Действие норм международного уголовного права в пространстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действие норм международного уголовного права в пространстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.

Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.

Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Административное выдворение и депортация иностранного гражданина

Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.

В каких странах нет экстрадиции

Закон об экстрадиции является, по сути, формой сотрудничества и взаимодействия разных государств, при содействии которых между собой возможна поимка преступников, скрывшихся от правосудия в другой стране. Преступившие черту закона на родине ищут места на земном шаре, откуда их не вернут назад в страну, где их ожидает наказание за содеянное преступление, то есть, как избежать экстрадиции.

Российская Федерация состоит в международных договорах, по условиям которых должен производиться процесс экстрадиции с 65 странами. Но, наличие договора не подразумевает основания обязательной выдачи преступника – это остается правом каждого государства.

Отсутствие же договора не говорит о том, что преступников с этих стран нельзя отправить на родину. При умной работе дипломатов, страна в которой нашел укрытие, преступник может его выдать и вернуть на родину.

Стран без экстрадиции в Россию, то есть отказывающихся выдавать преступников РФ достаточно, так, например, экстрадиция из США в Россию невозможна.

Страны, где нет экстрадиции и с кем не заключен договор об экстрадиции можно отнести также:

  • США;
  • Великобританию;
  • Венесуэлу;
  • Израиль;
  • Польшу;
  • Китай;
  • Японию;
  • Швецию;
  • Украину;
  • Беларусь;
  • Грузию.

Нет экстрадиции в Гималайском государстве Бутан, поскольку нет и дипломатических отношений со многими странами. Нет договоров с Косово, как непризнанного государства и еще рядом стран.

Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление

Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.

Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.

Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.

Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.

Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.

В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.

Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Читайте также:  Какую поддержку получит бизнес в 2023 году

Понятие места совершения преступления

Определение 1

Место совершения преступления – это то место, где происходили криминальные действия и наступили уголовные последствия.

Определение места преступления имеет тесную связь с принципом земли. Место совершения преступления как категория имеет множество функций:

  • оно свидетельствует о том, что на какой территории и какого государства содеяно правонарушение;
  • указывает на принцип (например, это может быть принцип земли либо принцип крови), который должен стать основой для предпочтения уголовного закона.

Понятие места совершения преступления определяет конструкция, главным образом, беспристрастной стороны злодеяния. То есть территория может быть признана как место совершения преступления с формальным составом в том случае, если в ее пределах было сделано криминальное действие. Также территория признается местом преступления с материальным составом, если в ее пределах наступили последствия. Преступление, которое совершено с материальным составом, считается произведенным на территории Российской Федерации в происшествиях, если:

  • преступление начиналось и закончилось на территории России;
  • действия совершались на территории РФ, а последствия настали за пределами данной территории;
  • было совершено сложное преступление, и часть его действий в некоторой степени произведена на территории России, а другая за пределами;
  • подготовка к злодеянию либо посягательство на него произведено за пределами РФ, а само злодеяние было реализовано на ее территории.

Комментарии к ст. 13 УК РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

2. Международно-правовые нормы устанавливают правило, согласно которому собственные граждане не выдаются по требованию государства, на территории которого было совершено преступление. Российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдается для уголовного преследования этому государству (ч. 1 ст. 13 УК). В данной норме закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ (ч. 2 ст. 13 УК).

Институт выдачи преступника основан на многосторонних и двусторонних международных договорах РФ об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

4. Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции РФ провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Может ли гражданин России быть привлечен к уголовной ответственности в стране гражданской принадлежности, если находясь за границей, он совершил преступление и вернется в Россию до того, как в отношении него будет начато уголовное преследование?

Отвечает начальник отдела экстрадиции прокуратуры г. Москвы Глеб Игоревич Козлов

Да, может. Согласно требованиям ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации действие уголовного закона Российской Федерации распространяется на граждан Российской Федерации, а также постоянно проживающих на территории Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление на территории иностранного государства.

В соответствии с положениями ст. 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае поступления от компетентных органов иностранного государства материалов уголовного дела либо материалов проверки, проведенной в данном государстве и содержащих сведения о совершении гражданином Российской Федерации преступления, уголовное преследование в таком случае ведется на общих основаниях.

Таким образом, в случае, если гражданин России совершит на территории иностранного государства деяние, являющееся наказуемым в Российской Федерации, и покинет территорию данного иностранного государства (в том числе и до начала уголовного преследования), вернувшись на родину, компетентными органами соответствующего государства в Россию могут быть представлены материалы, содержащие сведения о совершенном таким лицом преступлении.

Данные материалы рассматриваются российскими правоохранительными органами в порядке, установленном Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации, и, при наличии оснований, российский гражданин, совершивший на территории иностранного государства противоправное деяние, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Понятие, принципы и источники международного уголовного права

Международное уголовное право — это новая отрасль международного права, которая появилась и развивалась вместе с развитием международного публичного права в XIX в. Международное уголовное право до XX в. было в основном процессуальным правом.

Процесс становления международного уголовного права проходил в несколько этапов.

Первый этап — периоды рабовладельческого и феодального строя. Для этого времени характерно появления отдельных межгосударственных соглашений в отношении конкретных преступлений.

Например, Договор между царем хеттов Хаттушичем III и египетским фараоном Рамсесом II 1296 г. до н. э. содержит нормы о пресечении восстаний и выдаче преступников. Подобные соглашения заключались и другими рабовладельческими государствами (Месопотамия, Рим, Греция). В этот же период появились нормы об обращении с военнопленными и их обмене.

В ряде договоров предусматривались вопросы выдачи преступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Вопросы экстрадиции предусматривались договорами многих европейских государств средневековья. Примером служит Договор между королями Англии и Франции 1303 г.

В этот период складывались основы международного обычая предоставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, в том числе иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства.

Институт выдачи лиц, совершивших преступления (экстрадиция)

Институт выдачи преступников (экстрадиция) является одной из наиболее важных форм взаимной правовой помощи по уголовным делам, поскольку он касается передача лиц государством, на территории которого такие лица находятся, другому государству для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Вопросы выдачи регулируются международными соглашениями, в частности, нормами двухсторонних, региональных (Европейская конвенция о выдаче 1957 г.) и универсальных соглашений о выдаче, принципом взаимности и национальным законодательством (гл. 54 УПК РФ). Вопрос о выдаче также предусмотрен в Женевских конвенциях 1949 г. и в Дополнительном протоколе I к ним. Например, ст. 88 Дополнительного протокола требует от государств-участников оказывать друг другу взаимную помощь в вопросах уголовного преследования и сотрудничать в том, что касается выдачи. К двусторонним соглашениям, например, относятся: Соглашение между Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1990 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче 2014 г.; Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче 2016 г. и др.

Обязанность государств сотрудничать в вопросах выдачи основана на принципе «либо выдай, либо суди».

Международные соглашения, будь то двусторонние или многосторонние, четко не определили понятие выдачи (экстрадиция).

В судебном порядке Верховный суд США определил экстрадицию как «судебную процедуру, основанную на международном договоре или принципе взаимности или национальном законодательстве, когда запрашиваемое государство передает запрашивающему государству подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного деяния против запрашивающего государства или в нарушении международного уголовного права, где наказывается в запрашивающем государстве».

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности является одним из важнейших международных механизмов международного сотрудничества в борьбе с преступностью. С одной стороны, она содержат правила укрепления международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, правила взаимной правовой помощи между государствами в проведении уголовных расследований, сбор, обмен и анализ информации об организованной преступности, отмывании денег, коррупции и тяжких преступлениях. С другой стороны, содержит нормы о выдаче преступников. Согласно п. 1 ст. 16 Конвенции «Настоящая статья применяется к преступлениям, охватываемым настоящей Конвенцией, или в случаях, если к совершению преступления, упомянутого в пункте 1 а или b статьи 3, причастна организованная преступная группа и лицо, в отношении которого запрашивается выдача, находится на территории запрашиваемого Государства-участника, при условии, что деяние, в связи с которым запрашивается выдача, является уголовно наказуемым согласно внутреннему законодательству как запрашивающего Государства-участника, так и запрашиваемого Государстваучастника».

Правовая помощь по уголовным делам

Правовая помощь по уголовным делам осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров, она также осуществляется на основе принципа взаимности.

Читайте также:  Как взыскать долг самостоятельно на основании решения суда?

К многосторонним соглашениям, регулирующим правовую помощь по уголовным делам, относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия и его Факультативный протокол, касающийся доходов от преступлений, 1990 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; Кишиневская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и др. К двусторонним соглашениям относятся: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи 1982 г.; Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2014 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2015 г. и др.

В соответствии с этими соглашениями государства оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения поручений об осуществлении определенных юридических действий, в частности проведения обысков, составления и пересылки документов, изъятий, передачи вещественных доказательств, допроса обвиняемых, свидетелей и других лиц, проведения экспертизы и др.

Что такое экстрадиция

Это — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления , либо лиц, уже осуждённых судом другого государства.

В значение данного понятия входит процесс выдачи лиц между страними, которые совершили преступление или подозреваются в его совершении, также обвиняемых и осужденных за совершенное деяние из одной страны в другую для того, чтобы преступник был привлечен к уголовной ответственности или понес наказание в соответствии с обвинительным приговором.

Выдача лиц совершивших преступление на территории других стран не относится непосредственно к уголовному праву. Однако, в связи с актуальностью этого вопроса в современном мире, экстрадиция в уголовном праве лиц, совершивших преступления, урегулирована нормами 13 статьи УК РФ, УПК РФ (гл. 54).

Конституцией РФ установлено, что выдача лиц, совершивших преступление, и осужденных, проводится в порядке, определенном федеральным законом или международным договором.

Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление

Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.

Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.

Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.

Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.

Комментарий к Ст. 12 Уголовного кодекса

1. В ч. 1 ст. 12 УК закреплен принцип гражданства. Принцип распространяется на строго определенный в законе круг лиц — это граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства.

2. Принцип гражданства действует при наличии определенных условий: а) совершение преступления на территории иностранного государства; б) против интересов, охраняемых УК; в) деяние признается преступлением по российскому УК (при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления); г) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

3. В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим). Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству России, если иное не предусмотрено международным договором. Данный принцип действует при совершении преступлений следующих категорий: а) против военной службы; б) общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан России. За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

4. Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России. Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) преступление направлено против интересов России, т.е. вред причинен интересам Российского государства, его гражданам и организациям.

5. Часть 3 ст. 12 УК закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Россией. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера. К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Судебная практика по статье 12 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27.12.2018 N 5-АПУ18-91
Как следует из постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2021 года, основанного на материалах, поступивших из компетентных органов Республики Беларусь, органами следствия этого государства Яловик обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 210, а также ч. 2 ст. 235 и ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь, за каждое из которых предусмотрено наказание свыше одного года лишения свободы и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящихся к тяжким преступлениям.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.01.2019 N 5-АПУ18-97

Как следует из представленных материалов, прокурором принято решение о выдаче Герасимовича для привлечения его к уголовной ответственности за совершение кражи по ч. 2 ст. 205 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящееся к категории менее тяжких преступлений.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2019 N 48-АПУ19-1

Кунгурцев Владимир Юрьевич, … судимый: 1) 19 декабря 2006 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года; 2) 29 января 2009 года по ч. 1 ст. 166 УК РФ (два преступления), с применением ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев; 3) 25 февраля 2009 года по ч. 1 ст. 166 УК РФ с применением ч. 5 ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года 7 месяцев; 4) 5 июня 2009 года по ч. 1 ст. , УК РФ с применением ч. 5 ст. УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года, освободившийся 25 января 2013 года по отбытии наказания; 5) 21 августа 2014 года по ч. 3 ст. , п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года; 6) 12 ноября 2014 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев, по постановлению суда от 4 февраля 2015 года на основании ч. 5 ст. УК РФ путем сложения наказаний, назначенных по приговорам от 21 августа 2014 года и от 12 ноября 2014 года назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 4 месяца; 23 октября 2015 года освобожден от неотбытой части наказания по амнистии на основании пункта 5 Постановления Государственной Думы от 24 апреля 2015 года N 6578-6ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 45 годов»,

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 03.07.2019 N 5-АПУ19-52

Как следует из представленных материалов, прокурором принято решение о выдаче Та Туан Анха для привлечения его к уголовной ответственности за совершение в апреле 2021 года мошенничества, т.е. преступления, предусмотренного по ч. 1 ст. 209 УК Республики Беларусь, по которой установлено наказание в том числе в виде лишения свободы на срок до 3 лет и в соответствии со ст. УК Республики Беларусь, относящееся к категории менее тяжких преступлений.

Читайте также:  Расчет отпускных: примеры расчета в 2022 году и калькулятор

Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N 224-АПУ19-7

в деле отсутствует документ компетентного органа … Республики о привлечении или непривлечении Ухигова (совершившего инкриминированное ему деяние на территории этого государства) к уголовной ответственности властями данной страны, что должно было влечь возвращение уголовного дела прокурору в порядке ч. 1 ст. 237 УПК РФ, в связи с чем суд нарушил требования закона и положения ч. 1 ст. УК РФ.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2017 N 127-УДп17-8

При этом как ч. 4 ст. УК Украины, так и ч. 4 ст. УК РФ относят преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 186 УК Украины (ч. 2 ст. 161 УК РФ), к категории тяжких. Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 152 и ч. 1 ст. 153 УК Украины (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ), в соответствии с ч. 3 ст. УК Украины отнесены к преступлениям средней тяжести. Срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений, а также преступлений небольшой и средней тяжести в силу п. п. 7, 8 ст. УК Украины и п. п. «в», «г» ч. 3 ст. УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ, действовавшего на момент совершения преступления), составляет, соответственно, 6 лет и 3 года со дня отбытия наказания.

Другой комментарий к статье 13 УК РФ

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Как отмечалось, выдача преступника осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров и требует соблюдения ряда условий.

Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В выдаче лица может быть также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, который должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» .

———————————
СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5129.

Выдача не осуществляется и в тех случаях, когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *