Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое раздельный учет ндс для чайников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса, входной НДС по товарам, работам и услугам, применяемым для осуществления облагаемых и необлагаемых НДС операций, принимается к вычету (учитывается в стоимости) пропорционально объему их использования для производства и реализации ТРУ, облагаемых и необлагаемых НДС.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:
- государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Порядок учета операций, которые облагаются и не облагаются НДС, необходимо закрепить в учетной политике. Что конкретно нужно прописать в документе? Специалисты рекомендуют следующее.
В первую очередь, необходимо отразить порядок раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций, а именно:
- что учет необлагаемых доходов ведется в учетной программе с применением аналитических характеристик по счетам 90.01 «Выручка»;
- что учет входного НДС ведется в учетной программе раздельно по облагаемым и необлагаемым операциям на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Также необходимо прописать «правило 5%», установленное в пункте 4 статьи 170 НК РФ. Оно гласит, что в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов на не подлежащие обложению НДС операции не превышает 5% от общей величины совокупных расходов, к вычету принимается весь входной НДС.
Участвуют ли косвенные расходы в «правиле ли 5%»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Специалисты ФНС считают, что доля расходов по необлагаемым операциям должна рассчитывается с учетом всех расходов, в том числе и косвенных. Однако в судебной практике есть примеры, когда арбитры признавали за налогоплательщиком право рассчитывать барьер в 5% только по прямым расходам.
Обратите внимание! Понятие «совокупные расходы» в налоговом законодательстве не определено. Это значит, что его необходимо прописать в учетной политике. Минфин в своем письме от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771 рекомендует определять такие расходы по данным бухгалтерского учета.
Кроме того, в учетной политике необходимо прописать, как распределяются расходы, которые относятся как к облагаемым, так и к необлагаемым операциям. Распределение должно производиться на основе пропорции, но за компанией остается выбор — пропорционально расходам либо пропорционально доходам.
Следующий пункт — учет входного НДС с приобретения основных средств и нематериальных активов, которые используются и в облагаемых, и в необлагаемых операциях. У компании есть выбор:
- вести учет в общем порядке;
- вести учет на основании подпункта 1 пункта 4.1 статьи 170 НК РФ.
Выбор второго варианты означает, что по ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяце квартала, пропорция определяется исходя из стоимости подлежащих обложению НДС товаров, которые были отгружены в этом месяце, в общей стоимости отгруженных товаров.
Крупным компаниям целесообразно привести в учетной политики перечень актуальных видов деятельности, а также расходов, которые она несет при осуществлении облагаемой и необлагаемой деятельности.
Порядок учета расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям, зависит от того, каким видом деятельности занимается организация. Так, производственные предприятия учитывать такие расходы в составе общехозяйственных (счет 21.06), а торговые предприятия — составить торговых издержек (счет 44.01).
Есть еще один вариант распределения расходов, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Можно утвердить список подразделений, работа которых носит обслуживающий характер, например, юридический отдел, бухгалтерия и другие. Расходы, понесенные этими отделами, будут считаться относящимися как к облагаемой, так и к необлагаемой деятельности.
Напомним, что операции, которые не облагаются НДС, перечислены в статье 149 НК РФ. Помимо этого, не попадает под налог деятельность, переведенная на ЕНВД. Также не стоит забывать, что НДС облагается лишь выручка от реализации. То есть иные доходы компании, не связанные с реализацией, НДС не облагаются. В частности, это следующие виды дохода:
- дивиденды и прочие доходы, полученные от участия организации в уставных капиталах других компаний;
- проценты по банковским депозитам и остаткам на счетах;
- дисконты по векселям.
Что касается ЕНВД, то налоговики долгое время не могли прийти к единому мнению, входят ли расходы по деятельности, переведенной на эту систему налогообложения, в «правило 5%». Бытовало мнение, что поскольку на плательщиков ЕНВД нельзя распространить порядок из пункта 4 статьи 170 НК РФ, то для расходов по облагаемой этим налогом деятельности применять указанное правило нельзя. Однако такая точка зрения неоднократно оспаривалась судами. В результате ФНС в своем письме от 17.02.2010 № 3-1-11/117@ указала, что поскольку в пункте 2 статьи 170 приводятся в том числе и операции, которые осуществляют плательщики ЕНВД, то положение пункта 4 и той же статье применяется и в отношения операций, которые переведены на ЕНВД.
Как рассчитать НДС, который включается в состав расходов, стоимость ТМЦ и ОС
Каждый период, за который доля совокупного расхода по необлагаемым операциям превышает 5% от общего расхода, необходимо производить расчет суммы НДС, который будет включен в состав расходов либо отнесен на стоимость материалов или основных средств.
Расчет производится по формуле:
Налог, предъявленный налогоплательщику х доля НДС по необлагаемым операциям (см. предыдущий абзац).
Под налогом, предъявленным налогоплательщику, понимается:
- для НДС, включаемого в состав расходов — сумма входного налога по приобретенным ТРУ, относящимся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям;
- для НДС, включаемого в стоимость ТМЦ — сумма входного налога по приобретенным ТМЦ, признанным в составе расходов за квартал и относящимся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям;
- для НДС, подлежащего включению в стоимость ОС и НМА — сумма входного налога по указанным объектам, участвующим одновременно в облагаемой и необлагаемой деятельности.
Таблица 1. Распределение НДС при доле расходов по необлагаемым операциям более 5%
Счет |
Вид доходов |
Распределяемый НДС, руб. (гр.3 * гр.4), включается в состав: |
90.01 |
Выручка, не облагаемая НДС |
расходов |
90.01 |
Выручка, облагаемая НДС (без НДС) |
вычетов НДС |
91.01 |
Прочие доходы (кроме дохода от реализации ценных бумаг) |
прочих расходов |
91.01–91.02 |
Доход от реализации ценных бумаг |
прочих расходов |
В стоимость соответствующей статьи расходов исчисленная сумма НДС включается проводками, которые приведены в следующей таблице.
Раздельный учет НДС экспортируемых товаров
- Правил на этот счет в законодательстве нет, но налоговые службы требует распределения учета для экспортной и прочей прибыли без применения «принципа 5%».
- Так как при экспорте сырья налоговые вычеты можно получить, подтвердив нулевую ставку, для него нужен отдельный учет.
- По расходам при экспорте можно возвращать НДС, кроме льготных товаров и услуг. По ним входной налог учитывают в расходах и стоимости имущества. Прибыль от экспорта с нулевой ставкой НДС входит в общую сумму дохода для налогообложения при расчете доли продаж.
- Учет необходимо построить таким образом, чтобы оплаченный поставщиками налог по товарно-материальным ценностям, используемым в производстве экспортной продукции, можно было легко выделить.
Раздельный учет доходов и расходов — элементы учетной политики
В случаях, когда требуется вести обособленный учет доходов и расходов, в учетной политике нужно отразить два элемента:
- раздельный учет доходов;
- раздельный учет расходов.
Раздельный учет по этим элементам нужен при целевых поступлениях (п. 2 ст. 251 НК РФ), а также для целей исчисления налога на прибыль, ЕСХН, единого налога при УСН и ПСН.
На общий, упрощенный и режим ЕСХН переводится вся предпринимательская деятельность в целом, а не отдельные виды деятельности. Поэтому фирма не может совмещать общий режим, УСН, ЕСХН, а также УСН и ЕСХН. А вот патентный режим, который разрешен для ИП, применяется по конкретным видам деятельности. Поэтому предприниматель на ПСН может совмещать его с ОСН, УСН или ЕСХН.
Раздельный учет доходов можно вести на отдельных субсчетах к счетам 90 «Выручка» и 91 «Прочие доходы», а также с помощью специальных налоговых регистров.
Расходы также можно учитывать путем открытия отдельных субсчетов к счету 90 «Выручка» или с помощью специальных налоговых регистров. А рассчитывать их можно:
- пропорционально доле доходов от деятельности по конкретному виду деятельности в общем доходе по всем видам деятельности (п. 9 ст. 274 НК РФ);
- пропорционально долям доходов, полученным в рамках каждого налогового режима, в общем объеме доходов по всем видам деятельности.
Раздельный учет: что и как отразить в учетной политике? Учетная политика для бухгалтерского учета
При совмещении УСНО и ЕНВД, на наш взгляд, учетная политика для целей бухгалтерского учета должна содержать следующие положения:
- указание на то, что бухгалтерский учет ведется в полном объеме (ведь организации, совмещающие УСНО и ЕНВД, не освобождены от ведения бухгалтерского учета);
- рабочий план счетов бухгалтерского учета с соответствующими субсчетами. Субсчета, отличные от предлагаемых типовым Планом счетов, будут иметь место в любом случае, так как организации придется вводить свои субсчета для учета расходов трех типов (УСНО, ЕНВД и общие), которые не предусмотрены типовым Планом счетов;
- факт ведения бухгалтерского учета с использованием специализированной бухгалтерской программы (в случае, если ведется). Как показывает практика, уже все бухгалтеры ведут учет в той или иной программе, соответственно, разные программы предлагают различные возможности.
Делим затраты, определяем доходы
Теперь можно перейти и к описанию самой методики распределения расходов. Основной принцип этой методики прописан в ст. 346.18 НК РФ — деление пропорционально доходам: в случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. Следовательно, менять данный постулат нельзя, его следует отразить в учетной политике. Но, сказав, что расходы должны делиться пропорционально доходам, законодатели оставили открытым целый ряд вопросов. Какова периодичность данного распределения — ежемесячная, квартальная, нарастающим итогом за год? Как обеспечить сопоставимость доходов, полученных при УСНО и ЕНВД, ведь в первом случае мы применяем кассовый метод, а ведение бухучета по деятельности, облагаемой ЕНВД, подразумевает отражение операций с использованием принципа временной определенности, который предполагает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами?
На все эти и многие другие вопросы бухгалтер организации может ответить самостоятельно или воспользоваться разъяснениями Минфина. В любом случае принятое решение следует закрепить в учетной политике организации.
Финансисты дают разъяснения, касающиеся порядка распределения доходов. Например, в Письме Минфина России от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 сказано, что налогоплательщики, применяющие УСНО, при определении объекта налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав учитывают в соответствии со ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в соответствии со ст. 250 НК РФ. Не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.
Организации по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, не освобождены от ведения бухгалтерского учета. Поэтому при совмещении различных режимов налогообложения организациям, являющимся плательщиками единого налога на вмененный доход, рекомендуется определять доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату указанного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений ст. ст. 249, 250 и 251 НК РФ.
При совмещении системы ЕНВД с УСНО доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.
В каких случаях необходим раздельный учет по НДС?
Нередко хозяйственные субъекты (юридические и физические лица) в ходе своей деятельности сталкиваются с необходимостью совершать операции, как облагаемые НДС, так, согласно условиям законодательства, освобожденные от начисления этого налога. Также встречаются случаи наличия одновременно двух действующих режимов налогообложения у одного плательщика, например общей системы и ЕНВД или общей системы и патентной.
При такой работе обязателен к применению раздельный учет по НДС. Отсутствие подобной методики не позволяет налогоплательщику как учитывать входной НДС по отношению к налогооблагаемым операциям, так и брать полученные суммы для уменьшения базы по налогу на прибыль.
За экономическим субъектом остается право на выбор конкретной методики по ведению раздельного учета НДС. Действующее законодательство не запрещает разработку и применение собственного норматива. Но при этом принятый порядок не должен нарушать основных принципов работы, при которых возможно достоверное определение, к какому виду операций относится та или иная сумма входного налога.
Подробнее о принципах и способах ведения раздельного учета вы узнаете из материала «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
Правило «5-процентного порога»
В случае наличия как не облагаемых НДС экспортных операций, так и прочих облагаемых этим налогом операций требуется вести раздельный учет по НДС, главной целью которого является распределение входного налога для дальнейшего правомерного принятия его к вычету.
Экспортерам также необходимо вести раздельный учет НДС по операциям со ставкой налогообложения 0% и прочим.
При расчете пропорции реализация работ или услуг за рубежом теперь приравнена к облагаемым операциям. Если работы или услуги подпадают под освобождение по ст. 149 НК РФ, послабление не действует, и они считаются необлагаемыми.
Напомним: если доля необлагаемых операций не превышает 5%, можно принять к вычету весь «входной» НДС. В противном случае ставить налог к вычету или учитывать в стоимости нужно согласно пропорции.
Риски при недостаточном уровне организации раздельного учета доходов и расходов
В силу различных причин раздельный учет предприятиями может быть не организован или организован не в должной мере. Последствия этого могут проявиться на самых различных уровнях ведения производственно-хозяйственной деятельности организации или компании, прежде всего при представлении организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, обосновывающих материалов к расчетам тарифов в Региональную энергетическую комиссию. Расчеты должны подтверждаться фактически достигнутым уровнем доходной и расходных частей бюджета.
На стадии ведения хозяйственной деятельности компанией (предприятием), при условии организации ведения раздельного учета расходов и доходов, могут возникать проблемы, связанные с раздельным учетом НДС. У налогоплательщика, который нарушает требования ст. 170 НК РФ о раздельном учете, высок риск возникновения спора с налоговой инспекцией. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм «входящего» НДС его сумма вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Раздельный учет в торговле – нормативное требование действующего законодательства. Он достаточно специфичен и позволяет решать различные задачи.
Раздельный учет нужен для:
- разграничения информации по конкретному критерию (затратам, выручке и т.п.);
- достоверного расчета налоговых обязательств;
- формирования детализованной отчетности по разным секторам и видам деятельности субъекта предпринимательства.
Почему в торговле часто не обойтись без такой формы учета? Все просто. Торговая деятельность предусматривает не только непосредственно куплю-продажу. Она включает множество сопутствующих процессов, от обслуживания покупателей до логистики. Кроме того, компанией торговля может вестись по разным направлениям. Торговые операции принято делить на оптовые и розничные, бартерные (обменные) и денежные, с непосредственным, минимальным участием продавца или вовсе без него (как в большинстве интернет-магазинов). Каждый тип торговли имеет свои учетные, отчетные нюансы.
Когда актуален раздельный учет?
Основаниями для организации, ведения раздельного учета в торговле могут быть:
- нормативные требования, отраженные в Налоговом кодексе, отраслевых документах;
- внутренние потребности торговой организации.
Чаще всего имеет место первая группа оснований. Согласно действующему законодательству, вести раздельный учет налогоплательщик обязан, если имеет место:
- Сочетание режимов налогообложения.
- Совмещение торговли с другим видом деятельности либо несколькими видами.
- Одновременное ведение не облагаемых и облагаемых НДС операций.
Может ли ИФНС потребовать документы по раздельному учету
НК не обязывает налогоплательщиков прилагать документы по раздельному учету к сдаваемой декларации. Но ИФНС может запросить документы, касающиеся расчета налога (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК), а при выездной проверке вправе потребовать любой документ, в т. ч. по раздельному учету. Случаи, когда ИФНС может запросить те либо иные документы, прописаны в ст. 88 (камеральная проверка), а также обозначены в гл. 21 НК.
Так, к примеру, во время камеральной проверки документы, касающиеся раздельного учета, могут потребовать при применении льготной нулевой ставки, а также если право на вычет образуется в разном порядке. Требуют их при сдаче декларации, где есть НДС к возмещению, а также при наличии в ней расхождений, заниженной базы налога, завышенного вычета.
Предприятие имеет два расчетных счета в различных банках. Бухгалтер в данном случае открывает два разных счета для ведения раздельно остатков по каждому из счетов:
441/1 «Расчетный счет в банке «А»;
441/2 «Расчетный счет в банке «Б».
Таким же образом открываются счета по учету наличных и валютных средств.
Как ведется раздельный учет НДС в 1С 8.3: Бухгалтерия 3.0
Возможность ведения раздельного учета НДС в программе 1С появилась, начиная с релиза Бухгалтерия 3.0. Нужно это действие для отражения налога предприятиям или организациям, которые проводят по одному налоговому отчетному периоду операции с НДС и без НДС, а также с НДС по разным ставкам. Раздельный учет ведется и по операциям с нулевой ставкой. Чтобы учет осуществлялся правильно, необходимо настроить учетную политику для текущего отчетного периода. Открываем настройку и переходим на вкладку «НДС».
Здесь отмечаем галочками два пункта:
- ведется раздельный учет входящего НДС;
- раздельный учет НДС по способам учета.
Раздельный учет НДС с 2021 года
- Свежие
- Посещаемые
Длительный технологический цикл — это цикл более одного налогового периода.
Для производства с длительным технологическим циклом без поэтапной сдачи работ, услуг налогоплательщик самостоятельно распределяет доход между налоговыми периодами исходя из принципа формирования расходов на выполнение работ, услуг (абз. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ).
У бухгалтеров обычно возникают два вопроса:
- Что понимать под формулировкой «длительный» (более одного налогового периода) технологический цикл?
- Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы не нарушить принципы, установленные НК РФ?
Давайте разберемся и ответим на эти вопросы.
- Что же все-таки понимать под длительным технологическим циклом (договором)?
Казалось бы, длительный договор — это тот, который длится больше 12 месяцев. Однако это не так. Даже если производство осуществляется всего два месяца, его можно признать длительным. Важно — когда оно начато и когда закончено.
Например, начали производство в декабре 2019 года, а закончили в феврале 2020 года. Получается, что оно захватывает два налоговых периода. А следовательно, это производство с длительным, более одного налогового периода циклом, и надо распределить доход между налоговыми периодами 2019 и 2020 годов.
Теперь давайте разберемся, как это правильно сделать. То есть ответим на второй вопрос:
- Какую методику распределения доходов и расходов принять в УП, чтобы принцип распределения доходов соответствовал правилам, установленным НК РФ (п. 2 ст. 271, ст. 316, п. 1 ст. 272 НК РФ)?
Правило п. 2 ст. 271 НК РФ:
- «доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)».
Правило ст. 316 Налогового кодекса:
- «доход от реализации работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения».
Правило п. 1 ст. 272 Налогового кодекса:
- «расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».
Первые два правила, установленные в отношении доходов, противоречат друг другу. В ст. 271 предлагается распределять доходы пропорционально расходам, а в ст. 316 равномерно. Как же в этом случае поступить? Ответ на этот вопрос есть в Письмах Минфина от 12.07.2016 № 03-03-06/1/40699, от 13.02.2015 № 03-07-11/6421, от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17014. По мнению Минфина, при длительном производстве в целях распределения доходов можно применять любой из указанных методов:
- равномерно; либо
- пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.
В дополнение к этим методам Минфин России предложил еще один, по нашему мнению, экономически обоснованный метод (Письмо от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218):
- пропорционально доле прямых расходов отчетного периода в общей сумме прямых расходов, предусмотренных сметой (в этом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо определить перечень прямых расходов).
Уточнение: порядок распределения доходов и расходов между отчетными (налоговыми) периодами, установленный Налоговым кодексом, относится только к работам и услугам и не касается производства продукции, доходы при реализации которой определяются в общем порядке.
Совсем другой порядок определения доходов и расходов предусмотрен, если в договоре указана поэтапная сдача работ. В этом случае никакие доходы и расходы распределять не надо. Все доходы и расходы учитываются после окончания этапа.
Например, если один из этапов работ начался в IV квартале, а закончился в I квартале следующего года, то доходы и расходы будут рассчитываться по завершении этапа в I квартале следующего года, то есть на соответствующую дату сдачи заказчику этапа выполненных работ в размере их договорной стоимости (Письмо Минфина России от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24632).
Этот способ намного проще и понятнее.
Вывод: при заключении договора, который захватывает одновременно два налоговых периода, его лучше разбить на этапы. Ведь достаточно разбить договор на две части, чтобы избежать составления расчетов по распределению доходов и расходов между налоговыми (отчетными) периодами.
Вопрос. Организация списывает материально-производственные запасы (МПЗ) в производство по средней себестоимости, исчисленной по методу скользящей оценки на момент отпуска материалов. В процессе производства выпускается продукция по гособоронзаказу (ГОЗ) и гражданская продукция. В части исполнения ГОЗ материально-производственные запасы списывают со следующего года по себестоимости каждой единицы.
Может ли организация для МПЗ, приобретаемых для исполнения ГОЗ, в части прямых затрат применять способ по себестоимости каждой единицы, а для МПЗ, используемых для гражданской продукции по средней себестоимости, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения?
Ответ. Давайте начнем с правил бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета для списания МПЗ на затраты организация должна установить в учетной политике метод оценки (п. 16 ПБУ 5/01, п. 73–76 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ):
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости (основной способ);
- по себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО).
Пунктом 21 ПБУ 5/01 определено, что по каждой группе, виду МПЗ в течение отчетного года применяется только один способ оценки.
В бухгалтерском учете вопрос решается так: надо разделить МПЗ на группы или виды, установить и определить по каждой группе (виду) порядок их оценки, исходя из указанных выше способов.
Но надо понимать, что в случае направления МПЗ из одной группы, вида на разные цели учитывать их разными способами нельзя. Например, если часть МПЗ одного вида используется, как указано в вопросе, на гражданское производство, а другая часть на оборонное, то организации не вправе будут определять в УП разные способы их оценки.
Теперь про налоговый учет. В налоговом учете используются аналогичные бухгалтерскому учету методы оценки МПЗ (п. 8 ст. 254 НК РФ):
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс не определяет подробные правила применения методов списания МПЗ. Поэтому организациям надо исходить из экономической обоснованности применения методов оценки МПЗ при их включении в расходы и обязательно закрепить эти методы в УП для целей налогообложения. Такую позицию определил и Минфин России в Письме от 29.11.2013 № 03-03-06/1/51819:
- «налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения».
Как видим, Налоговый кодекс не устанавливает требование применять единый метод оценки для МПЗ одной группы или одного вида. В этом случае не будет нарушением, если в УП определить различные способы учета МПЗ в зависимости от их целевого назначения. Но тогда придется обеспечить возможность их отдельного учета и (или) хранения, так как без этого невозможно правильно включить в состав расходов стоимость МПЗ при их списании. Надо ли создавать такие сложности? Это должен решать бухгалтер.
Возможно, при выполнении гособоронзаказа действительно придется выполнять особые требования. В остальных случаях, как нам представляется, это не имеет смысла.
Вопрос. Наша организация находится на общей системе налогообложения и является плательщиком налога на прибыль. Обязаны ли мы создавать резерв по сомнительным долгам для бухучета и налогообложения?
Ответ. При ведении бухгалтерского учета вопросом о создании резерва сомнительных долгов задаваться не надо. Такая обязанность прямо установлена п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):
- «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации».
Следовательно, образование резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики, и этот вид резерва необходимо создавать во всех случаях, когда выявлена сомнительная дебиторская задолженность. Исполнение обязанности по созданию резерва сомнительных долгов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
А вот в налоговом учете — это право налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ):
- «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам….».
Да и Минфин разъясняет в Письме от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295:
- «…в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете».
Сразу скажем, что его могут создавать только организации, применяющие при учете доходов и расходов метод начисления. А как же поступить? Выгодно ли экономически налогоплательщикам создавать резерв по сомнительным долгам?
Понятно, что создание резерва в целом не снижает налоговую нагрузку, а лишь корректирует ее по периодам в зависимости от изменений размера долгов с истекшим сроком оплаты. Если такие долги возрастают, то уменьшается налогооблагаемая прибыль, а если происходит погашение долгов и они уменьшаются, то прибыль увеличивается.
Поэтому в большинстве случаев создание резерва по сомнительным долгам целесообразно.