Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расходы на логистику: учет и налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.
Как списывать транспортные расходы в торговле
Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):
Пример 2.
ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.
- Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
- Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
- Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).
Пример 3.
ООО «Гамма» продаёт автозапчасти. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 430 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 8 тысяч рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, стоимость доставки относится на расходы по продажам. Используется счёт 44 — Расходы на продажу.
ПТР на остаток на складе (ПТРн) — 4 тыс. руб.;
остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 261 тыс. руб.;
стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 612 тыс. руб.
- Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 430 тыс. руб., в т.ч. НДС 71,67 тыс. руб.;
- Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 358,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по товару (71,67 тыс. руб.);
- Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 8 тыс. руб., в т.ч. НДС 1,33 тыс. руб.;
- Дт 44 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 6,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
- Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (1,33 тыс. руб.);
- Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров после её реализации (358,33 тыс.руб.);
-
Дт 90 — Кт 44 — принятая к затратам стоимость ПТР по доставке товаров, реализованных в июне (8,41 тыс.руб.), на основании расчёта:
(4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) / (261 тыс.руб. + 612 тыс.руб.) = 1,4%
1,4% х 261 тыс.руб. = 3,59 тыс.руб.
(4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) — 3,59 тыс.руб. = 8,41 тыс.руб.
Первичные документы, подтверждающие ТР
В рамках договоров, оформляемых между производителями и торговыми предприятиями, с одной стороны, и логистическими посредниками, с другой, в качестве документального подтверждения фактического оказания услуг выступает Транспортная накладная. Согласно действующим нормам, закрепленными в рамках п.2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также девятым правилом правительственного постановления №272 от 15 апреля 2011 г., в ситуациях, когда иное не предусматривается договором, ответственность за составление ТН возлагается на отправителя.
Для указания цены и стоимости заполняется Товарная накладная ТОРГ-12, а учетным документом, подтверждающим товародвижение, и выступающим подтверждением при выставлении счета за доставку, является Товарно-транспортная накладная (1-Т), которая выглядит следующим образом.
Доставка с привлечением стороннего перевозчика
Транспортные расходы при реализации товара покупателю, если перевозку выполняет третье лицо, относят на затраты по продаже и учитывают на счете 44.01 (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В учете они отражаются в составе косвенных вложений в производство и полностью уменьшают налоговую базу при расчете прибыли в текущем периоде (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 253, ст. 320 НК РФ).
Для подтверждения договора на перевозку груза оформляется транспортная накладная (ТН). Она одновременно является первичным учетным документом для отражения расходов на доставку в бухгалтерском учете, если в ней содержатся все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011. Если сведений недостаточно, то дополнительно необходимо оформить акт оказанных услуг.
Затраты на доставку товара в бухучете неторговых организаций учитываются в составе общехозяйственных расходов по Дт 26. В торговых предприятиях они относятся к коммерческим издержкам по Дт 44.
При оформлении транспортных расходов может быть две ситуации:
- Стоимость доставки включена в цену товара. В этом случае в учете продавца делаются следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90.01 — реализация товара вместе с перевозкой.
- Дт 90.03 Кт 68.02 — начисление НДС с продажи.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости продукции.
- Дт 90.02 Кт 44.2 — отражение транспортных расходов.
Оплата услуг перевозчика:
- Дт 44 Кт 60 — отражение затрат на доставку.
- Дт 19 Кт 60 — учет входного НДС, если перевозчик работает с НДС.
- Дт 60 Кт 51 — оплата услуг службы доставки.
- Перевозка реализуется как отдельная услуга. При таком варианте она выделяется отдельной проводкой:
- Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации товара.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с продажи.
- Дт 62 Кт 90.04 — оказание услуг по перевозке.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с цены доставки.
Отражены расходы по доставке. Учет транспортных расходов торгового предприятия. Бухгалтерский учет транспортных расходов
Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике.
Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.
Управляйте рецептом, и вы достигаете эффективности и экономии. Стать лучшим глобальным конкурентом — это просто обледенение на торте.
Чтобы «выжать жир из процесса цепочки поставок», компании необходимо понять, что она является частью расширенного предприятия. Вы и ваши сотрудники должны смотреть за пределы физических и политических границ, которые в настоящее время сдерживают и сдерживают вас — осознаете ли вы это или нет — и разрушаете стены, разделяющие вас и других членов вашей цепочки поставок, рационально, легко кодифицируемым способом.
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы
При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.
Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).
Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Прежде чем рассматривать различные варианты оформления документов на получение материалов и их доставку, следует отметить, что в любом случае расходы на доставку признаются в налоговом учете в составе материальных расходов. Поскольку стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ) с учетом и расходов на транспортировку. Так установлено пунктом 2 статьи 25 Налогового кодекса РФ. При этом материальные расходы рекомендуется относить к прямым (п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ).
Компания самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов
Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?
Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).
Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.
Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной
В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.
Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен:
60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.
Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.
Транспортные расходы на доставку листового металла составили:
7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.
Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили:
7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.
Транспортные расходы по доставке товаров покупателям
Если покупатель забирает товар самовывозом, то расходы на доставку у предприятия-продавца при этом не возникают.
Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет, то расходы либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.
Транспортные расходы — это затраты предприятия непосредственно связанные с доставкой купленного товара контрагенту. Порядок учета транспортных затрат на доставку в бухгалтерии отражают в учетной политике. Сумма транспортных расходов может входить в стоимость товара или оформляться как отдельно оказанная услуга. В зависимости от способа учета транспортных расходов формируются соответствующие проводки.
Бухгалтерский учет транспортных расходов
Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:
Фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;
Себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.
ПРИМЕР 4
ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС — 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.).
Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.
Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15
620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.
В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.
ПРИМЕР 5
Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.
В этом случае бухгалтер сделает такие записи:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) — отражена покупная стоимость товаров;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
108 000 руб. — отражен НДС по приобретенным товарам;
20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) — отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
3600 руб. — отражен НДС по транспортным услугам.
Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:
Либо в себестоимости таких товаров;
Либо в составе расходов на продажу.
Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).
Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.
ПРИМЕР 6
Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, — 53 400 руб., амортизация транспортных средств — 5000 руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. (без учета НДС).
Бухгалтер организации сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70
150 000 руб. — начислена зарплата водителей;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69
53 400 руб. — начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02
5000 руб. — начислена амортизация транспортных средств;
ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60
20 000 руб. — отражены расходы на ГСМ.
Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.
Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.
Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.
Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.
Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.
Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.
Особенности учета транспортных расходов
К транспортным расходам (иначе говорят, транспортно-заготовительные расходы) можно отнести следующие затраты:
- Оплата транспортных расходов за доставку товара;
- Оплата за погрузочно-разгрузочные работы;
- Плата за временное хранение.
Варианты оплаты стоимости услуг по доставке товара:
- Стоимость доставки предприятие включает в цену товара;
- Возврат потраченной суммы продавцом согласно заключенному договору с покупателем;
- Покупатель оплачивает транспортные расходы отдельной суммой;
- Оплачивают услуги согласно заключенному договору на доставку товара с транспортной компанией.
Учет транспортно-заготовительных расходов
К ТЗР, например, могут относиться:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
- плата за временное хранение грузов;
- другие расходы.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).
В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).
Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:
- в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
- на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.
Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
ТЗР при покупке материалов
Выше мы уже сказали, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс Расходы на доставку материалов и других запасов в организацию включают в состав ТЗР, если они оплачиваются отдельно от договорной цены приобретаемых запасов. Их учитывают одним из способов: непосредственно в фактической себестоимости запасов, в составе отклонений или, если организация торговая, в расходах на продажу. Расходы на доставку запасов покупателям в состав ТЗР не включают. Их учитывают как расходы на продажу на счете 44 «Расходы на продажу». Подробнее о том, какими способами можно учитывать заготовительно-складские расходы, читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.
Для целей бухучета компания должна выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.
- Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».
Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:
- договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
- цены, действовавшие в прошлых периодах;
- запланированные цены;
- средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.
Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:
Суть записи | Дт | Кт |
Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения) | 15 | 60, 71, 76 |
Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний) | 15 | 60, 71, 76 |
Приходуем материалы, используя учетные цены | 10 | 15 |
Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной | 16 | 15 |
Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная | 15 | 16 |
Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену | 20, 23 | 10 |
Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется. | 20, 23 | 16 |
По общему правилу, если договором не определен порядок доставки товара, товар доставляется поставщиком, ему же принадлежит право выбора вида транспорта или определения условий доставки (ст. 510 ГК РФ).
Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв.
Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте») и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г.
N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)») с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).
ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).
Для целей налогообложения прибыли расходы торговых организаций на доставку товара учитываются в соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ. Согласно указанной норме НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемых товаров. При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.
В соответствии со ст. 320 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, разделяют расходы текущего месяца на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
То есть, как разъясняется в Письме Минфина России от 13 января 2005 г. N 03-03-01-04, к прямым расходам относятся, в частности, расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика, осуществляющего торговые операции. При этом расходы на доставку товаров от склада налогоплательщика покупателям данных товаров к прямым расходам не относятся.
Таким образом, расходы организации на доставку товаров покупателям признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Несмотря на то что в бухгалтерском учете сумма возмещения покупателем расходов на оплату услуг транспортной компании отражается торговой организацией только по счетам учета расчетов (счет 76), для целей налогообложения сумма полученной компенсации должна включаться в состав доходов, а сумма оплаты услуг транспортной компании — в состав расходов. Такова позиция Минфина России, изложенная в Письме от 10 марта 2005 г.
Поскольку в соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, определяемая как сумма полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, то, в случае если сумма компенсации превышает сумму расходов на доставку товара покупателю, с суммы разницы организация должна заплатить налог на прибыль.
Ю.Н.Талалаева
Какими проводками отражаются транспортные расходы?
Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
Проводки по 44 счету — расходы на реализацию Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде.