Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ремонта по ОСАГО: гарантия, сроки, запчасти, неустойка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

Что нужно и чего нельзя делать при получении направления на восстановительные работы?

При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.

Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:

  • согласие доплатить за свой счёт суммы, которой будет недостаточно для полноценного ремонта (результат заниженной величины оценки ущерба);
  • согласие на установку во время ремонта деталей, которые уже находились в эксплуатации;
  • согласие на использование любого автосервиса на выбор страховой компании, хотя в определённых случаях СТО обязана направить автомобиль исключительно на дилерскую станцию.

Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.

Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.

Когда просят заключить дополнительное соглашение или провести дополнительный осмотр

Не следует ничего подписывать. Обычно в дополнительное соглашение включают невыгодные для клиента условия, связанные с доплатой, установлением вторичных деталей и тому подобное.

Иногда СТО просят произвести дополнительный осмотр. Его цель – определить скрытые повреждения с расчётами по повышению расходов на восстановление авто, поскольку страховщик не учитывает данные дефекты. Владелец автомобиля может согласиться произвести подобный осмотр, однако это не должно сказываться на повышении периода восстановительных работ. Клиент предоставил транспортное средство, остальное – не его забота. После 30 рабочих дней владельцу авто должны предоставить его авто в том состоянии, в котором оно находился до дорожно-транспортного происшествия.

Также нужно помнить, что разработка различных смет, актов работ и иной документации не является обязанностью автомобилиста. Никогда их нельзя подписывать. Всё что требуется – предоставить транспортное средство и получить этому подтверждение.

Федеральным законом № 49-ФЗ от 28.03.17г. были внесены поправки в закон об ОСАГО, согласно которым приоритетным способом возмещение ущерба является направление транспортного средства на ремонт.

Однако по соглашению со страховой компанией можно получить компенсацию в денежном выражении.

Для этого в заявлении приоритетным способом возмещения убытков укажите денежную компенсацию, но конечный выбор остаётся за страховщиком

Если же водитель выбрал восстановление ТС, СК обязана надлежащим образом организовать его проведение.

Внимание! Станция технического обслуживания должна находиться не далее, чем в 50 км от места жительства владельца или места нахождения автомобиля. Данный критерий доступности закреплён в п. 15.2 ст. 12 ФЗ-40. Исключением считаются ситуации, когда транспортировку авто на расстояние более 50 км, оплатил сам страховщик.

Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:

  • У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
  • Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (100 тысяч рублей для случаев оформления ДТП без ГИБДД и 400 тысяч рублей для случаев оформления через РСА) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками – изменение ОСАГО №11

Прямое возмещение убытков – это возможность потерпевшего обратиться за получением страхового возмещения в свою собственную страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО.

Ранее в законодательстве утверждалась совокупность условий, обеспечивающих право обращения автовладельца к своему страховщику:

• авария произошла в результате столкновения только двух транспортных средств, владельцы которых имеют страховку ОСАГО;

• пострадали только указанные ТС.

Новая редакция содержит следующую поправку: теперь потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику, если в результате ДТП пострадало два и более транспортных средства.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Использование новых запасных частей при ремонте по ОСАГО

Пункт 151 статьи 12:

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 152 и 153 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Автосервис при ремонте автомобиля должен использовать только новые запасные части.

Однако по соглашению с владельцем автомобиля для ремонта могут взять и бывшие в употреблении или восстановленные комплектующие. Этот вариант имеет смысл использовать только в тех случаях, когда новые запасные части не удается получить в разумные сроки.

Ремонт автомобиля по ОСАГО на стороннем сервисе

Пункт 153 статьи 12:

153. При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.

Если автовладелец не хочет ремонтировать автомобиль на сервисных станциях, предложенных страховой компанией, то он может договориться о ремонте автомобиля в любом другом автосервисе. Однако для этого нужно получить письменное согласие страховой компании.

В этом случае страховая компания также оплачивает ремонт транспортного средства без учета износа запасных частей, т.е. в полном объеме. Обратите внимание, при ремонте на стороннем сервисе, решение о выдаче направления на ремонт принимается дольше и об этом речь пойдет ниже.

Информация об аккредитованных СТОА размещается на сайте страховой компании. Дополнительно указывается информация о марках автомобилей, которые ремонтируются сервисом, о сроках ремонта и адресах обслуживания клиентов. Пострадавший выбирает из указанного перечня.
При отсутствии перечня, информация запрашивается у СК в письменной форме, указав на то, что в нарушение требований закона такая информация не размещена на официальном ресурсе компании.

Читайте также:  Что нужно знать о наследстве и завещаниях, чтобы не потерять свою долю

Если СТОА не выбрана потерпевшим в рамках ОСАГО, то страховщик определяет станцию по своему усмотрению.

При отсутствии в перечне СТОА, который занимается ремонтом конкретной марки, потерпевший предлагает вариант сервиса, согласовывает с СК и ремонтирует там.

Автомобили младше 2-х лет подлежат ремонту исключительно в дилерских центрах. Если организация ремонта у дилера по ОСАГО невозможна по словам страховой компании, то следует взять подробные данные официального центра ремонта и в письменной форме потребовать исполнение страховщиком возложенной на него обязанности по организации ремонта у дилера. Не соглашайтесь на денежную компенсацию или направление в неофициальный сервис.

Так как по закону СК обязана направить на ремонт в официальный дилерский центр только гарантийные автомобили со дня производства которых прошло не более 2-х лет. Автомобили, которые старше этого возраста, СК имеет право не направлять на ремонт к дилеру. Не учитывается и то обстоятельство, что гарантийный срок на машину может превышать два года.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:

  • хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
  • максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
  • срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
  • без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
  • автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
  • гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
  • претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
  • жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
  • после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.

Как получить качественный ремонт без проблем?

В данной статье в основном указаны случаи и моменты, на которые стоит обращать внимание неподготовленным потерпевшим при общении со страховщиками и СТОА. Но это не значит, что все ремонты по ОСАГО проходят по такому сценарию. При небольших повреждениях и ответственных сотрудниках на СТО ваша машина будет отремонтирована хорошо, качественно и в срок.

Для сторонников фразы «Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам» тоже есть выход. После того, как страховщик выплатит страховое возмещение деньгами, выплатит его не в полном объеме или же не выплатит вовсе, можно добиться получения справедливой выплаты через финансового уполномоченного и суд. О том, как правильно действовать в таких случаях написано в нашей статье.

Как страховая считает стоимость ремонта по ОСАГО?

Как говорится в законе «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждения транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.

На основании пункта 2, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России (Положение Банка России от 19.09.2014 N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»).

На основании пункта 3, статьи 12.1 закона «Об ОСАГО», независимая техническая экспертиза, проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, и данная методика, утверждена Банком России.

Вроде бы все должно происходить по закону, Вы попали в ДТП, Вам повредили автомобиль, и Вы обращаетесь в страховую с заявлением не возмещение ущерба, и страховая в течение 5 дней после Вашего обращения, должна организовать проведение осмотра, или независимой технической экспертизы в случае разногласий по причинам возникновения каких-либо повреждений. Потерпевший, должен предоставить в течение этих 5 дней, транспортное средство страховщику, что бы была проведена экспертиза или осмотр.

Человек, который будет проводить осмотр, представитель страховой компании, хотя юридическое лицо, от имени которого он выступает, не будет иметь отношения к страховой компании, но он должен подтвердить свои полномочия на действия от имени страховой, доверенностью, особенно в том случае, когда он приезжает на осмотр, к месту нахождения автомобиля, когда авто не на ходу. Подтвердил полномочия, есть доверенность и документы, пожалуйста, пусть проводит осмотр. Никаких ковыряний в машине, съема деталей и прочего. Он должен зафиксировать ущерб и все. Фиксация ущерба предполагает фотографии и составление акта осмотра.

Как мы все знаем, отчет эксперта от страховой, по стоимости ремонта будет максимально необъективным, и сумма ущерба будет занижаться, тем более справочник РСА, по которому производится оценка, стоимость новых запасных частей, содержит уже заниженные цены на детали, которые ниже рыночных процентов на 20 минимум.

Я уже не говорю о том, что работники, или как они себя называют, эксперты, порой не имеют никакой квалификации и документов, подтверждающих их статус эксперта. Да и такое бывает, в судах ни раз сталкивались с необходимостью отмены результатов экспертизы от страховой, так как указанный эксперт, даже никаких документов не мог предоставить. Что говорить, расчеты были такими же.

Читайте также:  Жалоба на ЖКХ (коммунальные службы) в Рязани в 2022 году

Вот Решение № 2-4829/2019 2-4829/2019~М-3511/2019 М-3511/2019 от 24 июля 2019 г. по делу № 2-4829/2019, где как раз была признана недействительной экспертиза, проведенная от страховой, так как у эксперта, не было никаких документов, подтверждающих его статус и была назначена судебная экспертиза.

Если страховая отказывается исправлять недостатки некачественного ремонта?

Если недостатки не будут устранены, или страховая откажет в устранении недостатков по претензии, сделает вид, что не получала претензию, то в таком случае, обращаемся за услугами независимого эксперта.

Будет проведена экспертиза, о проведении которой, а также о дате, времени и месте, страховая компания должна быть извещена телеграммой. Эксперт выявит все недостатки после некачественного восстановительного ремонта, а также рассчитает сумму затрат, на проведение работ по устранению данных недостатков. В итоге, у Вас на руках будет заключение эксперта, где будут все доказательства факта оказания некачественной услуги, по восстановительному ремонту и сумма, которую Вы вправе требовать от страховой.

После чего, нужно подготовить исковое заявление, собрать доказательства нарушения Ваших прав страховой компанией, приложить претензии и обращения, направленные Вами страховой, акты приема передачи автомобиля на СТО, результаты независимой экспертизы по обнаруженным недостаткам, уплатить государственную пошлину и направить документы в суд.

Полноценный процесс подготовки к судебному заседанию, довольно затратное мероприятие и подробное рассмотрение процесса, выходит за рамки данной статьи.

Но если страховая компания нарушает Ваши права и не желает проводить ремонт, или провела его некачественно, отказавшись после получения претензии исправлять выявленные недостатки, то вопрос может быть решен только в судебном порядке.

В суде будет взыскана сумма, требующаяся на устранение недостатков, неустойка, за каждый день просрочки удовлетворения требования потребителя, а также штраф, не менее 50%, от спорной суммы ущерба, моральный вред.

Скажу так, что не всегда неустойка, а также штраф, взыскиваются в полном объеме. Довольно часто суд по требованию ответчика, на основании статьи 333 ГК РФ, снижает сумму неустойки и штрафа в 3 и более раз.

Ниже я приложу решения судов, касающиеся некачественного ремонта по ОСАГО. Вы сможете найти их и ознакомиться, в принципе, в них все достаточно понятно. Я хочу сказать, что практика по данным вопросам, положительная в большинстве случаев. Она положительная в тех случаях, когда на этапе построения стратегии решения вопроса, не было допущено ошибок и истец заявил правильные требования в исковом заявлении, а также сам, не нарушил требований законодательства. Вот решения судов, можете ознакомиться:

  • Решение № 2-949/2019 2-949/2019~М-423/2019 М-423/2019 от 16 мая 2019 г. по делу № 2-949/2019;
  • Решение № 2-5153/2018 2-5153/2018~М-5113/2018 М-5113/2018 от 3 июля 2018 г. по делу № 2-5153/2018;
  • Решение № 2-107/2019 2-107/2019(2-2106/2018;)~М-2031/2018 2-2106/2018 М-2031/2018 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-107/2019.

Все перечисленные Выше решения, вынесены в пользу потерпевшего, то есть люди взыскали за некачественный ремонт основную сумму ущерба, неустойку, а также штраф и моральный вред, в том числе судебные расходы.

Есть так же решения, где потерпевшему было отказано в удовлетворении требований о взыскании суммы ущерба, неустойки, штрафа, морального вреда. Вот это решение № 2-2992/2019 2-2992/2019~М-654/2019 М-654/2019 от 16 сентября 2019 г. по делу № 2-2992/2019.

Если Вы не хотите с ним знакомиться, то расскажу в чем суть и причина отказа. Помните я говорил Вам о пункте 5.3 Положений Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»? Так вот, в нем точно сказано, что после выявления недостатков в произведенном ремонте, потерпевший, должен направить в страховую компанию претензию, где сообщить о недостатках.

Самые частые проблемы с полисами ОСАГО и способы их решения /

ОСАГО — что это такое, расшифровка, что такое КБМ, электронный ОСАГО / Блог Совкомбанка
Страховая компания готова произвести возврат страховой премии.
500 рублей заплатит водитель за рулем чужого авто, не вписанный в документ.

Критерий сравнения Возмещение в виде ремонта машины в автосервисе Возмещение в виде выплаты денег
Качество ремонтных работ До апреля 2017 года вопросы, касающиеся дефектов ремонта, решались между страхователем и СТОА. Ответственность страховщика прекращалась после полного расчета за ремонта. После апреля 2017 г. страховая компания несет полную ответственность за качество ремонтных работ и сроки их выполнения Потерпевший самостоятельно заключает договор со станцией техобслуживания. Он может полностью контролировать работы по восстановлению авто. Ответственность компании прекращается после перечисления денег на счет страхователя
Необходимость доплаты Расчет стоимости осуществляется с учетом износа запасных деталей, но он не может превышать 50%. Замена поврежденных запчастей осуществляется только с использованием новых деталей. В зависимости от сложности повреждений машины может потребоваться доплата Расчет стоимости осуществляется с учетом износа деталей. Но есть возможность заменить поврежденные запчасти на б/у. В зависимости от сложности повреждений и износа может потребоваться доплата из личных денег водителя авто
Выбор автосервиса Пострадавшее лицо выбирает из сервисов, с которыми у страховой организации заключены договоры. Ремонтные работы для авто младше 2 лет осуществляет официальный дилер Автовладелец может выбрать любой автосервис


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *