Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФАС России: задачи, функции, полномочия и поиск нарушителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суть антимонопольного законодательства состоит в создании условий для свободного предпринимательства и в обеспечении свободной рыночной конкуренции. Исполнение постулатов антимонопольного законодательства невозможно без введения антимонопольных ограничений.
Дата основания: | 9 марта 2004 года |
Подчинено: | Правительство Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Правительство Российской Федерации |
Предшественники: | Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства |
Федеральная антимонопольная служба
- Добавлено в закладки: 0
- Что такое федеральная антимонопольная служба? Описание и определение понятия
- Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции принятия правовых нормативных актов и контролю за выполнением законодательства в области деятельности естественных монополий (в части полномочий антимонопольного органа, которое установлено законодательством), рекламы, антимонопольного законодательства, контролю за проведением зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону безопасности государства и страны, контроля (надзора) в области оборонного государственного заказа и в области закупок услуг, товаров, работ для обеспечения муниципальных и государственных нужд и согласованию использования закрытых методов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции. Направление, развитие и государственные цели ФАС
Дом 1155.763611
, 37.586944 55°45′49″ с. ш. 37°35′13″ в. д. /
55.763611° с. ш. 37.586944° в. д. (G) (O)
Число сотрудников
614 человек (центральный аппарат), 2576 человек (территориальные подразделения) (2012 год)
Руководитель
И. Ю. Артемьев
Статс-секретарь
А. Ю. Цариковский
Сайт
fas.gov.
ru
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)
— федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы , контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества , имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства , а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу , а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну) .
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) образован в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» . Председателем Комитета был назначен Валерий Черногородский . Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение о ГКАП России, которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 .
В целях реализации Послания Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Фонарева .
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Н. Е. Фонарева), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель И. М. Хакамада), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель В. И. Будько) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель В. М. Горячев). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Ходырев .
Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года. В мае 1999 года министром стал Илья Южанов .
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе . Руководителем службы назначен Игорь Артемьев .
Основные направления деятельности
На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:
- Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
- Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
- Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.
Федеральные органы исполнительной власти России (c 21 мая 2012 года) | |
---|---|
В ведении Президента Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
|
Федеральные службы | |
Федеральные агентства | |
В ведении Правительства Российской Федерации | |
Министерства со службами и агентствами |
|
Федеральные службы | |
Федеральные агентства |
ФАС России на современном этапе
Создание Общественного совета проводилось по новым правилам, разработанным правительством: участвовали Гражданская палата Российской Федерации и Открытое правительство. Он образован из представителей неправительственных и некоммерческих организаций – 75% кандидатов от гражданской палаты и 25% – от Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. В Общественный совет вошли представители ведущего бизнеса ассоциации, Ассоциация юристов России, Ассоциация экспертов по конкуренции.
ФАС России разработал Порядок исчисления максимально допустимого ежегодного перечисления тарифов на услуги общего пользования и связи с общественностью, используя метод максимального ценообразования и правила его применения.
Такие изменения дают возможность получить прибыль от эффективного управления затратами. Цель метода, обеспечивающего возможность получить прибыль от эффективности управления затратами (инфляция минус X-фактор) заключается в подчинении предмета естественных монополий правилам, воспроизводят дисциплину конкурентных рынков. Этот подход определяет обоснованность сравнения динамики производительность экономического субъекта с производительностью экономики страны в целом и будет точнее отражать стимулы рынке. Операторы связи осуществляли апробацию Приказа. этот метод может применяться не только в сфере общения, но и в других регулируемых сферы.
Проект этого нормативно-правового акта прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу и была утверждена FAS Методическим советом по вопросам тарифного регулирования. Утверждение приказа запланировано на 2018 год. Регулирования в топливно-энергетическом комплексе
Защита конкуренции и свободного предпринимательства
Главным направлением деятельности антимонопольного органа является контроль за соблюдением Федеральных законов «О защите конкуренции» и «О естественных монополиях».
Перечислим, чем занимается Федеральная антимонопольная служба в рамках указанного законодательства:
- Осуществляет рассмотрение дел о нарушении такого законодательства.
- Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений.
- Выдает предупреждения о завершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий.
- Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства.
- Устанавливает доминирующее положение организации на рынке.
- Осуществляет инспекцию за деятельностью предприятий, осуществляющих торговлю на рынках определенных товаров.
- Осуществляет другие полномочия, предусмотренные указанными федеральными законами.
В антимонопольную службу могут обращаться все жители страны с рекомендациями о совершенствовании, а также направлять жалобы о нарушении своих прав, если их рассмотрение входит в юрисдикцию ФАС.
Заявление с рекомендациями о совершенствовании деятельности ФАС должно составляться письменно. В нем необходимо указать ФИО и должность руководителя, которому адресовано заявление. Ниже указываются личные данные заявителя. Далее описывается суть рекомендаций, перечень приложенных документов (если они есть), подпись и дата.
Законодатель дает гарантию, что на протяжении трех дней с даты регистрации (получения) документа сотрудниками ФАС оно будет рассмотрено, а в период, составляющий 1-2 месяца, в зависимости от уровня сложности каждого отдельного случая, будет дан ответ.
В случае, если гражданин решит направить жалобу в антимонопольную службу, ему необходимо удостовериться, что причина претензии весома. Такой причиной может стать, например, наличие трудностей, которые создают местные органы самоуправления или монополии, созданные естественным путем, для деятельности конкретного предпринимателя. ФАС имеет большое влияние, в которое включаются не только проверки их службами, но и налоговыми.
В претензии, помимо ее сути, важно название. Зачастую, его прописывают следующим образом: «Жалоба на действия определенного лица». В зависимости от ситуации. «действия» необходимо заменить на «бездействия», а вместо «определенного лица» подставить ФИО того сотрудника, на которого составляется жалоба.
Под действиями (или бездействиями), которые нарушают права предпринимателя, понимают любые нарушения относительно предпринимательской деятельности, например, срыв сроков закупок, отсутствие адекватной информации и перечня документации относительно проводимого тендера и т.д. Также необходимо добавить копии всех имеющихся доказательных документов.
В конце претензии должно стоять ее заверение. Обычно под ним понимается подпись предпринимателя или руководителя фирмы, а также штамп. В отдельных случаях будет достаточно и подписи, однако, в такой ситуации, будет необходимо предоставить доказательства отсутствия печати.
Направить жалобу можно:
- лично принеся ее в территориальный орган ФАС (что будет значительно быстрее остальных способов);
- отправить почтой (заказным письмом);
- воспользовавшись услугой курьера.
В условиях, когда жалоба не касается тендеров, обратиться в ФАС возможно с помощью их официального сайта или по адресу электронной почты, который также указан на сайте. В электронном письме необходимо предоставить все доказательные документы в виде сканов. Принять к производству такую жалобу должны на протяжении 30 дней с даты отправки письма. Однако, указанный период может увеличиться, если службе потребуются дополнительные документы и проверка. По факту принятия к производству жалобы, заявитель получает подтверждение или отказ.
В электронном письме необходимо указать тему с пометкой: «Жалоба». Это поможет сократить срок рассмотрения претензии.
Федеральная антимонопольная служба создана для обеспечения уверенности в безопасности профессиональной деятельности предприятий. Инстанция обязана обеспечивать здоровую конкурентную среду, а также налаженную связь во взаимоотношениях рыночных и финансовых институтов. ФАС обязана отстаивать права как предпринимателя, так и покупателя. Соответственно, служба может помочь защитить нарушенные свободы гражданина, если его предпринимательскую деятельность подавляет своим влиянием монополия.
На ФАС возложена обязанность по выполнению определенного ряда задач и функций. Их перечень определен статьей 22 ФЗ, зарегистрированного под номером 135 в 2006 году.
Задачи ФАС | Функции ФАС | Особенности деятельности ФАС |
Выполнений мероприятий, связанных с осуществлением контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. | Контроль над исполнением действующего российского законодательства в области защиты конкуренции. | В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, а также федеральными законами. |
Проверка законности и обоснованности информации рекламного характера. | Территориальные ведомства ФАС присутствуют в каждом регионе России. | |
Осуществление действий, связанных с контролем над законностью проведения закупок для государственных нужд. | Пресечение противоправных действий. | Территориальные органы не имеют права осуществлять контроль организаций вне своей территории. |
При выявлении нарушение, возбуждение и рассмотрение дела. | Предупреждение недобросовестной конкуренции. | Контроль над деятельностью территориальных ведомств возложен на главное управление ФАС. |
Вынесение для компании, нарушившей антимонопольное законодательства, санкций. | Пресечение монополистической деятельности компаний. | Для осуществления контроля работники организации вправе применять любые методы, не противоречащие действующему российскому законодательству. |
Направление в ведомства предложений по внесению коррективов в действующее законодательство. | Выявление нарушений. | |
Направление исковых заявлений в суд. | Контроль законности распределения и предоставления ресурсов, принадлежащих государству. | Компании не вправе препятствовать проведению проверки сотрудниками ФАС. |
Принимать участие в ходе проведения судебных заседаний. |
Что такое Федеральная антимонопольная служба
ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.
Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:
- Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
- Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
- Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
- Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Полномочия учреждения
Подробнее рассмотрим теперь полномочия антимонопольной службы:
- Центральный аппарат ФАС имеет право принимать нормативные акты, которые как-либо относятся к компетенциям учреждения.
- Контроль за соблюдением организациями (как коммерческими, так и некоммерческими), федеральной исполнительной властью, физическими лицами (в том числе — индивидуальными предпринимателями), субъектными и муниципальными государственными структурами законодательства антимонопольной области. Сюда входит рассмотрение дел о нарушении оного, выдача предписаний, обязательных для исполнения, проведение и плановых, и внеплановых проверок, привлечение выявленных виновных лиц к ответственности по административному законодательству.
- Осуществление надзора за экономической концентрацией на товарных рынках, согласование проведения сделок с имуществом коммерческих учреждений, акциями (долями в уставном капитале) в случаях, что предусматривает российское антимонопольное законодательство.
- Периодические исследования товарных рынков на факт обнаружения доминирующей позиции отдельных хозяйствующих объектов.
- Ведение реестра с недобросовестными поставщиками. В документ включаются данные о подрядчиках, поставщиках, которых отклонили от заключения муниципальных или государственных контрактов по результатам торгов. А также сведения о тех поставщиках и подрядчиках, связи с которыми расторгнуты с привлечением суда — из-за неисполнения/ненадлежащего выполнения своих обязательств.
- Рассмотрение ходатайств иностранных инвестиционных учреждений о согласовании сделок с отечественными хозяйствующими обществами, которые имеют важное стратегическое значение для российской обороны и безопасности государства.
Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы
В статье рассматриваются функции и задачи федеральной антимонопольной службы, а также ее структура. Автором затрагиваются проблемы, возникающие у данного ведомства при выполнении своих полномочий, а также вносятся предложения по изменению ее правового статуса.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.
The article examines the functions and tasks of the federal antimonopoly service, as well as its structure. The author touches upon the problems that arise in this department in the performance of his powers, as well as proposals are made to change its legal status.
Keywords: antimonopoly legislation, executive authority, development of competition, control over the placement of government orders.
Среди органов исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.
В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Грамотное проведение реформ в данной сфере способно помочь экономическим отраслям развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.
- К основным задачам можно отнести поддержку товарных отношений между субъектами на базе здоровой конкуренции и предпринимательства, выявление, создание ограничений, и пресечение монополий, а также проведение проверок за соблюдением правильности применения законодательства в сферах развития конкуренции, рекламы, естественных монополий, а также услуг для государственных нужд.
- Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительно власти, что влекло за собой различные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция».
- Так, в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР», родоначальником антимонопольной службы являлся Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Возглавлял данный комитет Черногородский Валерий Петрович. Численность сотрудников данной структуры в то время составляла 150 сотрудников. Кроме того, в тот момент введено временное положение о государственном комитете по антимонопольной политике, которое утвердили Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.
Несколько позднее, в 1992 году, для обеспечения развития конкуренции уже в Российской Федерации было принято и утверждено новое положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Таким образом, введение дополнительных задач повлекло за собой и увеличение сотрудников аппарата до 350 работников основного состава.
Вместе с тем, в рамках проведения реформирования органов исполнительной власти, 22.09.1998г.
принят указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым упразднены несколько структур, а именно Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи.
Задачу по объединению функций и полномочий указанных служб возложили на Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), главой которого стал Геннадий Максимович Ходырев, в мае 1999 года Илья Артурович Южанов. Однако, спустя несколько лет, а именно 9 марта 2004г. вновь принято решение о ликвидации Министерства и разделении полномочий между другими ведомствами.
В связи с этим, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также деятельностью естественных монополий перешли к образовавшейся Федеральной антимонопольной службе. Возглавил вновь созданную структуру Артемьев Игорь Юрьевич.
Новое Положение о Федеральном антимонопольном органе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 331.
- Таким образом, Федеральная антимонопольная служба представляет собой орган исполнительной власти, который выполняет действия по принятию нормативных правовых актов и контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, закона в области работы субъектов естественных монополий, контролированию за воплощением зарубежных инвестиций в общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения защиты страны и сохранности государства.
- Основными целями деятельности федеральной антимонопольной службы России можно назвать пресечение монопольной политики среди организаций и учреждений государства, а также строгое придерживание общих правил торговли, обороны и торговли, отвечающих международным стандартам качества.
- Кроме этого, задачей деятельности антимонопольного органа также является создание благоприятной среды не только для российских производителей, но и для сотрудничества с иностранными организациями.
Таким образом, благотворное влияние государства стимулирует «здоровую» конкуренцию среди предпринимателей, которая в свою очередь приводит к совершенствованию торговых отношений. Следовательно, как в состязании рождается истина, так и конкуренция усовершенствует механизмы производства и оказания услуг.
- Способом достижения целей деятельности антимонопольной службы служат контроль за размещением государственных заказов, предотвращение вынесения требований к участникам торгов, искусственно ограничивающих конкуренцию.
- Можно прийти к выводу о том, что четкое выполнение своих функций и соответственно достижение поставленных задач улучшит рынок товаров и услуг Российской Федерации и поднимет его конкурентоспособность.
- Таким образом, учитывая опыт прошлой разветвленности антимонопольного органа, Правительством Российской Федерации принято решение об основании единой структуры Федеральной антимонопольной службы.
- В связи с этим, все контрольные направления разделены на различные сферы применения и подчиняются заместителям руководителя федеральной антимонопольной службы.
- Кроме десяти заместителей руководителя также введена должность статс-секретаря, каждый из которых курирует определенную область антимонопольного контроля.
- В результате разделения соответствующих полномочий получилась структура, действующая в настоящее время.
- Таким образом, сформированная структура федеральной антимонопольной службы существенно отличается от устройства деятельности Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
- При этом, вышеуказанное четкое разделение и распределение сфер антимонопольного контроля на отдельные блоки, разграничение ответственности за руководство управлениями способствовало выявлению нарушений и пробелов в работе органов ФАС.
- В настоящее время, численность головного подразделения Федеральной антимонопольной службы составляет более 600 человек.
- Помимо сотрудников центрального аппарата, в стране организовано 84 территориальных подразделения органов Федеральной антимонопольной службы, которые наделены полномочиями по осуществлению контроля за антимонопольным законодательством в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
- В связи с этим, в настоящее время, численность сотрудников службы по регионам составляет более двух тысяч человек.
- Таким образом, Федеральная антимонопольная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Однако, до сих пор остается вопрос, касающийся необходимости совершенствования правового положения Федеральной антимонопольной службы, в части придания ей особого статуса, поскольку, являясь федеральным органом исполнительной власти, имея особые контрольные функции по отношению к таким же структурам, обладает при этом лишь статусом федеральной службы, а не Министерством, как до 2004г.
- При том, необходимо отметить, что до создания Федеральной антимонопольной службы, контроль осуществлялся Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вследствие чего руководитель данного ведомства входил в состав Правительства РФ.
- Кроме того, с самого начала своего существования данное ведомство обеспечивало государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства не только организациями и физическими лицами, но и органами местного самоуправления, органами власти субъектов РФ, федеральными исполнительными органами власти.
- Таким образом, являясь по сути таким же, как и другие структуры, исполнительным органом власти, антимонопольная служба, в рамках своих особых полномочий, выдает предписания, привлекает к ответственности должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти.
- В связи с этим, в своей работе Федеральная антимонопольная служба нередко сталкивается с прямым противодействием со стороны других органов исполнительной власти при осуществлении своих функций.
- Таким образом, вопрос координации деятельности ведомств и министерств с учетом специфики возложенных функций по сей день остается открытым.
- В целях придания Федеральной антимонопольной службе самостоятельности и независимости, необходимо внесение кардинальных изменений, касающихся прежде всего правового статуса, а именно закрепить подконтрольность данного ведомства непосредственно Президенту РФ, установить норму о том, что руководитель назначается и освобождается от полномочий Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
- Литература:
Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы
В статье рассматриваются функции и задачи федеральной антимонопольной службы, а также ее структура. Автором затрагиваются проблемы, возникающие у данного ведомства при выполнении своих полномочий, а также вносятся предложения по изменению ее правового статуса.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, орган исполнительной власти, развитие конкуренции, контроль за размещением государственных заказов.
The article examines the functions and tasks of the federal antimonopoly service, as well as its structure. The author touches upon the problems that arise in this department in the performance of his powers, as well as proposals are made to change its legal status.
Keywords: antimonopoly legislation, executive authority, development of competition, control over the placement of government orders.
Среди органов исполнительной власти Федеральная антимонопольная служба России занимает особое место, поскольку является единственной сертифицированной службой, деятельность которой осуществляется в строгом соответствии с нормами международного права.
В настоящее время имеется всё необходимое для дальнейшего развития этой сферы. Грамотное проведение реформ в данной сфере способно помочь экономическим отраслям развиваться, используя опыт различных зарубежных государств, в т. ч. в сфере внедрения инноваций.
- К основным задачам можно отнести поддержку товарных отношений между субъектами на базе здоровой конкуренции и предпринимательства, выявление, создание ограничений, и пресечение монополий, а также проведение проверок за соблюдением правильности применения законодательства в сферах развития конкуренции, рекламы, естественных монополий, а также услуг для государственных нужд.
- Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительно власти, что влекло за собой различные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция».
- Так, в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР», родоначальником антимонопольной службы являлся Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Возглавлял данный комитет Черногородский Валерий Петрович. Численность сотрудников данной структуры в то время составляла 150 сотрудников. Кроме того, в тот момент введено временное положение о государственном комитете по антимонопольной политике, которое утвердили Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344.
Правовой статус Федеральной антимонопольной службы России
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России), как уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы.
Значительное внимание уделено созданному при Федеральной антимонопольной службе России Экспертному совету по применению законодательства о рекламе. Изучение статуса и практики работы Экспертного совета представляется важным, поскольку его решения являются поводом для возбуждения производства по признакам административного правонарушения законодательства о рекламе Нешитой А.С. Финансовое право. Учебник. — М.: Дашков и К, 2011. — С.178..