Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.
Можно ли строить дом на земле сельхозназначения для ведения садоводства и ЛПХ?
Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.
С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.
Категории земель по целевому назначению | Виды разрешенного использования | |||
---|---|---|---|---|
Садоводство | Огородничество | Ведение личного подсобного хозяйства | ИЖС | |
1.5, 13.2 | 13.1 | 1.16 | 2.1 | |
Земли сельскохозяйственного назначения | Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. | Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. | На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.
Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки. |
— |
Земли населенных пунктов | Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.
В этом случае прописаться можно. |
Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. | Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад. |
Для защиты сельских земель от массовой застройки жильем существует ряд ограничений по строительству дома:
- на таком участке можно построить только один дом. Он должен быть не выше трех этажей, а его площадь не должна превышать 500 кв. м;
- площадь застройки под домом должна составлять не более 0,25% от площади земельного участка. То есть речь идет об участках примерно от 8 до 20 га, пояснили в ведомстве;
- запрещается образование нового земельного участка (земельных участков) из участка, на котором расположен такой жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходной земли;
- региональные власти своими законами могут определить территории, на которых не допускается строительство жилых домов на сельхозземле. Эту информацию стоит уточнять у местной администрации или муниципалитета.
В законодательстве, принимаемом на региональном уровне, устанавливается минимальная и максимальная величина, относящаяся к размеру образуемых участков. Закрепляется в качестве максимальной величины угодий, имеющих с/х назначение, расположенных на территории одного муниципалитета – 1/10 от общего размера всех наделов, расположенных на этой местности. Данные правила касаются граждан и юридических лиц.
Не допускается создание участков, относящихся к составу с/х угодий, орошаемых искусственным методом либо земель осушаемых. Это относится к ситуациям, когда их территория меньше участка, входящего в эту территорию.
Что касается минимального размера наделов, то они не распространяются на ситуации выделения долей в виде участков. Это относится к случаям, когда земля, из которой осуществляется выдел, относится к общей собственности.
Также данное правило распространяется на ситуации, когда участок имеет предназначением ведение подсобного хозяйства в личных целях, либо крестьянского хозяйства, в котором главная деятельность представлена в виде производства продукции, носящей сельскохозяйственное назначение.
Кроме того правила не применяются в отношении случаев создания наделов для нужд муниципального и государственного значения. Также когда назначение подлежит корректировке в целях соответствия с документацией по территориальному планированию, а также бумагами по землеустройству.
Данный вопрос подлежит законодательному регулированию. Согласно законам лицо, наделенное правом собственности относительно доли в имуществе, имеет правомочия по заявлению требований о выделе своей части. Если между собственниками не достигнуто мирное соглашение, то требования выдела происходит посредством подачи искового заявления в суд.
Стоит отметить, что собственность по отношению к землям, имеющим сельскохозяйственное назначение, наделяется особенностями. К ним относится то, что собственник доле не знает, кто является другими собственниками. Это значит, что общий порядок выделения долей в таком случае значительно затрудняется.
В связи с этим в законах закреплен иной порядок для рассматриваемой процедуры в отношении земель с/х назначения. Указывается, что процесс реализуется за счет принятия решения на собрании всех лиц, имеющих права собственности.
Как оспорить в суде отнесение Вашего земельного участка к определенной зоне СХ?
Отнесение к определенной территориальной зоне СХ может осуществляться органами власти самостоятельно. Обычно процедура проводится с публичными слушаниями, но есть ситуации, когда этот этап не требуется. Поэтому участок могут отнести к определенной зоне СХ без ведома собственника, либо это произошло до покупки надела.
Если землю приписали, например, к зоне СХ-1 (сельскохозяйственные угодья), построить на ней объекты недвижимости вы не сможете. А значит, придется оспаривать такое решение муниципалитета в суде (особенно, когда недвижимость уже построена). Перед подачей искового заявления важно проработать основания для его удовлетворения. Оспорить отнесение участка к определенной территориальной зоне получится, если доказать:
- что из-за этого снижается эффективность использования надела;
- такая мера нарушает права собственника территории;
- что это уменьшает стоимость объектов недвижимости;
- законный владелец не может реализовывать собственные права.
Когда собственнику причиняется вред из-за того, что его землю отнесли к определенной зоне СХ, это также послужит основанием для оспаривания такого решения. Причины обжалования надо полностью раскрыть в исковом заявлении. Здесь же приводятся отсылки на законы и документы, доказывающие наличие оснований.
- В какой суд подается иск, зависит от правовой формы заявителя и места нахождения участка. Физические лица обычно обращаются в районное отделение.
- В исковых требованиях надо попросить признать решение муниципалитета или иного органа власти об изменении ПЗЗ в части конкретной территориальной зоны незаконным.
- Ответчиком по иску будет местная администрация, либо другое ведомство, ответственное за назначение зоны СХ вашему участку.
Регистрация построенного дома на с\х землях
Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.
За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.
— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.
То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.
— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.
Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.
Нужно ли уведомление о строительстве?
Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).
Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).
При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Территориальная зона сельскохозяйственного использования СХ-3
Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 предназначена для:
- выращивания сельскохозяйственных культур;
- животноводства;
- птицеводства;
- производства аквакультур;
- ЛПХ (вне населенного пункта — без объектов капитального строительства);
- КФХ (включая жилую недвижимость).
Зона сельскохозяйственного использования СХ-3 допускает размещение объектов капитального строительства (фермы, птицефабрики, склады, переработка сельхозпродукции).
Вид разрешенного использования / Код (числовое обозначение ВРИ):
- Растениеводство 1.1
- Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур 1.2
- Овощеводство 1.3
- Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур 1.4
- Садоводство 1.5
- Выращивание льна и конопли 1.6
- Животноводство 1.7
- Скотоводство 1.8
- Звероводство 1.9
- Птицеводство 1.10
- Свиноводство 1.11
- Пчеловодство 1.12
- Рыбоводство 1.13
- Научное обеспечение сельского хозяйства 1.14
- Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции 1.15
- Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках 1.16
- Питомники 1.17
- Обеспечение сельскохозяйственного производства 1.18
- Водные объекты 11.0
- Земельные участки (территории) общего пользования 12.0
Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное и бытовое обслуживание, объекты образования и обеспечения научной деятельности, магазины, объекты питания, обслуживание автотранспорта, склады, пищевая переработка.
Условно разрешенные виды использования: обслуживание автотранспорта, придорожный сервис, пищевая и строительная промышленность, склады, транспорт.
Условно разрешенные и вспомогательные ВРИ для с/х наделов
Градостроительный Кодекс (ГрК) подразделяет ВРИ (статья 37 ГрК) на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
С основным ВРИ все более-менее понятно — это то, что точно можно делать на участке.
Условно разрешенный вид использования расширяет и дополняет основной ВРИ участка. Дело в том, что классификатор не может охватить все возможные случаи. Поэтому иногда и требуется установить дополнительную норму для земельного участка. Однако для этого необходимо пройти процедуру согласований и публичных слушаний в местном органе, занимающемся землепользованием и застройкой.
Например, помимо основного ВРИ под ЛПХ с кодом 1.16 условными ВРИ могут быть пчеловодство или птицеводство.
Вспомогательные ВРИ дополняют основные и условно разрешенные виды использования, и служат для уточнения.
Например, вспомогательный ВРИ может уточнять, что на земле возможно размещение таких объектов, как гараж, трансформаторная подстанция, ограждения и т. п.
Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?
В законе (статья 1 ГрК) дано определение.
Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.
Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.
Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.
Земельные участки для сельскохозяйственного использования – это надел, предоставленный физическому или юридическому лицу для ведения личного подсобного хозяйства или сельскохозяйственной деятельности. Располагается за пределом населённого пункта и отличается плодородием почв или иными характеристиками, допускающими извлечение пользы посредством возделывания плодородных почв или иным образом, соответствующим целевому назначению земель.
Если у вас есть вопросы по выписке из похозяйственной книги — читайте нашу статью.
Мы рассмотрели понятие земель сельскохозяйственного назначения, их категории и виды. Они предназначены для ведения сельхоздеятельности, создания КФХ или личного подсобного хозяйства, а также для ведения садоводства и огородничества. На такие территории накладываются определенные ограничения, они подвержены контролю со стороны властей. Тем не менее, это экономически значимый и важный объект как для государства, так и для граждан, ведущих работы на таких площадях.
Важно знать, что не на всех категориях возможно строительство домов, а за их незаконное возведение последует наказание вплоть до лишения собственности. Чтобы избежать всех подводных камней при осуществлении деятельности на таких землях, рекомендуем тщательно изучить законодательство. Оно довольно подробно описывает все вопросы и позволяет организовать грамотный подход к делу.
Правовое регулирование оборота сельскохозяйственных угодий предусматривает учет, мониторинг, кадастр, использование и охрану.
Основными юридическими актами, регулирующими земельные отношения являются:
- Земельный кодекс Российской Федерации,
- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
- ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»,
- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,
- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»,
- ФЗ «О садоводческих объединениях»,
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Для каждого ВРИ сельхозугодий имеются особенности применения. Приобретая надел с целью строительства поместья, следует знать, что можно построить на участке и как получить разрешение.
Есть определенный перечень сельскохозяйственных земель, на которых запрещено любое строительство.
В границах объединений садоводов допускается возведение построек для временного (сезонного) использования, в том числе домика, но прописаться в нем будет проблематично, потребуются доказательства, что жилье соответствует нормам и стандартам.
Наделы, предназначенные для огородничества, вообще не могут быть использованы под строительство.
Земли сельскохозяйственного производства что можно делать на них
Исходя из российского законодательства, земли сх назначения предназначаются для следующих нужд:
Как использовать землю сельхозназначения |
|
1 |
Для устройства садоводства. |
2 |
Для ведение личного подсобного хозяйства, для своих нужд. |
3 |
Для организации фермерского хозяйства. |
4 |
Для такой деятельности, как сельскохозяйственное производство растительного сырья и сельхозпродукции. |
5 |
Для разведения рыбы в натуральных либо искусственных водоемах, изолированных от рек. |
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Понятие рационального землепользования
Применительно к землям сельхозназначения и особенно плодородным угодьям актуальны проблемы рационального землепользования. Оно не должно истощать почвы, а, наоборот, способствовать сохранению и приумножению земельных ресурсов агропромышленного комплекса. Ключевые идеи рационального землепользования:
- земли должны использоваться максимально естественным для них образом;
- максимальные урожаи ограничены потенциальным плодородием и могут быть увеличены искусственно исключительно за счет истощения почв;
- необходимо поддерживать оптимальный баланс пашен, сенокосов и пастбищ;
- лесополосы и другие защитные насаждения должны сохраняться и восстанавливаться;
- следует минимизировать промышленное и другое несельскохозяйственное использование сельскохозяйственных земель.
В советский период рациональное землепользование обеспечивалось плановой экономикой. Колхозы и совхозы были крупными сельхозпроизводителями, обеспеченными посевным материалом, техникой и удобрениями надлежащего качества.
Режим эксплуатации земель был более щадящим и научно обоснованным. В современной России участки сельскохозяйственных земель подверглись дроблению, что утрудняет севосмену, проведение мелиоративных работ, борьбу с вредителями и реализацию других надлежащих мероприятий.
Арендаторы, будучи временщиками, а не постоянными хозяевами земель, заинтересованы в максимализации прибыли независимо от ухудшения качества почв. Перечень проблем можно продолжить. Очевидно одно: система рационального землепользования в РФ только формируются.