Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая техническая экспертиза транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Само по себе мероприятие независимой автотехнической экспертизы подразумевает проведение нескольких этапов, состоящих из отдельных видов процедур. Каждый вид мер направлен на исследования отдельного вопроса автомобильной аварии.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Что такое экспертиза и зачем она вообще нужна
Те, кто изучал процессуальное законодательство в университетах, институтах и академиях, знают, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое предоставляется в суд. Все доказательства суд обязан оценить в совокупности, не наделяя ни одно из них преимущественной силой.
Однако часто в жизни происходит иначе, и решение суд принимает только после получения конкретного документа – вывода специалиста. Как для следственных органов в уголовном деле царицей доказательств по-прежнему является явка с повинной, так и для судебных органов экспертиза – «наше все».
И это понятно. Судья окончил юридический вуз, его там учили читать и толковать законы, а не определять длину тормозного пути или тяжесть телесных повреждений. Поэтому и обращается суд к эксперту, чтобы получить профессиональные ответы.
В сложных делах и спорных ситуациях именно заключение специалиста становится решающим доводом в пользу одной из сторон.
Автоэкспертиза после ДТП поможет суду принять правильное решение.
Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками
Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:
- Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
- На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
- Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
- За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
- Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
- Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
- В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
- В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
- Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
- Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
- Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
- Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
- Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
- Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
- Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
- Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
Вам понадобится САТЭ, если:
- Вы попали в ДТП и намерены получить страховую выплату.
- По вашему мнению страховая компания занизила сумму компенсационной выплаты, которой вам не хватит на ремонт транспортного средства.
- Если вы намерены обратиться в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
- Если вы виновник ДТП и считаете сумму компенсации завышенной, поэтому хотите определить реальный ущерб.
- Вы планируете подать иск в суд, так как у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
- Вам необходимо определить ущерба, нанесенный третьими лицами, чтобы обратиться в полицию и подать иск в суд.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы
Заключение специалиста может оказаться бесполезным, если вопросы для автотехнической экспертизы при ДТП будут сформулированы неправильно.
Эксперт, проводящий исследование, может высказать свое мнение о фактических обстоятельствах аварии или ее реальных последствиях, но он никогда не дает правовую оценку действий или бездействия участников. Поэтому вопросы права никогда не ставятся перед экспертом.
Например, спрашивать эксперта: «Кто виновен в дорожно-транспортном происшествии?» – бесполезно. Это предмет правовой оценки, установить вину должен суд. Ответ на вопрос: «В каком техническом состоянии находилось транспортное средство в момент столкновения?», наоборот, поможет подтвердить довод о неисправности автомобиля оппонента, как причины аварии.
Готовя задание для специалиста, следует опираться на обстоятельства происшествия. Задать себе вопрос: какие факты, установленные экспертным заключением, помогут обосновать ваши доводы.
На заметку. Экспертиза – не самоцель, а средство доказывания. Использовать ее нужно разумно и осторожно.
Ходатайство о назначении
Для того чтобы данные автоэкспертизы можно было прикрепить к делу, она должна быть официально назначена. Для этого одна из сторон должна ходатайствовать о её назначении.
Форма обращения свободная, но должны быть соблюдены все формальные правила:
- Правильно составлена шапка обращения. Написаны реквизиты сторон, дата и место составления.
- Само ходатайство. Подробно описаны причины обращения, обоснование конкретно выбранного способа экспертизы.
- В последней части – результативная часть, здесь обозначены вопросы для изучения эксперту и выводы, которые хотелось бы получить. Кроме того обозначается, кто будет оплачивать эти исследования. Если эксперт известен, то добавляются его личные данные.
Порядок проведения автотехнической экспертизы
В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.
При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:
- Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
- Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
- Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
- Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
- Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.
Виды экспертных исследований
В целом экспертизу автотранспортных средств после ДТП можно разделить на 3 вида (см. п. 4 положения № 433-П):
- первичную;
- повторную;
- дополнительную.
Первичная экспертиза производится, как следует из названия, сразу после ДТП и впервые. Если у заказчика экспертизы возникают какие-либо сомнения в правильности выводов эксперта, он имеет право потребовать повторного исследования. При этом повторная экспертиза производится по тем же основаниям, что и первичная, эксперт разрешает те же вопросы. Если же страхователь или страховщик захотят поставить перед экспертами какие-то другие вопросы, назначается дополнительная экспертиза.
Эксперт, проводящий исследование, наделен полномочиями привлекать к разрешению затруднительных вопросов других специалистов. Помимо этого, он может потребовать разъяснения об обстоятельствах аварии от ее участников.
При назначении повторной экспертизы необходимо соблюдать следующие требования:
- если исследование выполняет другая организация или эксперт, их необходимо оповестить о том, что первичная экспертиза уже была проведена;
- перед проведением такой экспертизы также нужно сообщить об этом заинтересованным лицам (потерпевшему и страховщику).
Когда нужна независимая экспертиза
По общему правилу при обращении за страховыми выплатами проведение экспертизы обеспечивает страховщик. Для этого автомобиль представляется для осмотра эксперту, которого назначит страховая компания. Как правило, у страховых компаний заключены постоянные договоры с экспертными организациями на проведение осмотра и определения размера ущерба.
Необходимость в проведении независимого экспертного исследования возникает в следующих случаях:
- если обращение в страховую компанию следует после фактического проведения ремонтно-восстановительных работ (в этом случае страховщик отказывает в выплатах, а оспорить отказ можно только через суд);
- если автовладелец не согласен с характером и оценкой повреждений, которые указал эксперт страховой компании;
- если возмещение ущерба происходит с непосредственного виновника аварии без обращения в страховую компанию.
Зачем нужна независимая экспертиза после ДТП, если эксперт страховой компании уже провел обследование и выдал заключение об оценке ущерба? Каждая страховая компания заинтересована в извлечении прибыли по полисам ОСАГО и КАСКО. Одним из вариантов увеличения прибыли является искусственное занижение суммы выплат.
Эксперт, назначенный страховщиком, также отвечает за объективность результатов оценки. Однако с учетом договорных отношений, существующих между оценщиками и страховой компанией, при обследовании могут возникать следующие ситуации:
- отдельные виды повреждений не будут указаны в заключении — эксперт может сослаться на возникновение вмятин, царапин и иных повреждений до момента ДТП;
- эксперт может неточно описать характер скрытых повреждений;
- при обращении в страховую компанию не учитывается утрата товарной стоимости автомашины, поэтому эксперт может не указать этот показатель в своем заключении.
Как прописано в законе
Каждый независимый экспертный оценщик должен подходить по всем параметрам, утвержденным на уровне законодательных норм и требований к данной профессии.
Требования к страховым и прочим экспертам прописаны в специально созданном законе №135-ФЗ от 29.07.98 г., находящемся и по сей день в действующей редакции.
Основными положениями такого закона являются следующие постулаты:
- Эксперт обязан состоять в специальном совете – быть членом экспертного совета, организации, которая может саморегулироваться (ст. 16.2).
- Эксперты должны следовать своей профессиональной типовой этике (ст. 20.1).
- Каждый эксперт должен иметь соответствующую квалификацию (ст. 21-21.2).
- Деятельность эксперта, его ответственность в обязательном порядке должна быть застрахована (ст. 24.7).
- По итогам проведения оценки эксперт обязан выдать отчет (ст. 12) и акт.
- Права заказчика-водителя, а также и его обязанности по договору с экспертным оценщиком прописаны в ст. 15.1.
- А все требования к договору, заключенному между водителем и оценщиком, указаны в статье закона 10-й.
Акт и отчет по итогам оценки может составлять только такой специалист, у которого есть образование по следующим специализациям:
- эксперт-техник по страхованию ОСАГО;
- экспертиза по техконтролю, диагностированию автомобилей, машин или мототранспортных средств;
- эксперт по проведению расследований ДТП.
Весь закон, конечно же, касается и других направлений в проведении экспертизы, например, при оценке недвижимости. Но он касается также и оценщиков в автомобильной сфере.
Кроме этого законодательного положения эксперты еще могут руководствоваться также и ст. 12.1 закона «Об ОСАГО» №40-ФЗ от 25.04.02 г., в редакции от 03.07.16 г.
К правилам проведения осмотра в таком Приказе относятся следующие:
- полный осмотр автомобиля;
- нахождение настоящих причин, повлекших за собой аварию;
- какие методы и технологии по ремонту авто рекомендованы;
- определение степени трудоемкости восстановительных работ.
- нахождение предварительной стоимости ремонтных работ.
У каждого эксперта должно быть высшее образование, подтверждающее право проводить его оценочную деятельность.
Сколько по времени выполняется экспертиза после ДТП
И виноватой стороне аварии и пострадавшей очень важно знать, сколько времени уходит на проведение процедуры вместе с составлением отчёта. Этот момент в России отрегулирован на законодательном уровне.
Если у виновника ДТП есть действующий полис страхования ОСАГО, а пострадавший собрал все документы необходимые для проведения оценки ущерба и направил их страховщику, то длиться эта процедура будет не более 5 рабочих дней. Если страховой агент умышленно затягивает сроки, то на самом исследовании это отразится негативно.
Владелец пострадавшей машины может лично обратиться за помощью к независимому эксперту. Но в этом случае, когда он после завершения исследования получит официальный отчёт, то он должен его самостоятельно передать в страховое учреждение, где покупал полис, для получения денег на ремонт ТС.
Лица, проживающие в пределах одного города, должны быть уведомлены за трое суток до осуществления независимой оценки. Если они с других регионов, то известить их необходимо за шесть суток. Важно учесть, что тот день, когда отправляется письмо и проводится экспертиза, не учитывается.
Полученный отчет всем заинтересованным лицам должен быть направлен не позднее 10-12 дней после его получения.