Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец заполнения ТН — 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Электронная сопроводительная ведомость оформляется при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, а также при возврате порожнего контейнера.
Когда СНТ не оформляется?
СНТ не нужно оформлять:
- если товар реализуется в розничной торговле лицу, покупающему его только для использования в бытовых, семейных и личных целях;
- если товары ввозятся/вывозятся с территории государств, не членов ЕАЭС и государств-членов ЕАЭС по системе магистральных трубопроводов и по линиям электропередач;
- если товары перемещаются (за исключением алкогольной продукции, мазута, авиационного топлива) между структурными подразделениями одного юрлица на территории Казахстана;
- при отгрузке возвратной тары, кроме случаев, когда она находится в перечне изъятия ВТО;
- если товары ввозятся в Казахстан с территории ЕАЭС, но началом транспортировки стали государства не члены ЕАЭС;
- если товары вывозятся из Казахстана на территорию ЕАЭС, а страной назначения является государство не член ЕАЭС, кроме товаров, входящих в перечень изъятия ВТО, подакцизных товаров, товаров, по которым ЭСФ выписываются через виртуальный склад;
- при транспортировке через границу Казахстана со странами ЕАЭС для ремонта снаряжения или продукции, состоящей на вооружении Вооруженных Сил Казахстана и других войск и воинских формирований других государств, временно расположенных на территории Казахстана. А также переработка продукции вне территории РК осуществляются по решению уполномоченного органа.
Правила заполнения транспортной накладной 2022
В 2022 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:
- Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
- Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).
При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.
- Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
- Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
- В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
- Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
- При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
- Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
- В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
- Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.
Образец формы ТТН 1-Т. Товарно-транспортная накладная
5.2.1. Пробы нефтепродуктов отбираются в соответствии с ГОСТ 2517.
5.2.2. В зависимости от способа отбора и назначения пробы отбираются точечные, объединенные, ходовые, контрольные и арбитражные.
5.2.3. Точечная проба отбирается в один прием и характеризует качество нефтепродукта на определенном уровне в резервуаре, цистерне и т.д. или в определенный момент времени при отборе из трубопровода.
5.2.4. Объединенная проба составляется из нескольких точечных проб, отобранных в соответствующем порядке и объединенных в указанном соотношении.
5.2.5. Контрольная проба используется для выполнения анализа и является частью точечной или объединенной пробы.
5.2.6. Арбитражная проба оформляется, хранится в установленном порядке и используется в случае разногласий сторон в оценке качества нефтепродукта и является частью точечной или объединенной пробы.
5.2.7. Инвентарь для отбора и хранения проб должен быть чистым и сухим, а посуда для отбора и хранения проб должна герметично закрываться не растворяющимися в нефтепродуктах пробками.
5.2.8. Горловина закупоренной бутылки (для хранения арбитражных проб и проб, подготавливаемых к транспортированию) должна быть обернута полиэтиленовой пленкой или другим плотным материалом, обвязана бечевкой, концы которой продеты в отверстие этикетки, запломбированы или залиты сургучом на пластине из плотного картона или из древесных материалов и опечатаны. Допускается этикетку приклеивать к бутылке.
На этикетке должны быть указаны: номер пробы по журналу регистрации проб; наименование станции, наименование нефтепродукта и его марка, ГОСТ или ТУ на нефтепродукт, номер резервуара и цистерны, из которых отобраны пробы; высота взлива, дата и время отбора пробы; должность и фамилии лиц, отобравших и опечатавших пробу, и их подписи.
5.2.9. Перед отбором пробы нефтепродукт, находящийся в пробоотборной системе стационарного пробоотборника, необходимо слить в другой сосуд или в канализацию. Объем сливаемого нефтепродукта должен быть не менее двух объемов пробоотборной системы стационарного пробоотборника.
5.2.9. Объединенную пробу из точечных проб, отобранных из резервуаров стационарным или переносным пробоотборником, составляют по ГОСТ 2517.
5.2.11. Для характеристики качества нефтепродукта в железнодорожной или автомобильной цистернах отбирают одну точечную пробу с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней образующей.
5.2.12. Для проверки наличия подтоварной воды и механических примесей пробу отбирают из сифонного крана резервуара, установленного в нижнее положение.
5.3.1. Для обеспечения учета контрольных операций при определении качества нефтепродуктов в лабораториях должны быть следующие документы:
— журналы анализов принимаемых (откачиваемых) нефтепродуктов — Приложение 3;
— журнал регистрации проб нефтепродуктов — Приложение 4;
— журнал анализа светлых нефтепродуктов — Приложение 5;
— акты отбора проб нефтепродуктов — Приложение 6;
— рабочий журнал лаборантов;
— технологическая схема ПСП с указанием мест отбора проб;
— журнал телефонограмм;
— журнал анализов воздуха производственных помещений при определении ПДК;
— журнал анализов воздуха при проведении огневых работ на ЛПДС;
— журнал анализа сточных вод;
— журнал проверки качества нефтепродуктов в технологии ЛПДС и емкостях утечек;
— журнал приготовления рабочих и титровальных растворов;
— график поверки средств измерений;
— график зачистки резервуаров;
— паспорта качества на нефтепродукты;
— журнал регистрации и выдачи паспортов качества;
— этикетки на пробы.
В журнале анализов светлых нефтепродуктов заключение о качестве нефтепродуктов делает начальник лаборатории или старший лаборант.
На ЛПДС, принимающих нефтепродукты с ПХН, ведется журнал проверки подтоварной воды на коррозионную активность по методике, утвержденной главным инженером АО.
5.3.2. Срок хранения журналов, перечисленных в п. 5.3.1, — 3 года.
Накладные ЕГАИС: как работать по правилам в 2021 году
Ведение учета алкоголя предусматривает точную передачу фактических данных в систему ЕГАИС. То есть, складские остатки должны соответствовать остаткам в системе. Это достигается за счет своевременного подтверждения накладных в ЕГАИС, оформления отказов, расхождений.
Расскажем, как в личном кабинете ЕГАИС подтвердить накладную:
- 1. Откройте список неподтвержденных накладных в ЕГАИС. Нажмите на кнопку «Получение ТТН из ЕГАИС».
- 2. Откроется окно, где нужно ввести идентификационный номер накладной (10 знаков), который сообщает поставщик.
- 3. Если фактические данные соответствуют информации в документах, сформируйте акт о принятии накладной.
- 4. Введите в поле «fsrar ID отправителя» код, который сообщит поставщик.
- 5. Введите номер акта из бумажной накладной в соответствующем поле.
- 6. Укажите категорию товара в поле «Номенклатура».
- 7. Нажмите «Отправить».
Росалкогольрегулирование напоминает, что в 2021 г. предусмотрены новые сроки подтверждения накладных в ЕГАИС. Если от получателя в течение 60 дней не будет никаких операций, алкоголь возвращается на баланс поставщика. Отметим, что данное правило действует в отношении ТТН, оформленных после 1 января.
Если накладная была принята в выходной день, например, в воскресенье, то подтвердить ее можно на следующий рабочий день, т.е. в понедельник.
1) в приказе Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления и их документооборота» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19784, опубликован 31 декабря 2019 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):
перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, утвержденный указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу;
в Правилах оформления сопроводительных накладных на товары и их документообороте, утвержденных указанным приказом:
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. СНТ оформляется в следующие сроки, предусмотренные статьей 176 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс):
- при перемещении, реализации и (или) отгрузке товаров по территории Республики Казахстан – не позднее начала перемещения, реализации и (или) отгрузки товаров;
- при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан:
- с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, – не позднее начала перемещения, реализации товаров, по которым произведена таможенная очистка;
- с территории государств-членов ЕАЭС – до пересечения Государственной границы Республики Казахстан;
- при вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств, не являющихся членами ЕАЭС, и государств-членов ЕАЭС – не позднее начала перемещения, реализации и (или) отгрузки товаров;
- при осуществлении международных автомобильных перевозок с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС через территорию Республики Казахстан – на автомобильном пункте пропуска при пересечении Государственной границы Республики Казахстан.»;
-
по подакцизной продукции, ввозу товаров на территорию Республики Казахстан, вывозу товаров с территории Республики Казахстан с 31 декабря 2020 года до 1 июля 2021 года;
- по товарам, по которым ЭСФ подлежат выписке посредством виртуального склада, с 31 декабря 2020 года до 1 ноября 2021 года;
- по товарам из перечня изъятия ВТО с 1 июля 2021 года до 1 февраля 2022 года.»;
2) в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № 1104 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21631, опубликован 18 ноября 2020 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан):
в Правилах и сроках реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документообороте, утвержденных указанным приказом:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Пилотный проект реализуется на территории Республики Казахстан:
пункт 17 изложить в следующей редакции:
«17. СНТ оформляется в следующие сроки:
- при перемещении, отгрузке товаров по территории Республики Казахстан – не позднее начала перемещения, отгрузки товаров;
- при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан:
- с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, – не позднее начала перемещения, реализации товаров, по которым произведена таможенная очистка;
- с территории государств-членов ЕАЭС – до пересечения Государственной границы Республики Казахстан;
При реализации по территории Республики Казахстан:
-
товаров субъектом розничной реализации оформление СНТ осуществляется исключительно на добровольной основе, в том числе для актуализации остатков на виртуальном складе, не позднее 10 (десятого) числа месяца, следующего за месяцем реализации, с отражением реализации за месяц;
-
товаров посредством осуществления поставки товара, за исключением подакцизного, любым видом транспорта – не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем формирования перевозочного документа на данную поставку;
-
товаров посредством оптовой реализации по территории Республики Казахстан товаров, за исключением подакцизных – не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем реализации товара, если иное не установлено подпунктом 2) части второй настоящего пункта;
-
товаров (кроме подакцизных) в розницу физическим лицам, являющимся конечными потребителями – не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты реализации, с отражением реализации за день;
-
товаров (кроме подакцизных) в розницу индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем реализации.»;
пункт 18 изложить в следующей редакции:
«18. Получатель СНТ в течение 10 (десяти) календарных дней с даты регистрации СНТ в ИС ЭСФ посредством ИС ЭСФ подтверждает или отклоняет СНТ, за исключением поставки (перевозки) товара посредством любого вида транспорта, при которой подтверждение или отклонение СНТ осуществляется не позднее 20 (двадцати) рабочих дней после даты регистрации СНТ в ИС ЭСФ.»;
пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Подтверждение СНТ получателем не требуется в следующих случаях:
-
при реализации товаров на экспорт;
-
при реализации горюче-смазочных материалов, осуществляемой аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки;
-
при реализации товаров получателю, являющемуся субъектом розничной торговли и осуществляющему реализацию товаров в розничной торговле, за исключением реализации подакцизных товаров, реализации товаров на территорию специальной экономической зоны (далее – СЭЗ), пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, за исключением применения добровольного порядка оформления СНТ, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил;
-
при реализации товаров физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, за исключением применения добровольного порядка оформления СНТ, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил;
-
при оформлении СНТ в адрес получателей, зарегистрированных в административно-территориальных единицах Республики Казахстан, на территории которых отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.»
пункт 26 изложить в следующей редакции:
Перечень товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары
№ | Наименование товара | Дата начала оформления сопроводительных накладных на товары |
---|---|---|
1. | Биотопливо, производство и оборот которого регулируется Законом Республики Казахстан от 15 ноября 2010 года «О государственном регулировании производства и оборота биотоплива» | 1 июля 2021 года |
2. | Этиловый спирт и (или) алкогольная продукция, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 16 июля 1999 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» | 1 июля 2021 года |
3. | Отдельные виды нефтепродуктов, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» | 1 июля 2021 года |
4. | Табачные изделия, производство и оборот которых регулируется Законом Республики Казахстан от 12 июня 2003 года «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» | 1 июля 2021 года |
5. | Товары, код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) и наименование которых включены в Перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденный в соответствии с международным договором, участником которого является Республика Казахстан (кроме указанных в пункте 9 настоящего Перечня) | 1 февраля 2022 года |
6. | Товары, ввозимые на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза | 1 июля 2021 года |
7. | Товары, вывозимые с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Евразийского экономического союза | 1 июля 2021 года |
8. | Товары, подлежащие маркировке в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан | 1 февраля 2022 года |
9. | Товары, по которым электронные счета-фактуры подлежат выписке посредством виртуального склада | 1 ноября 2021 года |
Правила заполнения сопроводительной ведомости
Сопроводительная ведомость состоит из 10 разделов, рассмотрим заполнение каждого из них:
Раздел | Заполнение |
Сопроводительная ведомость | Номер ведомости заполняется перевозчиком в соответствии с внутренней нумерацией. В качестве номеров экземпляров указываются цифры от 1 до 3. |
1. Грузоотправитель | Заполняется информация об организации или физическом лице, которое отправляет контейнер с грузом. В данном разделе нужно ввести наименование организации или ФИО физического лица, адрес и номер телефона. Для организации также нужно указать данные сотрудника, ответственного за перевозку. |
2. Грузополучатель | Заполняется информация об организации или физическом лице, которое будет получать контейнер в месте назначения. Заполняется по аналогии с разделом 1. | 3. Наименование груза | В этом разделе вводится подробная информация о грузе (название, количество мест, маркировка, масса, объем и т.п.) |
4. Контейнер | В таблицу вносится информация обо всех контейнерах, которые участвуют в перевозке. Кроме номера и грузподъемности следует указать предполагаемые даты сдачи и возврата контейнера под погрузку и выгрузку. Таблица заполняется до начала перевозки. |
5. Указания грузоотправителя | В данном разделе вводятся требования, которые должны быть соблюдены при перевозке груза. |
6. Сдача (прием) контейнера | В данный раздел вносится информация о погрузке контейнера на автомобиль. Часть данного раздела заполняется при составлении сопроводительной ведомости (место погрузки). Вторая часть раздела должна быть заполнена непосредственно при погрузке (дата и время подачи транспортного средства, дата и время убытия, состояние контейнера, масса груза, количество грузовых мест, подписи грузоотправителя и водителя). |
7. Сдача (прием) контейнера | В данный раздел вносится информация о выгрузке контейнера из автомобиля. Часть данного раздела заполняется при составлении сопроводительной ведомости (место выгрузки). Вторая часть раздела заполняется в пункте выгрузки, то есть при остановке сотрудниками ГИБДД она должна быть незаполненной. |
8. Перевозчик | Раздел содержит информация о самом перевозчике (физическом лице или организации), об ответственном за перевозку сотруднике (если такой есть) и о водителе грузового автомобиля. |
9. Транспортное средство | Информация об автомобиле, который будет перевозить груз. |
10. Подписи сторон | Раздел заполняется грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем сразу же после заполнения ведомости. |
Понятие «сопроводительная накладная на товар» (СНТ) появилось в НК РК с 2020 г. (пп.63 ст.1 НК РК). Под ней понимается электронный документ, который оформляется в определенных случаях на конкретные виды товаров.
Применяется СНТ для:
- упрощения документооборота;
- расчета налогооблагаемой базы;
- таможенного и налогового администрирования.
СНТ, несмотря на свою исключительно электронную форму, признается полноценным первичным бухгалтерским документом и входит в состав пакета товаросопроводительных документов. Это значит, что продавец (импортер) может применять СНТ при ввозе или отгрузке товаров, при этом не предоставляя в налоговые и таможенные органы бумажные накладные.
Оформляется СНТ казахстанскими предпринимателями и организациями в следующих случаях:
- при продаже, отгрузке, перемещении товаров внутри страны;
- при импорте товаров в Казахстан;
- при экспорте товаров за границу РК.
Фактически, на практике оформлять документ придется при любом движении товара. Однако, распространяется это не на все реализуемые товары, а только на ограниченный перечень, который разрабатывается и утверждается Минфином РК. Перечень категорий товаров, на которые необходимо выписывать СНТ, а также Правила оформления этого вида документов утверждены Приказом МФ РК №1424 от 26.12.2019 г. В Приложении к этому же документу содержится и утвержденная унифицированная форма накладной. Позже в Перечень были внесены дополнения Приказом №379 от 13.04.2020 г.
Обязанность по выписке СНТ возложена на всех налогоплательщиков, реализующих, ввозящих и вывозящих товары, указанные в Перечне, независимо от их от организационной формы (ИП, ТОО). Контроль за порядком оформления накладных лежит на УГД МФ РК (ст.176 НК РК).
Выписывается документ по умолчанию в тенге, кроме случаев:
- наличия соглашения о разделе продукции;
- экспорта по ставке НДС 0% (ст.386, 446, 449 НК РК);
- оборота по ставке НДС 0% (п.3 ст.393 НК РК).
Приборы и средства измерения
2.2. Объем нефтепродуктов определяется в стационарных резервуарах, транспортных средствах и технологических трубопроводах, отградуированных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Резервуары стальные вертикальные стационарные (РВС) со стационарными и плавающими крышами и понтонами вместимостью от 100 до 50000 куб. м должны быть отградуированы по ГОСТ 8.380-80 (с учетом последующих изменений и дополнений), резервуары вертикальные цилиндрические железобетонные со сборной стенкой вместимостью от 50 до 30000 куб. м — по РД 50-156-79, резервуары стальные горизонтальные вместимостью от 5 до 100 куб. м — по ГОСТ 8.346-79 (с учетом последующих изменений).
Технологические трубопроводы для нефтепродуктов должны градуироваться согласно «Методическим указаниям по определению вместимости и градуировке трубопроводов нефтебаз. Геометрический метод».
2.3. Градуировочные таблицы береговых резервуаров на перевалочных водных и водно-железнодорожных нефтебазах при перевозке нефтепродуктов водным транспортом должны быть утверждены территориальными органами Госстандарта, а остальных резервуаров и технологических трубопроводов — территориальным (областным) управлением или госкомнефтепродуктом союзной республики.
После каждого капитального ремонта и вызванного в связи с этим изменения вместимости резервуара, но не реже 1 раза в 5 лет должна проводиться повторная градуировка резервуара.
После оснащения резервуара внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и заново утверждена в установленном порядке.
Градуировочные таблицы на трубопроводы должны пересматриваться при изменении схемы трубопровода, протяженности или диаметра отдельных его участков, но не реже 1 раза в 10 лет. Также не реже 1 раза в 10 лет должны пересматриваться градуировочные таблицы на резервуары железобетонные.
2.4. К градуировочной таблице должны быть приложены:
— акт и протокол определения размеров резервуара;
— акты измерений базовой высоты и неровностей днища (формы акта и протокола приведены в ГОСТ 8.380-80);
— данные о массе понтона и уровне его установки от днища резервуара;
— таблица средних значений вместимости дробных частей сантиметра каждого пояса резервуара.
В градуировочной таблице указывают величины, на которые внесены поправки при ее расчете.
2.5. Для проведения градуировки и составления таблиц должен привлекаться специально обученный персонал. Организации, проводящие градуировку, должны быть зарегистрированы в органах Госстандарта и иметь право на проведение таких работ.
2.6. На каждом резервуаре должна быть нанесена базовая высота (высотный трафарет) — расстояние от днища резервуара до верхнего среза кромки измерительного люка. Базовая высота измеряется ежегодно.
Поправку на вместимость вертикального резервуара за счет неровностей днища (коррекцию) необходимо определять ежегодно для вновь введенных резервуаров и не реже 1 раза в 5 лет эксплуатируемых 5 и более лет, одним из методов, указанным в ГОСТ 8.380-80.
Базовая высота и неровности днища вертикального резервуара, уклон корпуса горизонтального резервуара измеряются ведомственной метрологической службой. Результаты измерений оформляются актом, который утверждается руководством предприятия, организации нефтепродуктообеспечения.
2.7. Объем нефтепродукта в автомобильных цистернах определяется по полной их вместимости или по показаниям объемного счетчика.
Вместимость автоцистерны должна устанавливаться заводом-изготовителем и периодически поверяться органами Госстандарта согласно Инструкции 36-55, но не реже 1 раза в 2 года.
Объем нефтепродукта в автоцистерне, заполненной до указателя уровня, определяется по свидетельству, выданному территориальными органами Госстандарта и которое должно предъявляться водителем.
2.8. Вместимость железнодорожных цистерн должна устанавливаться путем индивидуальной градуировки каждой цистерны.
До осуществления индивидуальной градуировки допускается устанавливать вместимость по «Таблицам калибровки железнодорожных цистерн», составленным расчетным методом по чертежам на каждый тип цистерн.
2.9. В железнодорожных цистернах объем нефтепродуктов определяется по градуировочным таблицам, составленным на каждый сантиметр высоты. Среднее значение вместимости дробных частей сантиметра вычисляется расчетным путем.
2.10. Определение количества нефтепродуктов при приеме и наливе нефтеналивных судов должно производиться по измерениям в резервуарной емкости нефтебазы (при длине береговых трубопроводов до двух километров) или по измерениям в танках нефтеналивных судов с использованием их градуировочных таблиц (при протяженности береговых трубопроводов более двух километров).
2.11. Уровень нефтепродукта должен измеряться рулетками, метроштоками или уровнемерами. Техническая характеристика средств измерений приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Средства измерений |
Стандарт |
Пределы измерений |
Погрешность |
1. Рулетки с грузом 2-го или 3-го класса точности |
ГОСТ 7502-80 |
0-10 м, 0 -20 м |
Согласно п. 1.П ГОСТ 7502-80 для 2-го и 3-го класса точности |
2. Метроштоки типа МНР и составные типа МШС |
ГОСТ 18987-73 |
0-3300 мм |
По всей длине +/-2 мм, от начала до середины шкалы +/-1 мм |
3. Уровнемеры |
ГОСТ 15983-81 |
0-14 м, 0-20 м |
Согласно ГОСТ 15983-81 +/-4 мм |
2.40. Объем нефтепродукта при заправке транспорта измеряется при дистанционном и местном управлении колонками.
Для дистанционного управления применяются пульты, которые могут управлять как одной колонкой, так и группой колонок. Объем нефтепродукта, отпущенный колонкой, фиксируется указателем суммарного счетчика.
Точность работы топливораздаточных колонок должна проверяться ежедневно при сдаче смен образцовыми мерниками второго разряда и фиксироваться в сменных отчетах.
Если погрешность колонки выходит за пределы, указанные в стандарте, то эксплуатировать такую колонку запрещается.
Погрешность колонки фиксируется в относительных единицах (процентах) со знаком (-), если колонка передает продукт, и знаком (+), если продукт колонка недодает.
2.41. Лица, имеющие право на опломбирование колонок, назначаются приказом территориального (областного) управления или госкомнефтепродукта союзной республики, их назначение согласовывается с территориальным органом Госстандарта. После окончания ремонта и пломбирования топливораздаточной колонки вызывается государственный поверитель, о чем в журнале учета ремонта оборудования делается соответствующая запись.
Общие вопросы приемки нефтепродуктов
3.1. Приемка нефтепродуктов по количеству должна производиться с соблюдением требований, предусмотренных Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6 (с последующими дополнениями и изменениями).
3.2. В случае выявления при приемке нефтепродуктов недостач, превышающих нормы естественной убыли, или излишков грузоотправителю предъявляется претензия или направляется уведомление об оприходованных излишках.
Претензия о выявленной недостаче должна быть направлена отправителю в установленные сроки. С претензией должен быть направлен акт о недостаче с приложением:
— копий сопроводительных документов или сличительной ведомости, то есть ведомости сверки фактического наличия нефтепродуктов с данными, указанными в документах отправителя;
— упаковочных ярлыков, вложенных в каждое тарное место;
— квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке массы груза, если такая проверка проводилась;
— пломб от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
— подлинного транспортного документа (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, — его копия;
— документа, удостоверяющего полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
— документа, содержащего данные о проведенных измерениях.
3.3. Если имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.
3.4. Претензия не предъявляется, если при определении массы поступивших нефтепродуктов будет установлена недостача, которая после списания естественной убыли не превышает установленной нормы точности погрешности измерения.
Претензия поставщику или железной дороге предъявляется в том случае, когда недостача нефтепродукта превышает сумму естественной убыли и норму погрешности измерения на сумму недостачи за минусом естественной убыли.
3.5. Претензия поставщику предъявляется во всех случаях превышения недостачи поступивших нефтепродуктов над естественной убылью, если поставщиком и получателем применялся равноценный метод измерения количества.
3.6. Приемка продукции по количеству проводится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами, а также сопроводительным документом, удостоверяющим качество поставляемых нефтепродуктов.
3.7. При обнаружении несоответствия качества и маркировки поступивших нефтепродуктов требованиям стандартов, технических условий и т.п., либо данным, указанным в сопроводительных документах, удостоверяющих качество, получатель должен составить акт с указанием количества проверенных нефтепродуктов и характера выявленных нарушений качества.
Дальнейшие действия получателя должны соответствовать требованиям п.п. 17-33 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7 (с последующими дополнениями и изменениями).
3.8. При поступлении нефти и нефтепродуктов на нефтебазы, наливные пункты, магистральные нефтепродуктопроводы, АЗС под отчет материально ответственным лицам приходуется фактическое количество принятых ими нефти и нефтепродуктов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8.579 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.018 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования
ГОСТ 17.1.3.05 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 14921 Газы углеводородные сжиженные. Методы отбора проб
ГОСТ 15846 Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
ГОСТ 19433 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 25776 Упаковка. Упаковывание сгруппированных единиц продукции в термоусадочную пленку
ГОСТ 26098 Нефтепродукты. Термины и определения
ГОСТ 26319 Грузы опасные. Упаковка
ГОСТ 26663 Пакеты транспортные. Формирование с применением средств пакетирования. Общие технические требования
ГОСТ 30333 Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования
ГОСТ 31340 Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования
ГОСТ 31873 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб
Издание официальное
ГОСТ 34182 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание. Основные положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
-
7.1 Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным трубопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом в соответствии с правилами перевозок, действующими на конкретном виде транспорта. Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, вагонах-цистернах, вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистернах и контейнерах-цистернах с обеспечением требований электростатической искробезо-пасности. Допускается наносить на внутреннюю поверхность емкостей транспортных средств и упаковки маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие, обеспечивающее электростатическую искро-безопасность. При этом защитное покрытие должно быть инертным к перевозимому грузу и не влиять на его потребительские свойства.
-
7.2 Виды транспорта и транспортные средства для транспортирования нефти и нефтепродуктов (в т. ч. СУГ) приведены в таблице А.1 приложения А.
-
7.3 Подготовку вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистерн и контейнеров-цистерн для налива нефти и нефтепродуктов проводят в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б.
-
7.4 Подготовку наливных судов для налива нефти и нефтепродуктов проводят в соответствии с таблицей В.1 приложения В.
-
7.5 Вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистер-ны, подаваемые под налив, должны сопровождаться документом — актом о годности вагона-цистерны, вагона бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнера-цистерны под налив. В акте указывают номер вагона-цистерны, вагона бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнера-цистерны, наименование слитого нефтепродукта, место подготовки (обработки), обозначение подготовки (обработки) по таблице Б.1 приложения Б и наименование нефтепродукта, под налив которого признаны пригодными вагон-цистерна, вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерна. Акт также должен содержать сведения о типе сливного прибора (при наличии).
-
7.6 Не допускается использовать вагоны-цистерны или контейнеры-цистерны для налива нефтепродуктов, применяемых в авиационной технике, если вагоны-цистерны или контейнер-цистерны не имеют сопроводительных документов, в которых указан ранее перевозимый груз. Использование таких вагонов-цистерн или контейнер-цистерн для налива бензинов, растворителей, ароматических углеводородов, керосина и масел 1-й группы допускается при условии подготовки их в соответствии с обозначением «1» таблицы Б.1 приложения Б.
-
7.7 Слив нефти и нефтепродуктов из вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнеров-цистерн должен проводиться полностью с удалением вязких продуктов с внутренней поверхности котла цистерны и бункера. Нефтепродукты считают полностью слитыми из вагонов-цистерн или контейнер-цистерн с верхним сливом при наличии остатка не более 1 см по высоте (по замеру под колпаком). В вагонах бункерного типа допускается остаток не более 3 см по высоте (по замеру в средней части бункера).
-
7.8 Наполнение вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или кон-тейнер-цистерн нефтью или нефтепродуктами следует проводить с учетом увеличения объема нефти или нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и грузоподъемности вагонов-цистерн, вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума или контейнер-цистерн. Степень наполнения вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума нефтью или нефтепродуктами определяют в соответствии с требованиями, установленными в [2] и [8].
-
7.9 Степень наполнения нефтью или нефтепродуктами (за исключением СУГ) автоцистерны должна быть не более 95 % вместимости, если нет специальных требований в НД на нефть или нефтепродукт. Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 или ГОСТ 31873 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из автоцистерны проводят сверху через люк секции автоцистерны или снизу через специальное устройство для отбора проб на узле слива автоцистерны.
-
7.10 Степень наполнения автоцистерн для перевозки СУГ не должна превышать 85 % вместимости котла цистерны в соответствии с действующими правилами безопасности при транспортировании СУГ. Конструкция автоцистерны для перевозки СУГ должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 14921 для контроля качества транспортируемого СУГ. Остаточное давление паров СУГ в автоцистерне после слива должно быть не менее 0,05 МПа (см. [7]).
-
7.11 Максимальный уровень наполнения вагонов-цистерн для перевозки СУГ не должен превышать 85 % объема котла. Минимальную температуру наполнения следует определять таким образом, чтобы объем жидкой фазы при температуре 50 °C не превышал величины 95 % от полного объема котла.
-
7.12 Вагоны-цистерны, используемые для перевозки СУГ, должны отвечать требованиям [7] и требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, действующим в стране, принявшей настоящий стандарт.
-
7.13 СУГ должны быть полностью слиты из вагона-цистерны. Избыточное давление в котле после слива СУГ должно быть не менее 0,05 МПа (см. [7]).
-
7.14 Вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума, используемые для перевозки нефти и нефтепродуктов, должны проходить профилактическую обработку через промежутки времени, установленные по согласованию изготовителя с грузополучателем, но не более пятикратного использования вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа для перевозки нефтебитума. Для нефтепродуктов, указанных в пунктах 2—10, 19—39, 44 и 51 таблицы Б.1 приложения Б, обработку вагонов-цистерн проводят в соответствии с обозначением «1», а для нефтепродуктов, указанных в пунктах 1, 11—18, 40—43, 45— 50 таблицы Б.1 приложения Б — в соответствии с обозначением «3».
-
7.15 Операции по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефти и нефтепродуктов, перевозимых в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, следует проводить на подъездных железнодорожных путях, оборудованных сливо-наливными эстакадами.
-
7.16 Операции по сливу, отбору проб и наливу топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов, перевозимых в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах, следует проводить на сливо-наливных эстакадах, оборудованных навесами или крышами.
-
7.17 Температура нефти при заполнении автоцистерн, вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн не должна превышать 30 °C [если иное не предусмотрено технологическим регламентом объекта (пункта отпуска нефти/нефтепродуктов)]. Температура наливаемого битума в вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума не должна превышать 150 °C. Для предотвращения потерь легких фракций температура нефтепродукта при заполнении автоцистерн, вагонов-цистерн и контейнеров-цистерн должна быть ниже температуры начала кипения не менее, чем на 5 °C в соответствии с НД на данный нефтепродукт. Температура высоковязких разогретых нефтепродуктов, КГС и СУГ должна соответствовать требованиям по заполнению вагонов-цистерн, автоцистерн и контейнеров-цистерн, установленным в [2], [8] и [9], а также требованиям НД на нефтепродукты с учетом действующих правил охраны труда.
-
7.18 Заполнение нефтью и нефтепродуктами автоцистерн и контейнеров-цистерн, предназначенных для транспортирования морем, следует проводить также с учетом требований, действующих на морском транспорте.
-
7.19 Не допускается налив нефти и нефтепродуктов свободно падающей струей.
-
7.20 Сливные, наливные и перекачивающие устройства перед перекачкой нефтяных парафинов должны быть пропарены и просушены. При сливо-наливных операциях с жидкими парафинами допускается не освобождать сливные, наливные и перекачивающие устройства при наличии постоянного обогрева. При этом должно быть исключено смешение парафинов разных марок.
-
7.21 Крытые вагоны для парафина должны быть промыты и просушены. Для других нефтепродуктов крытые вагоны, полувагоны, платформы, контейнеры должны быть полностью освобождены от ранее перевозимых грузов.
-
7.22 Вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа для перевозки нефтебитума, автоцистерны, кон-тейнер-цистерны с нефтью и нефтепродуктами пломбируют в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
-
7.23 Высоковязкие и высокозастывающие нефти и нефтепродукты [мазуты, битумы (в т. ч. полимерно-модифицированные битумы), гудрон, масла, парафины и аналогичные им по физико-химическим свойствам нефтепродукты] транспортируют в судах, оборудованных средствами обогрева.
-
7.24 Допускается в период с 1 сентября по 1 мая наливать топочные мазуты в несамоходные баржи на остаток мазута не более 5 % грузоподъемности баржи, полезной для налива.
-
7.25 Допускается мыть наливаемым грузом резервуары (танки) наливных судов после слива вязких нефтепродуктов.
-
7.26 Допускается для транспортирования нефтепродуктов (за исключением нефтепродуктов, указанных в пунктах 2—8 и 19 таблицы В.1 приложения В) использовать суда после слива растительных и животных жиров и патоки при условии подготовки танков в соответствии с обозначением «2» по таблице В.1 приложения В.
-
7.27 Грузовые танки, оборудованные протекторной защитой, после балластного перехода следует обрабатывать в соответствии с обозначением «2» для нефтепродуктов, указанных в пунктах 2—8, 19 и 26 таблицы В.1 приложения Вив соответствии с обозначением «3» — для нефтепродуктов, указанных в пунктах 12— 8 и 27 таблицы В.1 приложения В.
-
7.28 При подготовке судов в соответствии с обозначением «1—4» по таблице В.1 приложения В грузовая система должна быть освобождена от остатков нефтепродуктов.
-
7.29 Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, транспортируют в контейнерах или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на воздушном, железнодорожном, автомобильном, речном и морском транспорте. Пакетирование — по ГОСТ 26663. При транспортировании мелкими железнодорожными отправками нефтепродукты упаковывают в соответствии с требованиями [10]. При транспортировании автомобильным и водным транспортом нефтепродукты в ограниченных количествах упаковывают в соответствии с требованиями [1].
-
7.30 Битумы (в т. ч. полимерно-модифицированные битумы), упакованные в бумажные мешки, транспортируют в вертикальном положении открытой частью мешка вверх. По согласованию изготовителя с потребителем допускается расположение мешков в автотранспорте комбинированным способом: нижний ряд — горизонтально, верхний — вертикально. При перевозке битумов комбинированным способом верхняя часть мешка должна быть закрыта и прошита. Допускается перевозить мешки горизонтально с укладкой мешков на деревянный поддон рядами от четырех до пяти рядов по четыре мешка в ряду. При транспортировании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать меры, обеспечивающие неслипаемость мешков.
-
7.31 Полимерно-модифицированные битумы транспортируют в битумовозах-термосах с теплоизоляцией, обеспечивающей снижение температуры битума не более, чем на от 5 °C до 7 °C в сутки. Транспортирование длительностью более 8 ч следует проводить в битумовозах, оборудованных битумными насосами для рециркуляции или устройствами принудительного перемешивания. Во избежание процессов деструкции температура полимерно-модифицированных битумов при транспортировании не должна превышать 180 °C.
-
7.32 Нефтяной кокс транспортируют железнодорожным (в крытых вагонах-хопперах, полувагонах), автомобильным и водным транспортом навалом в соответствии с правилами перевозок грузов насыпью и навалом, действующих на конкретном виде транспорта.
-
7.33 Дистиллированные нефтяные кислоты транспортируют в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах с котлами из алюминиевых сплавов. Допускается по согласованию с потребителем транспортировать дистиллированные нефтяные кислоты в вагонах-цистернах, автоцистернах и контейнерах-цистернах с котлами из нержавеющей стали или специальной стали в зависимости от вида транспортируемой кислоты.
-
7.34 Транспортирование нефтей различной степени подготовки, нефтепродуктов нескольких марок или подгрупп (за исключением термостабильных топлив для реактивных двигателей, авиационных бензинов и авиационных масел) по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам соответственно допускается проводить последовательной перекачкой в соответствии с нормами по последовательной перекачке при условии сохранения качества нефтей и нефтепродуктов в пределах, установленных в НД на нефть и нефтепродукты. При последовательной перекачке нефтепродуктов в целях их минимального смешения следует подбирать нефтепродукты, близкие по физико-химическим свойствам. Последовательную перекачку топлив для реактивных двигателей (за исключением топлив PT, Т-6 и других термостабильных топлив для реактивных двигателей) по одному магистральному нефтей роду ктопроводу следует проводить в контакте только с дизельным топливом, не содержащим антистатической и/или противотурбулентной присадки, по разработанным для конкретного магистрального нефтепродуктопровода и согласованным с потребителями технологиям. Топлива PT, Т-6 и другие термостабильные топлива для реактивных двигателей, авиационные бензины и авиационные масла следует перекачивать по отдельным магистральным нефтепродуктопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы.
-
7.35 Температура нефтей (кроме нефтей, транспортируемых с подогревом) и бензинов, предназначенных для перекачки по магистральным нефтепродуктопроводам, не должна быть выше 30 °C, керосинов и дизельных топлив — не выше 40 °C. По согласованию с эксплуатирующей нефтепровод (нефтепродуктопровод) организацией при проведении расчетов (обоснований) и внесении изменений в проектную документацию допускается перекачивать нефти с температурой не выше 55 °C и дизельные топлива с температурой не выше 60 °C по стационарным магистральным нефтепроводам (нефтепродуктопроводам) с конструкцией изоляционного покрытия, позволяющей перекачивание при данной температуре.
-
7.36 Технологическая схема трубопроводов складов нефти и нефтепродуктов, должна предусматривать возможность выполнения всех основных и вспомогательных операций по перекачке нефтепродуктов (слив-налив, прием из нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, внутрибазовую перекачку, удаление отстоя, опорожнение и зачистка резервуаров и т. п.), а также возможность перекачки нефтепродукта из одного резервуара в другой в случае необходимости или аварии. Технология перекачки при автоматизации и механизации технологических операций должна минимизировать смешивание, загрязнение, обводнение и потери нефтепродуктов при соблюдении установленных правил пожарной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности.
-
7.37 Технологические трубопроводы складов нефти и нефтепродуктов, предназначенные для перекачки авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел должны иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, не оказывающее отрицательного влияния на эксплуатационные свойства авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел, или должны быть изготовлены из низкоуглеродистых сталей. Авиационные бензины, топлива для реактивных двигателей и авиационные масла следует перекачивать по отдельным трубопроводам, предназначенным только для нефтепродуктов одной подгруппы. В конструкциях трубопроводов для авиационного бензина, топлива для реактивных двигателей и авиационных масел не допускается применение материалов из медных и кадмиевых сплавов и оцинкованной стали. Технологическая схема трубопроводов для авиационных бензинов, топлив для реактивных двигателей и авиационных масел должна исключать возможность их смешения с другими видами нефтепродуктов.
-
7.38 Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы следует периодически подвергать техническому диагностированию и очистке в соответствии с требованиями ГОСТ 34182, а также действующими правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
Сокращены сроки подтверждения накладных и актов в ЕГАИС
Информация по входящим или полученным от поставщиков нефтепродуктов сопроводительным накладным регистрируется в документе «ГСМ: Поступление» на закладке «Дополнительно».
Группа реквизитов «Сопроводительная накладная (по данным Web-приложения Кабинет налогоплательщика)» предназначена для сохранения в информационной базе номера и даты сопроводительных накладных, присвоенных в «Кабинете налогоплательщика». Эта информация используется для вывода сведений о СНН в отчет «Реестр входящих сопроводительных накладных», а также для заполнения реквизита «Номер СН, выписанной поставщиков (в случае возврата)» табличной части документа «Сопроводительная накладная» при вводе на основании документа «ГСМ: Возврат поставщику», который в свою очередь был введен на основании документа «ГСМ: Поступление».
Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.
Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.
Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.
Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.
При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.
На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:
- транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
- введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
- обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
- установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
- описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
- добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
- обновлена форма транспортной накладной.
Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).
Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:
- при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
- создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.
Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.
В Приложении № 5 к обновленным ППГАТ указаны обязательные сведения, которые должны присутствовать в заявке на перевозку грузов. С 1 января 2021 года в заявке обязательно должны быть указаны:
- наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
- наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя;
- наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика;
- адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
- адреса пунктов погрузки и выгрузки;
- наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута;
- отгрузочное наименование груза (для опасных грузов — в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), его состояние и другая необходимая информация о грузе;
- количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах);
- информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза;
- параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.);
- указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации;
- рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки;
- должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.
Законодательное закрепление минимальных обязательных сведений в заявке на грузоперевозку — несомненно положительный момент. Отсутствие части сведений в заявке даст возможность перевозчику ссылаться на незаключенность договора перевозки по причине несогласованности его существенных условий. Это будет работать в случае, если перевозчик не подаст транспорт под погрузку. Если же перевозчик начнет выполнение перевозки и, к примеру, груз прибудет к получателю с повреждениями, ссылаться на незаключенность договора уже не получится — обе стороны конклюдентно (своими действиями) заключили договор.
Добро пожаловать на портал Ирис!
- Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
- Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
- Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
- Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
- Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 27, ст. 2693; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780; N 47, ст. 6505; 2014, N 14, ст. 1625; N 44, ст. 6063; 2016, N 5, ст. 694; N 31, ст. 5018; 2018, N 50, ст. 7789; 2019, N 52, ст. 7984; 2020, N 14, ст. 2098).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2027 г.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14-18, 27-29, 43-47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92-94, 97-99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Отличия новой ТН от прежней
Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:
- в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
- в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
- в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
- в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
- в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
- в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.
Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.
Приборы и средства измерения
2.2. Объем нефтепродуктов определяется в стационарных резервуарах, транспортных средствах и технологических трубопроводах, отградуированных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Резервуары стальные вертикальные стационарные (РВС) со стационарными и плавающими крышами и понтонами вместимостью от 100 до 50000 куб. м должны быть отградуированы по ГОСТ 8.380-80 (с учетом последующих изменений и дополнений), резервуары вертикальные цилиндрические железобетонные со сборной стенкой вместимостью от 50 до 30000 куб. м — по РД 50-156-79, резервуары стальные горизонтальные вместимостью от 5 до 100 куб. м — по ГОСТ 8.346-79 (с учетом последующих изменений).
Технологические трубопроводы для нефтепродуктов должны градуироваться согласно «Методическим указаниям по определению вместимости и градуировке трубопроводов нефтебаз. Геометрический метод».
2.3. Градуировочные таблицы береговых резервуаров на перевалочных водных и водно-железнодорожных нефтебазах при перевозке нефтепродуктов водным транспортом должны быть утверждены территориальными органами Госстандарта, а остальных резервуаров и технологических трубопроводов — территориальным (областным) управлением или госкомнефтепродуктом союзной республики.
После каждого капитального ремонта и вызванного в связи с этим изменения вместимости резервуара, но не реже 1 раза в 5 лет должна проводиться повторная градуировка резервуара.
После оснащения резервуара внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и заново утверждена в установленном порядке.
Градуировочные таблицы на трубопроводы должны пересматриваться при изменении схемы трубопровода, протяженности или диаметра отдельных его участков, но не реже 1 раза в 10 лет. Также не реже 1 раза в 10 лет должны пересматриваться градуировочные таблицы на резервуары железобетонные.
2.4. К градуировочной таблице должны быть приложены:
— акт и протокол определения размеров резервуара;
— акты измерений базовой высоты и неровностей днища (формы акта и протокола приведены в ГОСТ 8.380-80);
— данные о массе понтона и уровне его установки от днища резервуара;
— таблица средних значений вместимости дробных частей сантиметра каждого пояса резервуара.
В градуировочной таблице указывают величины, на которые внесены поправки при ее расчете.
2.5. Для проведения градуировки и составления таблиц должен привлекаться специально обученный персонал. Организации, проводящие градуировку, должны быть зарегистрированы в органах Госстандарта и иметь право на проведение таких работ.
2.6. На каждом резервуаре должна быть нанесена базовая высота (высотный трафарет) — расстояние от днища резервуара до верхнего среза кромки измерительного люка. Базовая высота измеряется ежегодно.
Поправку на вместимость вертикального резервуара за счет неровностей днища (коррекцию) необходимо определять ежегодно для вновь введенных резервуаров и не реже 1 раза в 5 лет эксплуатируемых 5 и более лет, одним из методов, указанным в ГОСТ 8.380-80.
Базовая высота и неровности днища вертикального резервуара, уклон корпуса горизонтального резервуара измеряются ведомственной метрологической службой. Результаты измерений оформляются актом, который утверждается руководством предприятия, организации нефтепродуктообеспечения.
2.7. Объем нефтепродукта в автомобильных цистернах определяется по полной их вместимости или по показаниям объемного счетчика.
Вместимость автоцистерны должна устанавливаться заводом-изготовителем и периодически поверяться органами Госстандарта согласно Инструкции 36-55, но не реже 1 раза в 2 года.
Объем нефтепродукта в автоцистерне, заполненной до указателя уровня, определяется по свидетельству, выданному территориальными органами Госстандарта и которое должно предъявляться водителем.
2.8. Вместимость железнодорожных цистерн должна устанавливаться путем индивидуальной градуировки каждой цистерны.
До осуществления индивидуальной градуировки допускается устанавливать вместимость по «Таблицам калибровки железнодорожных цистерн», составленным расчетным методом по чертежам на каждый тип цистерн.
2.9. В железнодорожных цистернах объем нефтепродуктов определяется по градуировочным таблицам, составленным на каждый сантиметр высоты. Среднее значение вместимости дробных частей сантиметра вычисляется расчетным путем.
2.10. Определение количества нефтепродуктов при приеме и наливе нефтеналивных судов должно производиться по измерениям в резервуарной емкости нефтебазы (при длине береговых трубопроводов до двух километров) или по измерениям в танках нефтеналивных судов с использованием их градуировочных таблиц (при протяженности береговых трубопроводов более двух километров).
2.11. Уровень нефтепродукта должен измеряться рулетками, метроштоками или уровнемерами. Техническая характеристика средств измерений приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Средства измерений |
Стандарт |
Пределы измерений |
Погрешность |
1. Рулетки с грузом 2-го или 3-го класса точности |
ГОСТ 7502-80 |
0-10 м, 0 -20 м |
Согласно п. 1.П ГОСТ 7502-80 для 2-го и 3-го класса точности |
2. Метроштоки типа МНР и составные типа МШС |
ГОСТ 18987-73 |
0-3300 мм |
По всей длине +/-2 мм, от начала до середины шкалы +/-1 мм |
3. Уровнемеры |
ГОСТ 15983-81 |
0-14 м, 0-20 м |
Согласно ГОСТ 15983-81 +/-4 мм |
Проведение взвешивания
2.34. Масса взвешиваемых нефтепродуктов должна соответствовать грузоподъемности весов. Взвешивание грузов массой более Рmax или менее Pmin, установленных для данного типоразмера весов, не допускается. Выбор грузоподъемности весов должен обеспечить возможность взвешивания максимальных для данного пункта масс нефтепродуктов. Завышенная грузоподъемность весов увеличивает погрешность взвешивания. Для снижения влияния внешних условий на погрешность измерений весовые устройства должны быть защищены от ветра и осадков.
Масса нефтепродуктов определяется как разность между массой брутто и массой тары.
Взвешивание в таре может производиться поштучно и групповым способом, который применяется при отпуске односортных нефтепродуктов. Отсчеты на шкальных и циферблатных весах ведут до 1 деления шкалы.
Железнодорожные цистерны взвешиваются в соответствии с ГОСТ 8.424-81.
Масса нефтепродуктов в железнодорожных цистернах может определяться как в одиночных цистернах, так и в составе в целом, как слагаемое из одиночных цистерн.
2.35. В одиночных цистернах масса нефтепродуктов определяется как разность измеренных масс груженой и порожней цистерны.
2.36. Взвешивание груженых цистерн без расцепки производится в соответствии с ГОСТ 8.424-81.
Масса нефтепродукта определяется как разность между суммой измеренных масс груженых цистерн и суммой масс порожних цистерн, указанных на трафаретах.
2.37. Масса нефтепродукта груженого состава на ходу определяется как разность между суммой измеренных масс всех цистерн в составе и суммой масс этих цистерн, указанных на трафаретах или определенных взвешиванием тары.
Допустимая погрешность весов, число цистерн в составе и масса нефтепродукта в каждой цистерне приведены в таблице 2.2.
Предельная погрешность определения массы нефтепродукта составляет +/- 0,5 % (наибольшая суммарная масса взвешиваемых цистерн в составе до 2000 т).
Таблица 2.2
Допускаемая погрешность весов при взвешивании состава в целом, % |
Число цистерн в составе |
Масса Мн, в каждой цистерне, т, более |
+/-0,2 |
12 |
68 |
24 |
51 |
|
+/-0,35 |
12 |
81 |
24 |
61 |
Порядок приема (передачи) смены на АЗС
6.16. При приемке и передаче смены операторы совместно выполняют следующее:
— снимают показания указателей суммарного счетчика всех топливомаслораздаточных и смесераздаточных колонок и на их основании определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену;
— измеряют общий уровень нефтепродуктов и уровень подтоварной воды, температуру нефтепродукта в каждом резервуаре;
— определяют по результатам измерений объем нефтепродукта, находящегося в резервуарах АЗС;
— определяют количество расфасованных в мелкую тару нефтепродуктов и других товаров;
— передают по смене остатки денег и разменных талонов;
— проверяют с помощью образцовых мерников фактическую погрешность каждой топливораздаточной колонки.
Топливо из образцового мерника должно сливаться в баки заправляемых транспортных средств. При проведении государственной поверки колонок разрешается сливать нефтепродукты из образцовых мерников в резервуары АЗС с составлением соответствующего акта.