Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги физических лиц (граждан) уплачиваемые в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.
Если не оплатить налог вовремя
«В случае неуплаты налога в добровольном порядке применяются нормы принудительного взыскания. Также должнику на сумму неоплаченных денежных средств подлежат начислению штрафные санкции», — предостерегает Анна Жолобова из коллегии адвокатов «Регионсервис».
Но сначала налоговая должна прислать требование о погашении долга, где указывается срок оплаты. Если в этот срок платеж не поступает, налоговики могут обратиться в суд — дальше дело уже может дойти до взыскания через судебных приставов.
В самых запущенных случаях может быть наложен запрет на выезд за границу (при сумме долга от 30 тыс. руб.), по суду также могут удерживать средства из зарплаты.
Важно не забывать об оплате и, если в начале ноября на руках еще нет налогового уведомления, стоит проверить информацию в личном кабинете на сайте ФНС или лично в отделении налоговой. Иногда бывает, что, например, из-за человеческого фактора почта не приходит вовремя, но это не избавляет собственников от обязанности оплатить налог до 1 декабря включительно.
Налоговая сообщает о переходе на кадастровую стоимость
До 2014 года за налоговую базу брали исключительно инвентаризационную стоимость, но считается, что данная система исчисления налога — устаревшая схема, которая учитывает изначальную стоимость и износ.
Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения никак не связана с рыночной, поскольку ее определяло специализированное БТИ (бюро технической инвентаризации).
Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена оказывается намного ближе к рыночной, а оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.
Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами:
- в личном кабинете Росреестра;
- в личном кабинете ФНС;
- через налоговый калькулятор на сайте ФНС/на публичной кадастровой карте;
- в налоговых уведомлениях за соответствующие годы;
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.
Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.
Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.
Нaлoгoвый кoдeкc гoвopит, кaк зaплaтить нaлoги:
💵 чepeз oтдeлeниe бaнкa, в тoм чиcлe чepeз плaтeжныe тepминaлы, пpинaдлeжaщиe бaнкaм, и oнлaйн-кaбинeты;
💵 чepeз личный кaбинeт нa caйтe ФНC Poccии или нa caйтe гocycлyг, или пpocтo нa caйтe нaлoгoвoй бeз вxoдa в личный кaбинeт;
💵 чepeз кaccy мecтнoй aдминиcтpaции либo чepeз opгaнизaцию фeдepaльнoй пoчтoвoй cвязи, ecли в вaшeм нaceлeннoм пyнктe нeт бaнкa.
B дpyгиx мecтax, включaя плaтeжныe тepминaлы, нe пpинaдлeжaщиe бaнкaм, oплaчивaть нaлoги нeльзя.
Нe oбязaтeльнo плaтить нaлoг личнo, этo мoжeт cдeлaть вaш зaкoнный или yпoлнoмoчeнный пpeдcтaвитeль. Нo в этoм cлyчae нyжнo пpocлeдить, чтoбы из плaтeжныx дoкyмeнтoв былo виднo, чтo cooтвeтcтвyющaя cyммa yплaчeнa зa вac. Для этoгo в пoлe квитaнции «ИНН плaтeльщикa» нyжнo впиcaть вaш ИНН, a в пoлe «Плaтeльщик» yкaзaть ФИO лицa, кoтopoe фaктичecки внocит зa вac плaтeж. B этoм cлyчae нaлoгoвaя coчтeт, чтo oбязaннocть пo yплaтe нaлoгa иcпoлнили имeннo вы.
Ecли бyдeтe плaтить нaлoг нa квapтиpy чepeз интepнeт, пpoщe вceгo этo cдeлaть чepeз личный кaбинeт нa caйтe нaлoгoвoй. Bo вклaдкe «Нaчиcлeнo» мoжнo yвидeть инфopмaцию o вcex зaдoлжeннocтяx и нaчиcлeнияx. Нaжмитe бoльшyю cинюю кнoпкy «Oплaтить нaчиcлeния» и выбepитe yдoбный для вac cпocoб oплaты. Cepвиc пpeдлaгaeт нa выбop мнoжecтвo бaнкoв, a тaкжe плaтeжи чepeз QIWI Кoшeлeк и Poбoкaccy.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Объекты налогообложения
Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:
-
единый недвижимый комплекс;
-
квартира, комната или иного рода жилое помещение;
-
жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);
-
гараж или парковочное место;
-
недостроенный недвижимый объект;
-
прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.
Статья 399. Общие положения
1. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога
1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
5. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Некоторые категории налогоплательщиков могут претендовать на льготу в размере 100% от исчисленной суммы налогового сбора к уплате. Их перечень закреплен в статье 407 НК РФ. Льготу по уплате налога имеют следующие налогоплательщики:
- инвалиды 1 и 2 группы;
- Герои России и Советского Союза;
- участники ВОВ, гражданской войны и ветераны боевых действий;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» или Семипалатинском полигоне;
- граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, в которых велись боевые действия;
- пенсионеры;
- военнослужащие, в том числе уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие общую выслугу 20 лет и более;
- родители и супруги военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей;
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Льгота распространяется только на один объект каждого вида. При этом она не распространяется на недвижимое имущество, которое налогоплательщик использует в целях получения прибыли.
Льгота в размере 100% предоставляется в отношении сооружений или хозяйственных построек, расположенных на землях, предназначенных для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства.
Если гражданин владеет несколькими объектами одного вида, то вправе самостоятельно выбрать льготный объект. Для этого ему необходимо направить уведомление в ФНС. Если налогоплательщик не обратился в инспекцию, то ФНС самостоятельно определяет, на какой объект не будет начисляться налог. При этом налогом не будет облагаться самая дорогостоящая недвижимость.
Ошибка: Изменения в налоговом законодательстве, касающиеся ограничения роста величины имущественного налога физических лиц, вступят в силу во всех регионах страны одновременно.
Комментарий: Новый коэффициент, заменивший собой коэффициент 0.8 при расчете налога на имущество физлиц, будет применяться в 2023 году только в 28 субъектах РФ, поскольку величину кадастровой стоимости начали применять при расчете налога на имущество не во всех частях страны.
Ошибка: Новый понижающий коэффициент будет применяться при расчете имущественного налога во всех субъектах РФ.
Комментарий: Новый коэффициент, заменивший собой коэффициент 0.8, будет применяться только в тех регионах, где в настоящее время налоговые службы используют в расчетах коэффициент 0.6.
Кто входит в категорию налогоплательщиков НИФЛ?
Оплатить налог на имущество должны все физические лица, за которыми закреплено право собственности на имущественные объекты. В качестве облагаемых объектов выступают:
- жилые квартиры в многоквартирных домах, в том числе отдельные комнаты и выделенные доли. При этом имущество многоквартирных домов не считается налогооблагаемым (лифты, подъезды, лестничные пролеты и т.п.);
- гаражные сооружения – как капитального, так и временного характера;
- машиноместо;
- жилые дома и доли от них. Сюда же относят и дома, возведенные на дачных/садоводческих/огороднических участках с соответствующей целью;
- объекты неоконченного строительства;
- иные сооружения и аналогичные строения.
Резкое увеличение налогов на недвижимость может негативным образом отразиться на благосостоянии граждан РФ. Поэтому государство ввело послабление для налогоплательщиков. Повышение взносов в ФНС производится постепенно. Формула исчисления представлена в следующем виде:(Налог по КС-налог по инвентаризации)*коэффициент в зависимости от года применения реформы+налог по инвентаризации.Ранее планировалось, что переход к новому режиму исчисления будет производится в течение четырех лет с постепенным увеличением коэффициента, призванного снизить налоговую нагрузку:
- 1 год — 0,2.
- 2 год -0,4.
- 3 год — 0,6.
- 4 год — 0,8.
После планировалось взимать платежи в полном размере.Однако в связи с резким увеличением налогового бремени существенно возросло количество заявлений в суд от граждан, решивших оспорить кадастровую стоимость собственного жилья. Если раньше большие показатели были выгодны, так как позволяли дороже продать недвижимость, то теперь владельцы имущества пытаются снизить его, чтобы платить минимальные взносы в ФНС. Особенно тяжелая обстановка сложилась в 28 регионах, которые начали исчислять налоги по-новому с момента старта реформы — в 2015 году. Соответственно, в 2018 коэффициент достиг отметки 0,6Путин, стремясь стабилизировать экономическое положение граждан, решил принять меры. Указ президента ввел на рассмотрение Госдумы новый закон. Нормативный акт устанавливает максимальный размер коэффициента — 0,6. Тем самым вводится отмена дальнейшего прироста.Помимо этого установлена максимальная граница ежегодного увеличения налога на имущество. Она составляет 10%.