Преступления в сфере экономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступления в сфере экономики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности по поводу предметов, находящихся под экспортным контролем, в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предметы преступления исчерпывающе перечислены в заголовке статьи.

Основное их свойство заключается в том, что они находятся под экспортным контролем и могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Объективная сторона характеризуется следующими деяниями.

Незаконный экспорт указанных выше предметов означает их вывоз за пределы Российской Федерации без соблюдения порядка и установленных правил, которые определяются Правительством РФ (без лицензии, в результате предоставления поддельных документов и т. д.). Передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю любыми способами, в результате чего они переходят в обладание других лиц. Незаконное выполнение работ и незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю — два самостоятельных деяния, которые могут совершаться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Преступление окончено в момент совершения любого из перечисленных деяний.

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий в Российской Федерации.

В ст. 189 УК РФ содержится специальная оговорка: уголовно наказуемые деяния не должны содержать признаки контрабанды сильнодействующих, ядовитых и прочих предметов, перечисленных в ст. 226.1, или государственной измены (ст. 275 УК РФ).

При контрабанде предметы преступления перемещаются через таможенную границу с использованием способов, перечисленных в ст. 226.1 УК РФ, а при государственной измене виновный передает их иностранной разведке для использования в ущерб внешней безопасности.

Квалифицированные виды

В ч. 2 ст. 189 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, группой лиц по предварительному сговору, а в ч. 3 ст. 189 УК РФ — в отношении предметов, используемых для создания оружия массового поражения, средств его доставки, совершенные организованной группой.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).

Объективные признаки

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок вывоза за границу и возвращения на территорию Российской Федерации культурных ценностей в целях их сохранения для последующих поколений. Предмет преступления — предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» они могут временно вывозиться за границу только на основании свидетельства, выданного федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за их ввозом и вывозом (в том числе временным), например для выставок, но с обязательством обратного возвращения в установленный срок.

Деяние заключается в невозвращении, т. е. неисполнении обязанности возвратить указанные предметы на территорию Российской Федерации.

Преступление считается оконченным по истечении срока, на который был разрешен вывоз культурных ценностей, за исключением случаев, когда возврат их невозможен в силу объективных причин (стихийное бедствие и т. п.).

Лица, не возвратившие культурные ценности на территорию Российской Федерации, присвоившие их за ее пределами или передавшие третьим лицам, подлежат дополнительно уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ).

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — собственник культурных ценностей или уполномоченное им лицо, а также представитель организации (музея, библиотеки), уполномоченный на вывоз культурных ценностей и их возвращение.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ).

Объективные признаки

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, направленные на соблюдение установленного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядка зачисления либо репатриации (возвращения) денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета резидента в уполномоченном банке или банках, расположенных за пределами территории РФ.

Предмет преступления — денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ.

В соответствии со ст. 1 указанного выше закона резиденты — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе их филиалы и иные подразделения, находящиеся за границей; нерезиденты — иностранные граждане и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами территории РФ.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.

Объективная сторона преступления включает совершение любого из двух (или нескольких) альтернативных деяний, перечисленных в уголовно-правовой норме.

Первое из них состоит в нарушении требований валютного законодательства РФ, в соответствии с которыми, исходя из условий внешнеторговых договоров (контрактов), на счета резидента в уполномоченном банке или в банках, расположенных за пределами территории РФ, должны быть зачислены причитающиеся резиденту денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ, полученные от одного или нескольких нерезидентов, за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на них.

Читайте также:  Скоро наступит точка невозврата для пенсионных фондов

Основная информация об экономических преступлениях и правонарушениях: Концепция и характеристики

Значительная часть преступлений совершается против имущества других лиц. Чаще всего они совершаются в форме ограбления, кражи, грабежа, вымогательства, мошенничества и так далее. Эти и ряд других преступлений относятся к категории вмешательства в экономическую сферу жизни граждан и государства. В этом контексте термины «преступление в белых воротничках» и «экономические преступления» в последнее время стали более популярными.

Стоит сразу же провести различие между понятиями «преступление» и «правонарушение». Они используются не только в бизнесе, но и в других сферах общественной жизни. И уголовное преступление, и проступок означают нарушение норм права. Разница заключается в серьезности этого нарушения (неповиновения) и его опасности для общества.

Если будет установлено, что опасность возрастает, нарушение рассматривается как преступление, и виновный привлекается к уголовной ответственности. Иные нарушения правовых норм рассматриваются как обычные преступления, за которыми следуют другие меры правовой ответственности (административная, гражданская, дисциплинарная и т.д.).

Концепция преступлений и правонарушений в сфере экономической деятельности впервые была разработана в 1945 году. В то время американский криминолог Э. Сазерленд изучал проблему совершения преступлений высокопоставленными чиновниками в сфере экономической деятельности.

Теоретики и ученые-практики сходятся во мнении, что экономическое преступление может быть определено как преступное деяние эгоистического характера, совершенное в контексте экономической деятельности, которая является самой основой этого деяния. Можно определить деяние как преступление с участием белых воротничков, определив следующие характеристики преступления с участием белых воротничков:

  • деяние было совершено лицом (группой лиц) в процессе его профессиональной деятельности;
  • Акт был представлен другим представителям общественности как законная экономическая деятельность;
  • поступок был эгоистичным
  • акт носил непрерывный и систематический характер;
  • законом был нанесен ущерб экономическим интересам государства, частного сектора и граждан.
  • деяние было совершено лицами, действовавшими от имени и в интересах предприятия.

Таким образом, «белые воротнички» (т.е. совокупность экономических преступлений и правонарушений в обобщенном виде) являются исторически переменным, социально негативным и преступным явлением. Формируется из действий и бездействия, совершенных лицами в экономической сфере в корыстных целях, связанных с нарушением имущественных и иных экономических интересов потребителей, партнеров, конкурентов и государства, а также из процедур хозяйственного управления в различных сферах экономики.

Способы совершения преступлений

Современный криминальный мир может «похвастать» множеством схем совершения экономических преступлений, которые постоянно совершенствуются.

Способы совершения преступлений в сфере экономики
Схема Описание
Проведение формальной инвентаризации Товар отсутствует на складе, но в документах он учтен
Махинации с технологическим процессом Нарушение технологических норм с целью скрыть недостачу
Списание Проводящее инвентаризацию лицо списывает большее количество сырья или товара, чем есть на самом деле
Пересортица Партия, состоящая из товаров разного качества, отображается в документах как товар одного (более высокого или более низкого) качества

Это лишь некоторые из методов, используемые злоумышленниками. По мере того, как правоохранительные органы улучшают способы раскрытия экономических преступлений, криминальные элементы изобретают все более и более хитроумные схемы, привлекая к своей деятельности специалистов в сфере финансов, права и других областей.

Раскрытием экономических преступлений у нас в России сегодня занимаются экономические подразделения полиции, раньше эти подразделения назывались ОБЭП, а сегодня ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК, что расшифровывается как Управление (отдел) экономической безопасности и противодействия коррупции.

Страшным словом здесь является «противодействие коррупции», хотя к налоговым преступлением это не относится.

Выявление и расследование преступлений в сфере экономической деятельности

Выявление преступления предполагает обнаружение деяния, которое содержит признаки преступления. Деятельность, преследующая такую цель, может осуществляться различными способами.

Одним из самых распространенных из них является осуществление оперативно-розыскной деятельности. Она проводится специальными подразделениями в структуре правоохранительных органов путем опросов, наведения справок, наблюдения и иных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Выявление налоговых преступлений также может быть сопряжено с выездными налоговыми проверками, которые проводятся полицией по запросу соответствующих налоговых органов (ст. 36 Налогового кодекса РФ). Порядок проведения проверок регламентируется совместным приказом МВД и ФНС (Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»).

Также преступления в сфере экономики могут выявляться и иными методами, прямо не связанными с деятельностью правоохранительных органов, например путем:

  1. документального анализа, построенного на исследовании документов бухгалтерского, статистического, оперативно-технического учета, отражающих информацию о результатах совершенных хозяйственных операций;
  2. бухгалтерского анализа, который предполагает исследование записей бухгалтерского учета (регистров аналитического и синтетического учета) и отчетности;
  3. экономического (финансового) анализа, которое заключается в сравнении технико-экономических и финансовых показателей (важно понимать, что они не должны противоречить друг другу).

После выявления признаков преступления начинается деятельность, урегулированная нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ. Этап, предшествующий судебному разбирательству, который именуется досудебным производством, состоит из 2 последовательных стадий: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.

5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.

Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

  • преступления, которые посягают на основы банковской и предпринимательской деятельности (ст.ст. 169-173.2, 183, 179, 195-197 УК РФ);
  • преступления, связанные с оборотом имущества, которое было приобретено преступным путем (ст.ст. 175, 174 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на основы кредитно-финансовой деятельности (ст.ст. 177, 176, 185-187 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с экономической монополией (ст.ст. 180, 178, 181, 192, 191УК РФ);
  • преступления, которые связаны с перемещением материальных ценностей из-за границы РФ или за границу (ст.ст. 190, 189, 193 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на систему налогов/сборов, которая установлена в Российской Федерации (ст.ст. 198-199.2, 194 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с уклонением страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3, 199.4 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с тайным провозом товаров через границу (ст. 200.1, 200.2 УК РФ);
  • преступления, связанные в сфере закупок товаров (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).

Глава 23 УК «О преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных некоммерческих организациях» помещена законодателем в разделе 8, предусматривающем ответственность за преступления в сфере экономики. В связи с этим сферу экономических общественных отношений можно было бы определить в качестве родового объекта данных преступлений. Однако такой вывод является условным, поскольку само название гл. 23 УК РФ прямо указывает на определенную несогласованность с названием как всего раздела 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», так и входящих в него глав (гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Читайте также:  Что положено тем, кто идёт служить в армию по контракту

Родовой объект преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях не является частью типового объекта преступлений в сфере экономики, поскольку общественные отношения рассматриваемых преступлений не являются родом экономических отношений, т. е. отношений, обеспечивающих владение, пользование и распоряжение имуществом.

Кроме того, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях от других преступлений, предусмотренных в разделе 8 УК, отличаются, по крайней мере, двумя моментами. Они совершаются, во-первых, в связи с управленческой деятельностью указанных организаций и, во-вторых, специальным субъектом, т. е. лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо их представителем. Таким образом, помещение гл. 23 в разд. 8 УК РФ, несомненно, носит условный характер.

Более правильным решением с точки зрения построения Особенной части Кодекса было бы поместить рассматриваемую группу преступлений в самостоятельный раздел с одноименным названием. В противном случае к числу преступлений в сфере экономики следовало бы отнести и преступления против интересов государственной службы, для которых названные экономические отношения также могут являться факультативным объектом.

В литературе по данному вопросу существуют и иные позиции. Так, Б. В. Волженкиным высказано сомнение в целесообразности наличия самостоятельной главы «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». В частности, он указывает, что «вообще самостоятельное существование данной главы ввиду отсутствия особого правоохраняемого объекта сомнительно, а находящиеся в ней четыре состава преступлений вполне могли найти место в других главах Кодекса»[2].

Свою позицию автор обосновывает отсутствием «особой» ценности охраняемого объекта. Однако представляется, что интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления коммерческих организаций, в надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций в соответствии с задачами и на благо организаций, но не в ущерб законным интересам граждан, других организаций, общества и государства в целом.

Весьма противоречивое мнение относительно объекта рассматриваемых преступлений высказано С.В. Изосимовым. Он полагает, что у группы преступлений, объединенных в гл. 23 УК РФ, нет единого объекта. Поэтому не должно быть в Уголовном кодексе самостоятельной главы, предусматривающей ответственность за данные преступления. Последние могут как посягать на права и законные интересы граждан и организаций, так и причинять вред другим охраняемым законом интересам общества и государства.[3] С таким мнением трудно согласиться. Основой классификации объектов преступных посягательств является совокупность однородных отличительных признаков и качеств правоохраняемых интересов, взятых под охрану уголовно-правовыми нормами. Законодатель определяет однородные общественные отношения и интересы, нуждающиеся в уголовно-правовой защите, а затем по этим интересам группирует уголовно-правовые нормы и объединяет их в главы и разделы.

Объединяющим признаком рассматриваемой группы преступлений с другими преступлениями, предусмотренными разделом 8 УК РФ, служит то, что они совершаются в связи с экономической и другой предпринимательской деятельностью коммерческих и иных организаций. Анализ составов преступлений, предусмотренных гл. 23 УК РФ, показывает, что установленная в них ответственность может быть возложена только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, т. е. осуществляющих в ней постоянно или временно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

При выполнении этими лицами деятельности иного рода, причинившей вред организациям, гражданам, государству, ответственность наступает не по признакам составов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Стало быть, законодатель делает акцент на вред, причиняемый нормальной деятельности коммерческих и иных организаций, а не экономическим отношениям.

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Объектом анализируемых преступлений является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Для некоторых преступлений против интересов службы в коммерческих и некоммерческих организациях характерен дополнительный непосредственный объект – права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства (ст. 201 и 202 УК); здоровье человека (ст. 203 УК).

Особенностью рассматриваемых преступлений является их совершение в сфере управленческой деятельности коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

Согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ, под коммерческими понимаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ (полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу ст. 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. 114 и 115 ГК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000, № 4, п. 7).

Некоммерческими являются организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов.

Классификационные признаки представлены сутью деяний по отношению к обществу, отношений в производственном процессе, распределительном механизме, принципах обмена материальными благами, услугами. Объектом являются отношения в определённых экономических областях или конкретные отношения.

Объективная часть этих преступлений касается принуждения к действиям (требование заключения или расторжения договора, сделки, подобного), а также бездействию (например, уклонение от выполнения взятых финансовых, иных обязательств).

Специфика составов преступлений, содержащих материальную составляющую, представлена взаимосвязанностью действий, их общественных последствий. Формально, эти составы достаточны для проведения юридической оценки по факту совершения опасного для общества действия (например, создание препятствий законной работе предпринимателей).

Субъектом этих видов преступлений выступают лица, уголовное преследование которых законом не ограничено. Они старше шестнадцатилетнего возраста. При этом отдельные подпадают под признаки специального субъекта (лица, исполняющие должности в государственных структурах).

Виды экономических преступлений

Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

  • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
    1. препятствий со стороны должностных лиц;
    2. незаконных производства и сбыта товаров;
    3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
    4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
  • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
    1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
    2. неуплаты кредиторских взносов;
    3. нарушений процедуры банкротства;
    4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
  • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
    1. ограничения конкурентноспособности;
    2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
    3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
  • Разглашение коммерческой тайны УК РФ
  • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
    1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
    2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
    3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
  • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
    1. перевозки контрабандных товаров;
    2. неуплаты таможенных взносов.
    3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).
Читайте также:  Особенности труда для работников — инвалидов 3 группы

Планируется смягчить уголовное наказание за экономические преступления, плюс новость для строителей

У меня информация о том, что в Госдуму внесен проект федерального закона о внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и этим проектом Минэкономразвития предлагает расширить основания для освобождения от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях. То есть планируется снизить жесткость уголовного наказания по экономическим статьям. Ну что ж, слушайте, это отлично.

В том числе, планируется повысить значение крупного и особо крупного дохода ущерба по некоторым преступлениям в сфере эконмической деятельности. В том числе, уточняется «перечень состава преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности по части 2 Статьи 76.

1 УК иснижение суммы возмещения причиненного ущерба и полученного преступным путем дохода. К таким составам предполагается отнести, в том числе, внесение заведомо ложных сведений в межевой план, внесение ложных сведений в технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории, причинившей крупный ущерб.

Предполагалось смягчить Статью 170.2 УК, а также предполагается смягчить наказание за контрабанду наличных денежных средств или денежных инструментов, Статья 200. 1 УК. Также предполагается предусматривать возмещение суммы, эквивалентной убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления».

В общем, предполагается, что сажать будут меньше, и, конечно же, это хорошо.

И, коллеги, раз уж я заговорил о проектах — вот еще одна аннотация проекта федерального закона №954041-6 «О внесении изменений в Федеральный закон об участии в долевом строительстве». Как вам сказать. На первый взгляд, это должно навести больше порядка при строительстве жилья, при использовании №214-ФЗ «О долевом участии и в строительстве».

Но лишь на первый взгляд. Учитывая коррупционность этой системы, учитывая, что не требуется абсолютно никаких усилий для получения той же лицензии на строительство жилья (все это делается легко, быстро, весело и при этом не надо иметь никакого персонала, если знаешь, куда обратиться), я не думаю, что что-то здесь изменится в лучшую сторону.

Нужно действовать экономическими методами.

Вместе с тем, коллеги, проектом предусматривается, что для строителей с 1 марта 2016 года могут быть введены дополнительные требования к уставному капиталу застройщика, привлекающего денежные средства граждан.

Преступления в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.

5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.

Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

  • преступления, которые посягают на основы банковской и предпринимательской деятельности (ст.ст. 169-173.2, 183, 179, 195-197 УК РФ);
  • преступления, связанные с оборотом имущества, которое было приобретено преступным путем (ст.ст. 175, 174 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на основы кредитно-финансовой деятельности (ст.ст. 177, 176, 185-187 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с экономической монополией (ст.ст. 180, 178, 181, 192, 191УК РФ);
  • преступления, которые связаны с перемещением материальных ценностей из-за границы РФ или за границу (ст.ст. 190, 189, 193 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на систему налогов/сборов, которая установлена в Российской Федерации (ст.ст. 198-199.2, 194 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с уклонением страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3, 199.4 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с тайным провозом товаров через границу (ст. 200.1, 200.2 УК РФ);
  • преступления, связанные в сфере закупок товаров (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).

Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.

Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности.

Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным.

Виды экономических преступлений

Экономические преступления— общественно опасные деяния, которые предполагают посягательство на финансово-экономические отношения, обеспечивающие процесс производство/реализации/потребления различных товаров и услуг.

1. Преступления, целью которых является осуществление процесса по внесению дисбаланса в общественные отношения, являющиеся гарантом качественной финансово-экономической деятельности. Эта группа состоит из 3 подгрупп:
–нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в процесс формирования государственного бюджета и сбора налоговых, таможенных и страховых взносов. Нередки ситуации, когда злоумышленники пытаются внедрить свои правила в процедуру формирования золотого фонда (преступления в бюджетной сфере);
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в часть финансовой сферы, специализирующейся на работе с ценными бумагами, наличными деньгами и иными платежными документами;
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в кредитную область финансово-экономического рынка. Как правило, к таким преступлениям относят махинации, связанные с оформлением кредитов и их последующей невыплатой.

2. Преступления, целью которых является внесение дисбаланса в общественные отношения, защищающие права и интересы лиц занимающихся предпринимательской деятельности. Эта группа состоит из 2 подгрупп:
– нарушения устоявшихся экономических законов, подразумевающих незаконное вмешательство в частное предпринимательство и оказывающее негативное воздействие на ряд структур государственной власти;
– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство лишь в отдельные части предпринимательской деятельности.

Специфика преступлений экономической направленности

У уголовного преступления в сфере экономической деятельности есть свои отличительные особенности. Это:

  • совокупность интересов нескольких лиц, как физических, так и юридических;
  • долгое и тщательное планирование;
  • для расследования необходимо иметь актуальные знания в нескольких отраслях права – налоговом, таможенном, трудовом и прочее;
  • необходимо разбираться в процессуальных тонкостях ведения дела. В противном случае, оно «развалится»;
  • сам преступник может обладать знаниями бухгалтерского, налогового и экономического законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *