Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит быть хорошим переводчиком?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это профессия, которая требует разносторонних знаний и талантов. Необходимо наличие широкого кругозора, любознательности, начитанности. Уметь внимательно слушать людей, отвечать им, разговаривать с ними, но при этом ощущать границу дозволенного, стилистику и эмоциональность речи.
Профессия переводчик в основном подразделяется на следующие отрасли:
- Устные синхронные переводчики. Работа заключается в мгновенном переводе прямой речи оратора на определённый язык.
- Устные последовательные переводчики. Востребованы на деловых переговорах, которые требуют перевода. Они происходят по схеме – разговор, и перевод его по предложениям или частям: получение информации специалистом, тщательная её обработка, выдача её на ином языке.
- Письменные технические переводчики. Должны иметь глубокие познания в соответствующих отраслях и хорошо разбираться в узкоспециализированной терминологии. Принцип их работы – это переводы технического текста.
- Письменные переводчики художественной литературы. Главная особенность работы – это художественные и авторские способности. Им часто приходится переделывать оригинальный текст, чтобы он стал понятным читателям. Превосходные переводы стихотворений знаменитых поэтов, красочные переводы произведений популярных писателей, мировых бестселлеров – дело рук данных специалистов.
Профессиональные навыки допустимо описать в предыдущем блоке, но лучше вынести отдельно:
- перечислите языки, которыми вы владеете;
- опишите те направления работы, в которых у вас есть опыт: письменный или устный перевод, синхронный, редактура и т. д.;
- также важно указать область, в которой вы специализируетесь, например: технические науки, медицина, юриспруденция и т. д. Не стоит перечислять все на свете. Как правило, это заставляет работодателя думать, что ваши знания поверхностные, «понемногу обо всем». Хотя и такие универсальные специалисты бывают востребованы на рынке труда;
- не забудьте добавить, если являетесь членом переводческой ассоциации, сертифицированным переводчиком и т. д.
Креатив ради креатива
В статьях, посвященных применению креативных технологий в различных сферах деятельности, все чаще можно столкнуться с выражением «креатив ради креатива» или «вредный креатив». Речь идет о тех случаях, когда производители креативного продукта делают ставку на принципиальную нестандартность, чтобы было «не как у всех», максимум оригинальности, необычности в ущерб практической необходимости.
Надо понимать, что «креатив ради креатива» – это в корне неверное название для явлений в современной деловой культуре. Креативность всегда направлена на решение конкретных жизненных или рабочих задач. А такой бессмысленный и бесцельный «креатив» – это либо незавершенный, недоработанный креативный продукт, либо графоманство, эпатаж, спекуляция творческими возможностями человека.
Таким образом, креативность – это потенциальная способность, процесс раскрепощения творческого потенциала человека, методика создания новых идей, призванных решать конкретные жизненные задачи.
ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Твоpчество человека есть пpодолжение твоpчества пpиpоды. Твоpчество есть жизнь, а жизнь есть твоpчество. Твоpчество индивида опpеделяется уpовнем pазвития общества. Где догадка, там и твоpчество. (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).
ТВОРЧЕСТВО — высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Т. в природе — суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку, трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. Ю.А. Гусев
ТВОРЧЕСТВО — абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).
ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).
ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).
ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)
Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).
Итальянский физик, Антонио Дзикики, дает определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Однако многие психологи не без оснований утверждают, что определение творчества как системы действий, приводящих к созданию нового продукта, нельзя признать удовлетворительным.
Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.
- Желание быть как все, не выделяться, быть похожим на других.
Такое отношение создает шаблонное восприятие, и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов, отличных от уже существующих, ослабевают. Эта проблема зарождается в детстве, когда детей учат быть такими же, как все.
Или когда идеи ребенка подавляются сверстниками или отвергаются родителями. Поэтому никто не хочет быть черной овцой, выделяться среди остальных, и есть желание быть как все.
- Цензура. Внутренняя критика собственных идей.
В этом случае человеку трудно воспринимать свои идеи всерьез, потому что их подавляет внутренний цензор. Это также идет из детства, когда люди воспитываются слишком строго авторитарными родителями, которые запрещают им все.
Постепенно это входит в привычку, формируется множество внутренних запретов, создается внутренний цензор, который начинает все запрещать. Это происходит бессознательно.
- Нетерпение. Желание решить проблему в кратчайшие сроки.
Многие творческие решения приходят не сразу, они требуют времени, когда человек привык решать проблемы быстро, тогда ему трудно быть творческим.
- Трудность в отказе от привычных методов и подходов.
Говорят, что привычка – это вторая натура. И наш разум активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся образом мышления.
И когда мы сталкиваемся с вопросом, для которого нам нужно найти новые идеи, мы склонны возвращаться к похожим решениям, шаблонам, нашему привычному опыту.
Эта тенденция мешает нам находить новые идеи, потому что они находятся вне шаблонов, они там, где у нас нет опыта.
Для чего нужна креативность?
Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства. Креативность делает нашу жизнь интереснее, красочнее и комфортнее. Переход от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовался расширением сферы услуг. В настоящее время в этой сфере большую роль играет умение преподнести услугу или продукт потенциальному потребителю.
Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.
Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации. Еще Стив Джобс говорил о том, что креативность — это «просто создание связей между вещами». Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое. Выберите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше нестандартных способов его применения. Например, полиэтиленовый пакет можно использовать вместо бахил, плавательной шапочки, кондитерского мешка или пищевой пленки для обертывания.
Еще одно упражнение — случайные ассоциации. Откройте словарь или другую объемную книгу. Не глядя на страницу, укажите пальцем любое слово и выпишите его на бумагу. Повторите это действие еще раз. Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Каждое из слов также полезно представлять в качестве аббревиатуры и расшифровывать. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.
Новые впечатления помогают не только нестандартно мыслить, но и улучшают работу головного мозга. Благодаря регулярно поступающей информации образуются новые нервные клетки и связи между ними. Именно поэтому важно слушать новую музыку, открывать для себя новые фильмы, пробовать новую еду в разных кафе и ресторанах, путешествовать. Даже простой поход в магазин или на ярмарку народного творчества может подарить интересную идею. Попробуйте отказаться от карт и привычных маршрутов. Всегда брали отпуск летом? В следующий раз возьмите зимой.
Все это подключает к решению задач ранее незадействованные системы мозга и позволяет взглянуть на любую задачу по-новому. Кроме того, очень полезно расширять свои знания в других предметных областях. Популярный и удобный формат обучения — онлайн-курсы. Старайтесь выбирать интересные, но малознакомые вам темы. Готовый успешный шаблон из другой сферы может неожиданным образом пригодиться в вашей деятельности. При этом, даже если вы не получите конкретных знаний, смена привычных действий повысит вашу производительность и поможет открыть что-то новое.
Интуиты — прогрессивные мечтатели
У них сильнее развито абстрактное мышление. Рассуждают интуиты от общего к частному — дедуктивно. Интуит знает, что деревья могут быть лиственными и хвойными. Лиственные деревья покрыты листьями, а это значит, что осина и липа — лиственные деревья.
Они настоящие генераторы идей, правда, не любят детально продумывать созревший проект. Интуиты бегут впереди паровоза, планируют на будущее, заглядывают вперёд. Но вот реализация планов не их конёк. Порой самые гениальные идеи ждут своего часа или потомка-сенсорика не один десяток (а то и сотню) лет.
Интуиты поразительно точно чувствуют выгоду и возможности сложившейся ситуации. Чего не скажешь о сенсориках. Путешествуя в мыслях между прошлым и будущим, интуиты забывают о комфорте, порядке и себе самом. Но никогда не прозевают время. Интуиты выражают мысли обрывочно: весь «разговор» творится в их голове, а собеседнику сообщают лишь небольшую часть. Отчего сенсорикам порой сложно договориться с ними.
Слегка растрёпанный внешний вид, взгляд устремлён сквозь людей и предметы, а идёт, словно танцует — портрет типичного интуита.
Профессии для креативных людей
Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.
Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.
Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.
Каждый человек рождается гением, но в течение жизни его вгоняют в шаблоны. Но истории известны выдающиеся личности с творческим мышлением, которые пошли дальше шаблонов. Они не остановились на фразе “Почему так? Значит, так надо”. Исаак Ньютон первый задумался о том, почему предметы падают на землю. До него все воспринимали это явление, что “значит, так надо”.
Также ярким примером такого вида мышления является П. Павлов, когда не поленился, а исследовал причину и процесс формирования условного мышления у собаки.
Как такое мышление может проявляться в наши дни? Да легко! Почему сейчас столько много кафешек в разном оформлении, множество стилей в дизайне, разные фирмы по выполнению большого перечня функций? Потому что творческие люди развивают свое мышление.
Все хотят быть особенными
На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.
В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью. Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции. Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.
Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.
Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.
- Желание быть как все, не выделяться, быть похожим на других.
Такое отношение создает шаблонное восприятие, и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов, отличных от уже существующих, ослабевают. Эта проблема зарождается в детстве, когда детей учат быть такими же, как все.
Или когда идеи ребенка подавляются сверстниками или отвергаются родителями. Поэтому никто не хочет быть черной овцой, выделяться среди остальных, и есть желание быть как все.
- Цензура. Внутренняя критика собственных идей.
В этом случае человеку трудно воспринимать свои идеи всерьез, потому что их подавляет внутренний цензор. Это также идет из детства, когда люди воспитываются слишком строго авторитарными родителями, которые запрещают им все.
Постепенно это входит в привычку, формируется множество внутренних запретов, создается внутренний цензор, который начинает все запрещать. Это происходит бессознательно.
- Нетерпение. Желание решить проблему в кратчайшие сроки.
Многие творческие решения приходят не сразу, они требуют времени, когда человек привык решать проблемы быстро, тогда ему трудно быть творческим.
- Трудность в отказе от привычных методов и подходов.
Говорят, что привычка – это вторая натура. И наш разум активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся образом мышления.
И когда мы сталкиваемся с вопросом, для которого нам нужно найти новые идеи, мы склонны возвращаться к похожим решениям, шаблонам, нашему привычному опыту.
Эта тенденция мешает нам находить новые идеи, потому что они находятся вне шаблонов, они там, где у нас нет опыта.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики
Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.
Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.
В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.
Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.
В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.
Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.
Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:
- крайне низкий;
- низкий;
- несколько ниже нормы;
- средний (норма);
- выше нормы;
- высокий;
- отличный.
Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.
Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.