Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?

устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:

  • М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.

Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:

  • Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
  • Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
  • Строительные автомобили, используемые на объектах.
  • Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
  • Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
  • Автомобили, проходящие испытания.
  • Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
  • Машины военного назначения.
  • Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.

Изменения с 1 ноября для физических лиц

Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:

  • ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
  • в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.

Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.

Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

Оснащение тахографом ТС

Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.

В 2021 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.

Также тахографы должны быть на:

  • автобусах с количеством посадочных мест более 8 (масса ТС 5 тонн и более);
  • междугородних грузовиках, которые перевозят грузы на расстояние более 50 км;
  • грузовые ТС с массой 12-15 тонн, которые не осуществляют грузоперевозки.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2020 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2020 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2020 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2023 года

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Итак, по состоянию на 17 января 2022 года тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) техническое обслуживание тахографа;

3) ремонт тахографа и (или) внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие Требованиям, включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее — модернизация тахографа);

4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;

5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:

1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;

2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;

3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».

3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:

1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;

Читайте также:  Как оформить дарственную на дом?

2) настройку тахографа.

4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;

2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации- изготовителя транспортного средства;

3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14;

4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

5. Настройка тахографа должна включать:

1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;

2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;

3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.

6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:

1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;

2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;

3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;

4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;

5) замены блока СКЗИ тахографа;

6) нарушения пломбировки тахографа.

7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.

После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:

1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;

2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:

1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен осуществляться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

2. При контроле должна осуществляться проверка соблюдения следующих требований:

1) на транспортном средстве, подлежащем оснащению тахографом в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу, установлен тахограф, сведения о модели которого учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов в соответствии с приложением № 3 к настоящему приказу;

2) установленный на транспортное средство тахограф активизирован (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);

3) тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;

4) регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;

5) сведения о результатах поверки тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) на тахограф нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке тахографа, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре) тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель должен контролировать работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

4. При осуществлении контроля должны производиться:

1) визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации-изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа;

2) проверка наличия в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа, установленного на данное транспортное средство;

3) проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей;

4) проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей;

5) сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей;

6) проверка вывода информации на дисплей;

7) проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством;

8) проверка автоматического определения местоположения транспортного средства;

9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местоположения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью;

10) проверка наличия сведений о результатах поверки тахографа, подтверждающих его пригодность для применения, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) проверка наличия на тахографе знака поверки и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.


С 2021 г. будут действовать новые требования к тахографам, устанавливаемым на отдельные категории транспортных средств. Также пересмотрен перечень последних. Ранее изданный приказ по этим вопросам отменяется в рамках механизма «регуляторной гильотины». Уточняются требования использованию тахографов.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Суть иска: водитель О. и его представитель С. подали иск на действия инспектора с просьбой отменить постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Л. Дело было рассмотрено в рамках судебного разбирательства Череповецкого городского суда Вологодской области, и принято судебное решение от 30 июня 2020 г. № 12-380/2020 (идентификатор: 35RS0001-01-2020-001544-35).

Постановление ГИБДД составлено на основании: протокола об административном правонарушении по ст. 11.23. ч. 1 КоАП РФ, т.к. тахограф был без блока СКЗИ.

Позиция водителя: с составленным протоколом водитель не согласен, т.к. установленный в автомобиле тахограф имеет все необходимые сертификаты. Представитель водителя С. в обоснование жалобы указала, что управляемый О. автомобиль «» был оснащен цифровым тахографом, произведенным в Германии. Тахограф имеет сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза — N RU С-DE.MT22.B.00747 (RU C-DE.АД32.В.00100) и декларацию соответствия. Правила использования тахографа водителем О. нарушены не были. Приказ Минтранса России N 36, предъявляющий дополнительные требования к тахографам, противоречит положениям Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) 018/2011 и носит рекомендательный характер.

Узнаете аргументацию? Эти тезисы гуляют по Интернету и вводят в заблуждение добросовестных перевозчиков. Но грамотных юристов такими рассуждениями запутать не так легко, как водителей. Поэтому суд такую позицию не поддержал, обосновал свою позицию в соответствии с действующими нормами права и выразил мнение суда в своем решении.

Позиция суда: суд, выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и представленные ГИБДД материалы, полагает необходимым жалобу О. оставить без удовлетворения, поскольку она не основана на законе.

Разъясняя водителю действующие нормы закона, суд изложил следующее:

В силу подпункта 1 пункта 10 Правил использования тахографов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года N 36, водителям запрещается осуществлять перевозки с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации. Автомобиль, не подпадающий под исключения, предусмотренные приложением N 2 к приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36, должен был быть оснащен цифровым тахографом с программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством (блок СКЗИ тахографа).

Решение суда: Постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.23. ч. 1 КоАП РФ, в отношении О. оставить без изменений, а жалобу водителя оставить без удовлетворения.

В рамках своего права на обжалование решения суда водитель О. при поддержке своего представителя С. подал кассацию в Вологодский областной суд.

Суть иска: кассационная жалоба водителя О. на Постановление ГИБДД, решение Череповецкого суда, решение Вологодского областного суда об отмене судебных решений и Постановления ГИБДД.

Позиция водителя: В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, О. и его защитник С. просят об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты, получение доказательств с нарушением закона, отсутствие события административного правонарушения.

Уход в сторону процессуальных нарушений усиливается! Это дело все больше становится похожим на попытку достичь цели любым путем, если не по существу правонарушения, так хотя бы по нарушению процессуального порядка оформления правонарушения! Можно сделать вывод о том, что юридическая поддержка водителя теряет терпение и уже не в состоянии справиться с эмоциональной составляющей процесса.

Обратите внимание на вновь появившиеся доводы водителя: «… в связи с недоказанностью обстоятельств …», «… получение доказательств с нарушением закона …» и еще: «… отсутствие события административного правонарушения …». Раньше такие аргументы водителем не приводились, может быть они возникли уже после завершения события, непосредственно связанного с обнаружением правонарушения?

Читайте также:  Как и где оплатить налог на имущество: сроки оплаты и штрафы за неуплату

Позиция суда: дополнительно к аргументации, изложенной предыдущей судебной инстанцией, и в качестве дополнительного разъяснения действующих норм права, суд обратил внимание водителя на то, что соответствие техническому регламенту не является исчерпывающим требованием по отношению к устройству, претендующему на юридическую полноту требований к тахографу:

«Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) закреплено, что оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза.»

По этой причине суд отклонил доводы жалобы водителя:

«Доводы жалобы о соответствии установленного на автомобиле МАN TGX, государственный регистрационный знак <...>/35, тахографа требованиям ТР ТС подлежат отклонению.»

Также суд отклонил и заявления водителя об отсутствии доказанности его вины:

«Таким образом, вынесшим постановление должностным лицом и судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о нарушении О. установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, доводы жалобы в указанной части об обратном, являются не состоятельными, как опровергнутые представленными в материалах дела доказательствами, которые последовательны и согласуются между собой. То обстоятельство, что в оспариваемых актах не указаны наименование завода-изготовителя, заводской номер, тип модели тахографа, не исключает изложенные выводы.»

Наличие процессуальных нарушений судом также не отмечено:

«Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.»

Решение суда: «постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Череповцу от 28.04.2020 N 18810035190018044863, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.06.2020, решение судьи Вологодского областного суда от 03.08.2020, состоявшиеся в отношении О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу О. и его защитника Соколовой М.В. — без удовлетворения

Удивляет упорство водителя в отрицании правовой позиции нескольких судебных инстанций, но факт остается фактом — водитель и его юристы посчитали недостаточными выводы трех судебных инстанций и не нашли для себя повода разобраться в нормах действующего законодательства, и поэтому подали очередную жалобу в Верховный суд Российской Федерации.

Суть дела: просьба рассмотреть жалобу водителя на незаконное Постановление об административном правонарушении и Решения трех предыдущих судебных инстанций в отношении водителя О., который управлял транспортным средством с техническим устройством не соответствующим требованиям к тахографам, а именно, без установленного в тахографе блока СКЗИ, при этом обязанность по оснащению данного типа транспортного средства тахографом в требованиях законодательства Российской Федерации имеется.

Позиция водителя: установленный в автомобиле тахограф имеет сертификат подтверждения соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, и это является достаточным условием для удовлетворения обязательных требований к тахографу, а все остальные требования носят рекомендательный характер.

Позиция Верховного суда: Верховный суд подтвердил, что требования к тахографу, изложенные в приказе Минтранса, являются обязательными, что вся цепочка правовых нормативных актов, изложенных в позициях судов предыдущих судебных инстанций, правомерная, законная и действующая, что соответствие Техническому регламенту Таможенного союза не является основанием для игнорирования установленных законом требований, и отклонил жалобу водителя как несостоятельную:

«Выводы должностного лица ОГИБДД УМВД России по городу Череповцу и судебных инстанций сомнений не вызывают, а приведенные в жалобе доводы, в том числе о соответствии установленного на автомобиле тахографа требованиям Технического регламента Таможенного союза, получили надлежащую правовую оценку и были обоснованно отклонены как несостоятельные.

Вопреки доводу жалобы при рассмотрении дела было установлено, что тахограф, которым был оснащен вышеупомянутый автомобиль под управлением О…, требованиям названных выше нормативно-правовых актов не соответствовал, в нем отсутствовало программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство — блок СКЗИ тахографа).»

«постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по городу Череповцу от 28.04.2020 N 18810035190018044863, решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.06.2020 N 12-380/2020, решение судьи Вологодского областного суда от 03.08.2020 N 7-520/2020 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 N 16-5720/2020, состоявшиеся в отношении О. … по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу О. … и его защитника С. … — без удовлетворения.»

Данное дело показательно тем, что простые юридические выводы можно сделать и без участия Верховного суда Российской Федерации, для этого достаточно просто проследить цепочку нормативных актов от требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» через подзаконные акты к приказу Минтранса, который конкретизирует и раскрывает требования в рамках, предусмотренных в законе.

Этот путь более рациональный, чем путешествия от одной судебной инстанции к другой. А водителю стоит в будущем выбирать себе в советники юриста, который понимает, что требования законодательства в отношении одного и того же объекта регулирования могут размещаться в различных нормативных правовых актах, если этот объект применяется в различных сферах регулирования.

Тахограф является в этом смысле показательным примером, с одной стороны тахограф является продукцией (как, впрочем, и любое другое техническое устройство), а с другой стороны тахограф – это устройство, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Из этого и складывается система требований к тахографу: с одной стороны требования к безопасной эксплуатации продукции – это Технический регламент, а с другой стороны требования по обеспечению безопасности дорожного движения – это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Эта простая истина реально доступна не только специалисту с юридическим образованием, а любому гражданину. И для понимания факта такого распределения обязательных требований не обязательно было проходить такое количество судов.

Для ознакомления с материалами судебных разбирательств можно загрузить прилагаемые к этой статье файлы.

  • Решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.06.2020 N 12-380/2020 >>
  • Решение Вологодского областного суда от 03.08.2020 N 7-520/2020 >>
  • Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 N 16-5720/2020 >>
  • Постановление Верховного Суда РФ от 11.08.2021 N 2-АД21-3-К3 >>

Автор статьи — Мирошин Г. С., вице-президент Ассоциации по содействию безопасности автотранспортной деятельности «Тахографический центр».

Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:

  • на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
  • присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
  • установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
  • на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
  • корпус изделия цел;
  • у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.

Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

Для чего нужен тахограф

В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.

В России тахографы ввели с 1996 г. для международных перевозчиков. Для внутренних — с 2010 г. Это были аналоговые тахографы. Они записывали данные на бумажный носитель — тахограмму. Водитель ежедневно от руки заполнял сведения о пройденном пути на бумажном диске. Эти приборы были не способны сохранять историю передвижения, подробные изменения скорости и режим труда и отдыха водителя. Их легко было подделать. Поэтому со 2.03.2018 г. их заменили на цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Эти приборы сохраняют в памяти любые манипуляции. Поэтому информация с такого устройства признается юридически значимой и может быть использована при выяснении обстоятельств ДТП и в суде.

Цифровые тахографы СКЗИ сохраняют сведения о:

  • времени вождения и отдыха водителя;
  • скорости движения;
  • пройденном расстоянии.
Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Таким образом, цифровые тахографы позволяют контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха, скоростного режима.

Часто водители стремятся побыстрее выполнить рейс — превышают скорость и не обращают внимания на физическую усталость. Это снижает концентрацию внимания на дороге и создает риск ДТП. Отдохнувший вовремя водитель внимательнее ведет себя на дороге. Тем самым сохраняя жизнь и здоровье остальным участникам дорожного движения.

Тахограф – что это такое?

Определение термина тахограф дано в законе о «О безопасности дорожного движения», принятом еще в 1995 году. С 1 ноября понятие тахографа, как прибора установленного на транспортном средстве (ТС), будет закреплено в ст. 2 ФЗ-196, в котором содержится перечень употребляемых в законе терминов.

Закон определяет данное устройство как техсредство контроля, используемое в целях регистрации информации о скорости и маршруте движения ТС, режиме работ и отдыха водителя, времени управления ТС. Регистрация информации должна производиться непрерывно, без возможности ее корректирования, в целях чего используются определенные устройства, отвечающие установленным в законе требованиям. По сути это самописцы.

В этой же ст. 20 ФЗ-196 установлено, что требования к устройствам устанавливаются Правительством РФ, так же как и категории ТС, для которых оно обязательно. Постановлением Правительства РФ №1213 последнее передало соответствующие полномочия Минтансу РФ. В результате этой цепочки можно выйти на приказ Минтранса 36 о тахографах, как основной нормативно-правовой акт в указанной сфере регулирования, который часто называют «законом о тахографах».

Замена двигателя на авто – нужно ли регистрировать в 2019-2020 годах?

Установку тахографов в городских автобусах снова перенесли на год

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин «настройка».

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:

Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.

Мастерская — сервисный центр.

Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

до конца 2020г. с января 2021г.
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…”
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…”
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….”
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…”

Закон о тахографах — изменения, комментарии, штрафы

С 1 июля 2021 года транспортные средства категорий М2 и МЗ, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

В cвязи с вступлением в силу поправок в ФЗ № 96 « О безопасности дорожного движения», а именно в Пункт 3 Статьи 20 с ноября 2019 года, в рамках требований, предъявляемых при эксплуатации ТС к физическим лицам, закон обяжет всех, кто управляет грузовиками свыше 3,5 т и автобусами, вне зависимости от формы собственности:

  1. Обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.
  2. Соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.
  3. Соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Внимание Перевозчикам, обслуживающим регулярные городские перевозки!

С 1 июля 2020 года транспортные средства категорий М2 и МЗ,осуществляющие регулярные пассажирские перевозки должны быть оснащены тахографами. (Постановление Правительства РФ от 30 марта 2019 г. № 382 ). В их числе – троллейбусы, автобусы и трамваи.

В связи с вступлением в силу 16 декабря 2015 г. Приказа Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», срок законности аналоговых тахографов сократился на полтора года — с 1 января 2018 года до 1 июля 2016 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *