Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реверсивное движение на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.
Зачем нужно реверсивное движение?
В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.
Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.
На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.
Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. | Размер штрафа. |
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. | Пятьсот руб. |
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. | Тысяча руб. |
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. | Пять тысяч руб. |
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.
В данном случае нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
- Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.
Правила передвижения:
- Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
- Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
- Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Задача любого водителя заключается в обеспечении максимально безопасного движения для себя и других автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов и пр.
В случае с РД следует запомнить несколько ключевых правил:
- при выезде на перекресток, где есть РД, всегда занимайте крайнюю правую от себя полосу;
- лишь потом можно перемещаться в полосу реверса;
- двигаться нужно согласно указателям светофора;
- при выключенном реверсном светофоре полоса считается закрытой;
- выезд на полосу РД без работающего светофора равносилен выезду на встречку;
- останавливаться в реверсивной полосе категорически запрещено;
- пересекать двойную прерывистую слева нельзя;
- пересекать ее справа можно, если нет светофоров или они выключены.
Думаю, с этим вы разобрались. Лучше всего посмотреть видео и наглядно понять суть разметки и особенности работы всех используемых указателей.
Сигналы реверсивного светофора
Реверсивное оптическое устройство, регулирующее движение, может быть как однокамерным, так и двух-, и трехкамерным. Отделение с х-образным красным сигналом запрещает двигаться по реверсивной полосе. Если горит направленная вниз зеленая стрелка – то движение разрешено. К основным сигналам может быть добавлен дополнительный: желтая стрелка, направленная вбок (направо или же налево) — это означает, что движение по полосе все еще разрешено, но уже необходимо перестраиваться на соседнюю (обычную) полосу. Заметим также, что данный сигнал светофора информирует о необходимости перестройки на соседнюю полосу, но не запрещает движение по реверсивной полосе вплоть до включения соответствующего сигнала. Если же реверсивный светофор полностью отключен, значит, движение по такому участку запрещено.
Отметим здесь один момент: нельзя въезжать только на полосу, обозначенную специальной разметкой с двух сторон. Таким образом, могут быть реверсивные полосы, которые обозначены лишь с одной стороны, или же вообще не размечены. На эти зоны разрешается въезд при выключенном сигнале светофора, который распространяет свое действие лишь на полосу, над которой он установлен.
Зачем нужно реверсивное движение?
В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.
В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.
Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.
Источник изображения: content.onliner.by
О том, что на конкретном участке пути в разное время суток направление движения меняется на противоположное, догадываться никто не обязан. Существуют специальные обозначения, дающие знать водителям об этой особенности. Разметка реверсивного движения в ПДД имеет номер 1.9. Двойная прерывистая линия бывает нанесена:
- по обоим краям выделенного ряда;
- по левой стороне, когда над ним находится светофор.
1.9 никогда не бывает на дороге в одиночестве. Ее дополняют знак или особый светофор. Именно они определяет особенности перемещения транспорта на участке:
- Если на светофоре горит красный крестик, ехать по отделенной 1.9 полосе нельзя. Сигнал означает, что она в данный момент предназначена для встречного потока, а пересекать разметку запрещается.
- Если на светофоре включен зеленый, двигаться по реверсивному ряду можно. В данном случае он отводится для попутного направления.
- Пересекать 1.9 следует обязательно тем, кто в момент отключения светофора или загорания на нем красного был на предназначенной для разнонаправленного передвижения полосе. Им нужно перестроиться вправо и продолжить ехать там.
- Если светофор не работает, пересекать находящуюся в центре разметку запрещено. Здесь она играет роль двойной сплошной, так как разделяет потоки едущих навстречу друг другу машин.
- При тех же обстоятельствах 1.9 пересекать можно, но только когда она находится справа от ТС. Это же разрешается и при отсутствии светофора.
Преимущества и недостатки
У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:
- обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
- отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
- серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
- обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.
Недостатками являются:
- повышенный риск аварий и ДТП;
- требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
- невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).
Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.
Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.
Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.
Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.
С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.
Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.
В данном случае нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
- Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.
Реверсивное движение обозначается белой стрелкой с двумя наконечниками вверх и вниз на синем фоне. Соответственно, этот же знак, но перечеркнутый красной линией, говорит об окончании реверсивной полосы.
О приближении к данной полосе сообщает табличка с указанием числа метров до нее. К примеру, реверсивный ряд находится за пятьсот метров. Следовательно, знак с белой двусторонней стрелкой и ниже табличкой с цифрой 500 м на белом фоне устанавливаются в полукилометре от начала полосы.
Стоит отметить, что зона действия знака «реверсивное движение» может включать в себя перекрестки. О завершении дороги с данным типом перемещения гласит лишь знак «Конец реверсивного движения».
Если вы нарушите правила проезда перекрестка, где имеется РД, тогда отделаетесь стандартным штрафом в размере 500 рублей.
Но вот выезжать за пределы разметки не стоит. Когда разрешающих сигналов нет, а вы все равно вылезли на полосу реверса, будьте готовы заплатить 5 тысяч рублей, либо отдать свои права на 6 месяцев.
Также не рекомендуется объезжать препятствия, выполняя при этом даже кратковременный выезд на РД. Иначе расстанетесь с 1-1,5 тысячами рублей.
Как вы можете наглядно видеть, нарушать правила, связанные с реверсивным движением, крайне невыгодно. Это существенно бьет по карману. Но и заставляет в последующем не совершать столь опасные маневры.
Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:
- Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
- Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
- Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.
Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.
Некоторые особенности применения реверса
Кроме вышеописанных правил, реверсное движение также предполагает использование следующих норм:
- совершать обгоны других участников движения во время проезда по реверсному отрезку можно только соблюдая действующие правила дорожного движения;
- если водитель выезжает на реверсивный участок, который имеет специальное ограничение, указанное отметкой, или если загорелся сигнал светофора красного цвета – маневр расценивается дорожной полицией как выезд на встречную полосу;
- разворот на реверсивном участке может осуществляться только при наличии специальной разметки и второй полосы движения.
Похожее Какие машины воруют чаще всего?
Эти особенности нужно знать каждому владельцу автомобиля, ведь участков с реверсивными полосами будет становиться с каждым годом все больше и больше.
Преимущества и недостатки
У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:
- обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
- отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
- серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
- обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.
Недостатками являются:
- повышенный риск аварий и ДТП;
- требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
- невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).