной категории затрат, которые можно включить в расчет компенсации НДС при УС в смете, определен норматив 17,12 %;
- СП — сметная прибыль компании, заложенная в расчет. К данному показателю также установлен лимит — 15 %;
- ОБ — это чистая эксплуатация оборудования для оказания услуг, работ;
- 0,20 — это действующая ставка налога. Ранее показатель равнялся 0,18 (18 % до 31.12.2018).
Полученную сумму компенсации убытков НДС укажите в специальном разделе сметной документации.
В случае выставления счета-фактуры с выделением НДС налогоплательщик, применяющий УСН, перечисляет налог в бюджет по мере поступления оплаты от контрагента
Примечание: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.11.2012 № А27-8123/2012
Организация применяет УСН и, соответственно, не признается плательщиком НДС. Однако она выставляла счета-фактуры с выделением суммы указанного налога, перечисляя в бюджет НДС по мере поступления оплаты от контрагента. По результатам камеральной проверки инспекция приняла решение о доначислении компании НДС. Свое решение налоговый орган мотивировал тем, что обязанность по уплате указанного налога возникает у организации с момента выставления счетов-фактур и не связана с фактом оплаты товара покупателем. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Суды первой и второй инстанций удовлетворили требования организации, исходя из следующего. Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ по общему правилу применяющие УСН организации не являются плательщиками НДС. Однако такие лица должны перечислить в бюджет НДС в случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Налог при этом уплачивается по итогам каждого квартала исходя из соответствующей реализации товаров за истекший налоговый период (п. 4 ст. 174 НК РФ). Судами установлено, что налогоплательщик выставил счета-фактуры с выделенным НДС, однако они были оплачены покупателем лишь частично. В этом случае организация обязана перечислить в бюджет только те суммы налога, которые фактически получены от покупателя, то есть НДС исключительно с оплаченной суммы реализации. По мнению судов, именно такая ситуация предусмотрена п. 5 ст. 173 НК РФ.
Суды отметили, что обязанности по исчислению и уплате суммы НДС согласно выставленным счетам-фактурам не изменяют статуса лиц, не являющихся плательщиками данного налога. К таким лицам не может быть применен общеустановленный порядок исчисления и уплаты налога, предусмотренный ст. ст. 153, ст. 167 и ст. 173 НК РФ.
Таким образом, применяющая УСН организация правомерно перечисляла в бюджет НДС по мере того, как от покупателя поступали суммы оплаты товаров по счетам-фактурам с выделенным НДС.
Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 06.11.2012 № А27-3594/2012, ФАС Уральского округа от 14.12.2011 № А34-1747/2011. Однако следует отметить, что использование такого подхода может повлечь споры с налоговыми органами. При этом не исключено, что суд сделает противоположный вывод о правомерности применения положений Налогового кодекса РФ относительно момента определения налоговой базы (дата отгрузки или дата предоплаты) к лицам, не признаваемым плательщиками НДС. Косвенно это подтверждает ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.03.2010 № А63-13200/2006-С4
Примечание: Определением ВАС РФ от 27.04.2010 № ВАС-4888/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ. Примечание: Налоговый агент по НДС. Независимо от системы налогообложения, в случаях, предусмотренных статьей 161 НК РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов.
Сколько по времени это займет?
Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников выбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы-состоит из нескольких этапов и в сумме занимает от полугода до 9-ти месяцев.
I этап: Инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
На данном этапе проводится:
- Инвентаризация источников загрязнения атмосферы;
- При необходимости количественный химический анализ атмосферного воздуха аккредитованной лабораторией;
- Получение справок Центрального УГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия.
II этап: Разработка Проекта нормативов ПДВ
На данном этапе наши специалисты выполняют все необходимые расчеты и оформляют проект.
После разработки проект подлежит согласованию и утверждению у заказчика.
Срок выполнения этапа составляет от 20-ти рабочих дней в зависимости от количества площадок и источников загрязнения атмосферы.
Большинство предприятий в первую очередь занимаются разработкой раздела инвентаризации источников выбросов, а затем на его основе разрабатывают сам проект ПДВ.
Раздел инвентаризации не требует согласования с контролирующими органами. Наша компания может предложить, как разработку проекта ПДВ совместно с разработкой раздела инвентаризации, так и по отдельности.
Но при совмещении инвентаризации и разработки проекта ПДВ удобнее как предприятию, так и разработчику данной документации, по причине сокращения сроков выполнения и затрат.
III этап: Согласование проекта в уполномоченных государственных органах
- Экспертиза проекта ПДВ в Территориальном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с получением экспертного заключения. Срок в соответствии с регламентом 60 рабочих дней с момента оплаты счета ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» за экспертизу.
- Экспертиза проекта в территориальном Управлении Роспотребнадзора последующим получением санитарно-эпидемиологического заключения. Срок от 14 до 30 рабочих дней.
- Экспертиза проекта в территориальном Департаменте Росприроднадзора, либо Департаменте Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы или Министерстве экологии и природопользования Московской области (для предприятий не подлежащих федеральному экологическому контролю) для получения Приказа об утверждении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух..
Срок выполнения — 30 рабочих дней.
Формула компенсации НДС при УСН в смете
Формула компенсации НДС при УСН в смете в письме Госстроя № НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г. является на сегодняшний день основной формулой. Хотя следует отметить, что существует некоторая неопределенность в решении данного вопроса.
Неопределенность эта связана с тем, что формула УСН в смете и, кроме этого, тезисы, касающиеся определения стоимости накладных расходов и сметной прибыли в сметах на «упрощенке», были рекомендованы разными нормативными документами, иногда несколько противоречащими друг другу. Поэтому о том, какая формула расчета компенсации НДС20% в смете будет применена, должно быть уточнено не только текстом контракта на объект строительства, но и действующими региональными регламентирующими документами.
Итак, возвращаясь к тексту письма №НЗ-6292/10 от 06.10.2003 г., можно выделить несколько направлений. Первым из них является формула упрощенной системы налогообложения для сметы. Следует также уточнить, что как таковой формулы в письме нет, однако, в приложении к письму приведен пример расчета, который позволит понять, как в смете учитывается УСН.