Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизация отходов: платим экологический сбор или получаем лицензию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 4.1 89-ФЗ выделяет пять классов опасных продуктов, причем разрешение на ведение деятельности требуется только для четырех из них – пятый, практически не опасный, класс разрешается вывозить или перерабатывать без лицензии. Порядок классификации медицинских объектов дополнительно рассмотрен в постановлении № 681: всего выделяется пять таких классов.
Классификация отходов для лицензирования
Класс |
Категория опасности |
Критерий |
А |
Неопасные |
Отсутствие возбудителей инфекций |
Б |
Умеренно опасные |
Наличие контакта с микроорганизмами 3-4 групп патогенности или биологическими жидкостями |
В |
Достаточно опасные |
Наличие контакта с микроорганизмами 1-2 групп патогенности |
Г |
Опасные |
Наличие в составе токсичных веществ, включая остатки фармацевтических субстанций, просроченные медикаменты и дезинфицирующие вещества, ртутьсодержащие отходы |
Д |
Чрезвычайно опасные |
Наличие в составе радионуклидов |
Плюсы сотрудничества с нами
Центр регистрации медицинских изделий специализируется на сопровождении регистрационных процедур в сфере медицинской деятельности. Наши сотрудники профессионально разбираются в требованиях законодательства в этой области и имеют большой опыт взаимодействия с Росприроднадзором. Мы возьмем на себя все сложные аспекты этой процедуры, включая:
- анализ производства на соответствие установленным требованиям;
- сбор и оформление необходимых документов;
- подачу заявки в контролирующее ведомство;
- контроль соблюдения правил обработки заявления, включая сроки лицензирования отходов, установленные законодательством;
- проверку правильности оформления документов и внесения сведений о лицензии в Единый реестр.
Лицензируемые виды отходов
Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».
А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.
Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.
К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия
Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.
Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).
Что необходимо сделать для получения?
Для получения лицензии обращаться необходимо в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, то есть в Росприроднадзор.
Однако, прежде чем подготовить список документов, которые требуются для получения такого разрешения (а сам список составляет 24 пункта, начиная от Устава организации и заканчивая Перечнем отходов к лицензированию), необходимо подготовить организацию на соответствие требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами.
Во-первых, у организации-заявителя должны присутствовать специализированные производственные сооружения, объекты размещения, установки для обезвреживания отходов, оборудованный специальными знаками и схемами автотранспорт, принадлежащий такой организации либо на праве собственности, либо на каких-то иных основаниях.
У сотрудников, допущенных к работе получаемыми отходами, в обязательном порядке должны быть документы, подтверждающие их право осуществлять обращение с ними, а также их квалификацию.
Постоянно должен проводиться контроль производственного процесса, о чем необходимо составлять соответствующие документы.
Также у заявителя должны быть составлены специализированные паспорта отходов (отдельно на каждый из классов), где необходимо указать химический состав, морфологический (в соответствии с ГОСТами, ТУ производства) и т.д.
Еще одним требованием, которому надо соответствовать заявителю, является требование наличия у него санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам тех объектов, которые планируется использовать для обращения с отходами.
К немаловажным требованиям, которым должен соответствовать заявитель, относится и положительное заключение, выданное по итогам проведения государственной экологической экспертизы, проектной документации на объекты, которые планируется использовать для размещения и обезвреживания получаемого «мусора».
В случае, если все эти требования соблюдены, наступает следующий этап в получении лицензии – обращение с пакетом подготовленных документов в Росприроднадзор. Что входит в этот пакет?
Весь комплект документов включает в себя:
- устав;
- свидетельства о государственной регистрации, о постановке на учет в территориальном налоговом органе (ИНН), о внесении записей в ЕГРЮЛ;
- информационное письмо о нахождении на учете в ЕГРПО;
- правоустанавливающие документы на землю и используемые помещения (договоры, соответствующие свидетельства);
- договоры на оказание тех или иных коммунальных услуг (тепло-, энерго-, водоснабжение), на проведение дератизации помещений;
- приказ о назначении лица, в чьих должностных обязанностях зафиксирована ответственность проведения контроля за деятельностью по обращению с отходами;
- свидетельства о профессиональной подготовке лиц, осуществляющих действия с отходами, программа образовательного учреждения, выдавшего такие свидетельства, номер его лицензии на оказание соответствующих услуг;
- паспорта опасных отходов, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, установленные Лимиты на размещение и, непосредственно, сам Проект по отходам (ПНООЛР);
- форма 2-ТП с приложенным расчетом суммы оплаты за негативное воздействие;
- санитарно-эпидемиологические заключения по размерам предельно допустимых выбросов (с разрешением на осуществление таких выбросов в воздух), нормативам предельно допустимых сбросов (с соответствующим разрешением на сбросы загрязняющих веществ в водные массивы);
- программа производственного контроля за осуществлением размещения;
- ситуационный план и карта-схема расположения зданий с указанием мест временного размещения получаемых отходов;
- в случае присутствия – информация об арендаторах помещений (количество, осуществляемые виды деятельности);
- пояснительная записка к структуре самой организации с перечислением имеющихся подразделений и их функциональных обязанностей;
- перечень самих отходов, на обращение с которыми планируется получить лицензию.
Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами
В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.
В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:
- размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Что делать с ветеринарными отходами?
Ветеринарные отходы нельзя выбрасывать на свалки и в мусорные контейнеры. Также запрещено сбрасывать их в водоемы, закапывать на любой территории. Такой подход приведет не только к ухудшению экологической обстановки из-за распространения болезнетворных микроорганизмов (кстати, зловония от разлагающихся биоматериалов также приносят серьезный дискомфорт).
Если государственные проверяющие службы выявят факт неправильного обращения с биологическими отходами, то это приведет к наложению крупного штрафа, а также к приостановлению деятельности на 90 дней. Согласитесь, что через три месяца начинать бизнес будет крайне трудно — за это время постоянные клиенты найдут другую ветеринарную клинику.
Самый простой способ — ветеринарная утилизации биологических отходов. Наша компания специализируется на такой работе. Мы осуществляем сбор и вывоз медицинских отходов на протяжении 10 лет. За это время зарекомендовали себя с лучшей стороны и заручились доверием многих клиентов.
Наша группа компаний располагает специализированным транспортом, который оперативно выезжает на место сбора ветеринарных биологических отходов. Их мы помещаем в герметичные контейнеры и пакеты для отходов. При обращении в нашу компанию вам не страшны никакие государственные проверки, поскольку после вывоза ветеринарных отходов и их последующего уничтожения будут составлены акты, которые подтверждает факт обезвреживания биоматериала.
Контроль выполнения правил утилизации
Согласно части 7 рассматриваемого нормативного акта состояние мест захоронений весной и осенью проверяют ветеринарные службы. Инспекторы осматривают фактическое, ветеринарно-санитарное состояние объектов. Если выявлены нарушения, то составляется акт, выдаётся предписание на устранение замечаний. При не исправлении нарушений возможны запреты на эксплуатацию строений, поскольку это биологически опасно.
Скотомогильники, биотермические ямы имеют санитарные карточки. Строениям присваиваются идентификационные номера и ставят на учёт главному государственному ветеринарному инспектору населённого пункта (субъекта РФ).
Специалисты ветеринарной службы контролируют эффективность и соблюдение технологического процесса переработки отходов биологического происхождения, обращение с такими материалами в лабораториях, на промышленных предприятиях.
Типы утилизируемых отходов утилизация биологических отходов : сбор, вывоз, обезвреживание, уничтожение в Москве. Полный пакет документов
Биологические отходы – это остатки органов и тканей, образованных в процессе медицинской и ветеринарной практики, а также гибели различных видов животных и птиц, переработки материалов животного происхождения. Любое животноводческое хозяйство в процессе работы образует биологические отходы. Не только фермеры заботятся об их утилизации, но и огромные гипермаркеты, а также пищевые предприятия.
Утилизация биологических отходов – это комплекс мер по сбору, вывозу, обезвреживанию и уничтожению биоотходов.
Процесс утилизации отходов животного происхождения регламентирован Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными приказом N 13-7-2/469 от 4 декабря 1995 г.
опасность биологического материала — разложение, особенно в теплое время года, которое наносит вред окружающей среде. Низкая экологическая ответственность вредит и имиджу компании.
Кроме этого можно понести административную ответственность, если не наладить правильное обезвреживание отходов.
Наш завод по утилизации биологических отходов поможет вам справиться с этой проблемой.
Несмотря на кажущуюся внешнюю непривлекательность, сфера предоставления хозяевам животных ритуальных услуг является довольно востребованно. Как ни печально, к этим услугам время от времени приходится прибегать практически всем, у кого дома живут питомцы.
До получения лицензии потенциальному владельцу крематория необходимо позаботиться о помещениях, где будет производиться кремация, об оборудовании и профессиональной переподготовке своего штата – это обязательные условия, без соблюдения которых в лицензии откажут. После получения разрешительного документа фирма может начинать свою деятельность, подкрепляя ее грамотными, ненавязчивыми маркетинговыми ходами – вполне возможно, что только что открытый крематорий для животных будет необходим в данном населенном пункте за отсутствием альтернативы.
Размещение — хранение и захоронение отходов.
Обезвреживание (утилизация) — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание их на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов.
Выдача лицензий на деятельность с отходами с сентября 2010 года осуществляется Росприроднадзором, до этого момента лицензии на утилизацию отходов выдавались Ростехнадзором.
До 03.11.2011 г. лицензия выдавалась на 5 лет, начиная с 03.11.2011 г. лицензии на отходы стали бессрочными.
Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для получения лицензии на деятельность по утилизации и размещению отходов I-IV класса опасности, подготовке лицензионного дела на отходы, сопровождению соискателя лицензии при рассмотрении документов лицензирующим органом и при прохождении предлицензионной проверки до момента выдачи лицензии на обращение с отходами и их утилизацию.
Требования СанПиН по сбору и хранению
Выполняемая по истечению срока хранения, в связи с порчей имущества и другими факторами, утилизация медицинских препаратов в Москве, а также уничтожение биологических или инфекционно-опасных отходов соответствующего класса регламентируется нормами СанПиН. Обязательно ведение журналов учета, в которые должны вноситься все сведения о выполненных манипуляциях, указываться даты, в которые осуществлялась передача мусора подрядчику. При проверке Роспотребнадзора именно правильно заполненный журнал является наиболее веским аргументом для успешного прохождения всех контрольных мероприятий. Если вывоз медицинских отходов ведется с нарушениями, могут быть наложены штрафные санкции, вплоть до вынесения предписания о закрытии деятельности учреждения. На территории самих организаций, поставляющих мусор категории Б, должны:
- действовать должностные инструкции относительно всех ситуаций, сопряженных с контактом с данными веществами;
- назначаться лица, несущие прямую ответственность за хранение, обеззараживание, передачу медотходов;
- использоваться для упаковывания мусора данной категории исключительно разрешенные пакеты желтого цвета со специальной маркировкой, подписью ответственного персонала;
- при сборе отходов, имеющих острые углы или выступающие части, а также для объектов органического происхождения применяться специальные емкости с герметичными крышками;
- вводиться строгие запреты на любые манипуляции с потенциально опасными отбросами, уплотнение, перемещение, расположение их вблизи от нагревательных приборов;
- учитываться требования к подготовке пакетов на вывоз, они заполняются не более, чем на 3/4, меняются каждую смену, вывозятся согласно классу опасности, хранятся более суток без холодильника.
Условия, при которых можно получить лицензию для работы с отходами
Обязательные лицензионные требования, которые касаются обращения отходов только I-IV класса опасности, установлены Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. (п.3 данного Постановления). В частности:
- для получения лицензии на транспортировку отходов 1-4 классов опасности нужно, чтобы у ее соискателя были специально оборудованные транспортные средства со специальными знаками. Причем, указанный транспорт должен принадлежать соискателю лицензии на праве собственности или по иным законным основаниям;
- если лицензиат собрался заниматься только сбором отходов, их размещением, утилизированием, обработкой и обезвреживанием, то у него обязательно должно быть здание, или сооружение, или даже помещение для этих целей. Указанные объекты должны быть его собственностью или эксплуатироваться на других законных основаниях (например, быть в аренде);
- если предприниматель (!) собирается заниматься переработкой, то ему потребуется лицензия на утилизацию отходов. И для этого самому предпринимателю и его работникам, у которых с ним оформлены трудовые договоры, будет необходима профподготовка, подтвержденная сертификатами, дающими право на работу с опасными отходами.
Нарушение любого из лицензионных требований, указанных в п.3 Постановления № 1062, грозит неполучением лицензии или ее утратой.
Основные отличия от предыдущей версии
- Понятие «техобслуживания медтехники» слегка видоизменено. Но как и в прошлой версии, оно подразумевается не только ремонт и профилактический осмотр медизделий, но также установку и пусконаладочные работы. «Техническое обслуживание медицинской техники» — комплекс регламентированных эксплуатационной документацией производителя медицинского изделия мероприятий по поддержанию исправности и (или) восстановлению работоспособности медицинских изделий с проведением контроля технического состояния при их использовании по назначению, предусмотренному производителем, а также действия по монтажу и наладке медицинских изделий.
- Определение «медицинской техники» стало более четким. В приложении к документу можно увидеть все виды медтехники, производство и обслуживание которых требует наличия лицензии. Медтехника разбита на группы, зависимо от класса потенциального риска применения, в соответствии с номенклатурной классификацией медизделий по видам, утвержденной Приказом Минздрава РФ №4н от 6.06.2012 г.
- Говоря в документе про «медицинскую технику» имеют в виду медизделия, предназначенные для лечения профилактики, диагностики, мониторинга состояния и т. д. Исключение составляют медизделия 1 класса потенциального риска применения. Как и в предыдущей версии, к медтехнике относят программное обеспечение, используемое в медицинских целях.
- По новым правилам обслуживание медтехники разрешено проводить по месту установки техники, т. е. по адресу, который не числится как адрес осуществления лицензируемой деятельности.
- К обязательным требованиям на получение лицензии добавилось еще одно — внедрение на предприятии системы менеджмента качества ISO 13485-2017. Это касается как производителей медизделий, так и тех, кто планирует заниматься сервисным обслуживанием медтехники.
- Кроме того, для получения лицензии и соискателям, и лицензиатам теперь надо иметь средства измерения (собственные или принадлежащие на иных законных основаниях), соответствующие требованиям к их поверке, указанным в ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ст. 13) и необходимые для производства или техобслуживания медтехники.
- Формулировка требований к сотрудникам, занимающимся техобслуживанием медтехники или ответственным за ее производство и качество, получила дополнение. Теперь, помимо высшего или среднего технического образования и стажа работы от трех лет, сотрудники должны проходить дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации минимум раз в 5 лет), «в сфере выполняемых работ и оказываемых услуг».
- Соискателям и лицензиатам, планирующим заниматься техобслуживанием медтехники, придется корректировать число сотрудников, с которыми заключены трудовые договора, исходя из количества услуг, которые они собираются оказывать.
- При выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек.
- При выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек.
- При выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек.
- Наконец, в новом Положении о лицензировании четко прописали виды работ и услуг, которые подлежат лицензированию.
В Российской Федерации лицензирование медицинских отходов и порядок выполнения необходимых бюрократических процедур регулируются следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ об охране здоровья населения;
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ об обращении с разными типами отходов;
- Постановление Правительства от 04.07.2012 № 681, классифицирующее побочные продукты медицинского характера;
- СанПиН 2.1.7.2790-10, который определяет правила обращения с этими материалами;
- Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, в котором содержится информация о том, как получить лицензию на утилизацию медицинского оборудования и других видов объектов.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, в котором содержится информация о том, как получить лицензию на утилизацию медицинского оборудования и других видов объектов.
Мнение Роспотребнадзора
Представители Роспотребнадзора в письменной форме подтвердили нам, что Федеральная служба действительно занимается лицензированием деятельности в области обращения с отходами, но это касается отходов I–IV классов опасности.
Правительство РФ утвердило Критерии разделения медотходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания. Разделение закреплено в постановлении Правительства от 04.07.2012 № 681.
Согласно этой классификации, медотходы делят на пять классов – А, Б, В, Г, Д. К категории Г относят токсикологически опасные отходы I–IV классов опасности. Если организация занимается их вывозом, она обязана иметь лицензию. Компании, которые специализируются на транспортировке медицинских отходов классов Б и В, при этом не имеют отношения к отходам с маркировкой Г, по закону не обязаны лицензировать свою деятельность.
В одном из писем, направленных в ответ на запрос руководителя «МЕДСЕРВИС 24», официальный представитель Роспотребнадзора акцентировал внимание именно на этом. Если компания не осуществляет деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности, она не обязана иметь лицензию. Значит, требования к лицензированию со стороны контролирующих органов или медучреждений не имеют под собой правомерных оснований.
В соответствии с 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности. Медицинские отходы классов Б и В, в отличие от класса Г, к ним не принадлежат, а значит, не требуют наличия лицензии.
Требования к соискателям
В соответствии с установленным порядком выдача лицензий на захоронение опасных отходов осуществляется Росприроднадзором. Ведомство оформляет разрешительные документы для соискателей, которые удовлетворяют следующим обязательным требованиям:
- имеют право пользования помещением, которое подходит для выполнения соответствующих работ. Соискатель вправе использовать такое помещение на основании права собственности или договора аренды;
- имеют право пользования специальным транспортом, который обеспечивает безопасность перевозки особых типов отходов;
- соблюдает требования законодательства в области обеспечения сохранности окружающей среды;
- имеет в штате квалифицированных сотрудников, которые прошли спецподготовку в сфере обращения с медицинскими отходами;
- провел процедуру государственной регистрации объектов, которые будут использоваться для осуществления основной лицензируемой деятельности.
Полное уничтожение в крематорах
Иногда случается, что столь необходимая утилизация биологических отходов исключена. Тогда представитель ветеринарной службы лично определяет необходимый способ ликвидации материала. Финальное решение должно официально опираться на роеальную степень опасности и согласно новым требованиям, его можно организовать следующими способами:
- сжигания в крематорах или инсинераторах (пепел, который остаётся, тоже подлежит дальнейшей утилизации);
- использования скотомогильников (уже устаревшая мера, нужна только когда иные схемы невозможно выполнить);
- биотермические ямы или специальные траншеи (покрыты особым материалом, стойким к влажности).
Захоронение на кладбищах по правилам запрещено, а единственным исключением становится массовая гибель зверей из-за масштабных катаклизмов, если последующую срочную транспортировку или сожжение затруднительно реализовать.