Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полис ОСАГО в отношении потерпевших действует всегда. Однако если окажется, что застрахованный нарушил правила договора, страховщик имеет право применить к нему регресс — то есть взыскать всю сумму, которую получила потерпевшая сторона. До недавнего времени страховщики объясняли: если ДТП произошло с автомобилем без техосмотра из-за технической неисправности, например, нерабочих тормозов, такому виновнику аварии грозил регресс. Теперь же они предупредили: если авария произойдет из-за технических проблем, вероятность выставления регресса все-таки есть. Об этом, в частности, рассказал генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО
Законодательными актами утверждены правила выдачи полиса ОСАГО. Транспортное средство перед заключением полиса должно пройти технический осмотр. Документ, выдаваемый по итогам техосмотра, свидетельствует о том, что ТС соответствует требованиям безопасности при езде на дорогах с множеством участников.
Но существуют ситуации, когда страховщик обязан оформить ОСАГО без прохождения техосмотра.
Он должен это сделать, если страхуется:
- мототранспорт, легковые и грузовые автомобили (до 3,5 тонн), прицепы, полуприцепы не старше 3 лет. Данные транспортные средства считаются новыми и не подлежат осмотру. При этом отсчет до даты первичного осмотра ведется годами, даты получения ПТС и покупки не учитываются;
- автомобиль, который не прошел регистрацию, но владелец желает доехать к месту регистрации транспортного средства. Федеральным законом предусмотрено, что собственник может оформить полис ОСАГО без техосмотра на период не более 20 дней, которые даются для следования в желаемое отделение ГИБДД. Это правило распространено на ситуации следования к месту проведения первичного и повторного осмотра.
Если с новыми транспортными средствами все понятно, то старый транспорт обязательно проходит процедуру техосмотра. Собственник, оформивший полис на небольшой период (до 20 дней), при регистрации автомобиля должен предоставить действующую страховку ОСАГО со сроком страхования 1 год.
Как правило, это можно сделать в организациях, расположенных поблизости с МРЭО ГИБДД. Они предлагают услуги быстрого прохождения техосмотра и последующего оформления полиса автогражданки.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Можно ли купить полис ОСАГО без диагностической карты?
У водителей есть возможность получить полис автогражданского страхования без прохождения ТО и в рамках закона. Официально автостраховку выдают исключительно для новых автотранспортных средств, не эксплуатирующихся в качестве такси, либо прицепов грузоподъёмностью до 3,5 тонны (вне зависимости от года выпуска). В этих случаях полис гарантированно имеет полную законную силу, предусматривает регрессные выплаты участникам ДТП. Таким образом, автовладелец может получить е-ОСАГО, то есть или заключить договор в офисе без диагностической карты и эксплуатировать авто (или прицеп) в течение всего срока действия договора страхования, будучи финансово защищённым в случае ДТП.
В остальных ситуациях прохождение техосмотра обязательно.
Нет, техосмотр не отменили. Обязанность проводить технический осмотр у автовладельцев так и осталась.
Страховые компании уже длительное время пытались добиться «отвязки» ТО от ОСАГО, т.к. на плечах страховщиков лежала проверка наличия ТО у автомобиля. Их доводы были услышаны, ТО и ОСАГО разделили друг от друга.
Автовладельцев это не может не радовать, т.к. больше не нужно искать станцию техобслуживания, ждать в очереди и тратить время на прохождение ТО перед покупкой полиса. Это раньше недобросовестные страховщики продавали диагностическую карту без осмотра. Но введение с 1 марта 2021 года фотофиксации при прохождении технического осмотра остановило продажи таких карт, из-за чего на станциях начали появляться очереди (время прохождения ТО одного легкового автомобиля составляет 30 минут).
Поэтому с 22 августа можно будет сначала оформить полис, а потом пройти ТО – в любое удобное время.
Практика показывает, что многие автовладельцы могут пользоваться довольно продолжительное время поддельным и незарегистрированным полисом ОСАГО, но только до тех пор, пока они по воле случая не становятся участниками ДТП. От этого, увы, не застрахован никто. И здесь уже неважно, кто стал провокатором аварии. За дело берутся юристы страховых компаний, которые тщательно проверяют документы автовладельцев и обязательно докажут факт мошенничества клиента при оформлении полиса.
Если обнаружится, что у одного из участников ДТП отсутствует, просрочена или недействительна диагностическая карта, то выплаты по его полису не будут производиться. Страховые компании вправе расторгнуть соглашение с клиентом в одностороннем порядке, если полис приобретён без настоящего ТО.
Даже если эта же страховая и выдала водителю такой полис, доказать это будет почти невозможно и вся вина падёт на страхователя.
Важно! Водитель с поддельным ОСАГО без настоящей диагностической карты будет признан виновным в любом ДТП, и все выплаты по аварии лягут на его плечи. Страховая компания в данном случае самоустраняется.
Как часто нужно проходить техосмотр
Все автомобили младше четырех лет освобождены от необходимости проходить техосмотр. Срок увеличился на один год, раньше в правилах было прописано 3 года. Владелец автомобиля, находящегося в возрасте от 4 до 10 лет, должен проходить технический осмотр один раз в два года. Прежние требования колебались в промежутке от 3 до 7 лет. Автомобили старше 10 лет обязаны проходить техосмотр каждый год. Эти все сроки также касаются механизмов в виде мотоциклов, прицепов, грузового транспорта массой до 3,5 тонн.
Автомобили, работающие в такси, обязаны проходить техосмотр ежегодно. Независимо от возраста автомобиля также ежегодно подвергаться техническому осмотру будут автобусы, грузовики с массой выше 3,5 тонн, учебные автомобили младше 5 лет. Если учебные автомобили будут возрастом старше 10 лет, техосмотр им положено проходить раз в 6 месяцев.
Можно ли купить ОСАГО без ТО в 2020 году?
Согласно действующему законодательству, на четыре года от обязательного техосмотра освобождаются новые легковые автомобили. Следовательно, в течение четырех лет с момента первой покупки такой машины ОСАГО можно оформлять без диагностической карты.
Не нужен ТО и для оформления транзитной страховки (на 20 дней), необходимой для перегона машины с одной территории на другую.
Для остальных автовладельцев на государственном уровне была разработана своеобразная карантинная программа поддержки, благодаря которой с марта по сентябрь они могут оформить «автогражданку» не выходя из дома. Таким образом, из-за карантина в 2020-м году автомобилисты могут в режиме онлайн купить полис ОСАГО без техосмотра (ТО) и последующего получения диагностической карты.
В электронном формате каждый может купить полис по наиболее выгодной цене, изучив предложения разных страховых компаний. После получения документа на электронную почту его следует распечатать и иметь при себе в автомобиле, поскольку многие инспекторы дорожной полиции по-прежнему продолжают требовать от водителей е-ОСАГО на бумажном носителе, отказываясь принимать полис на экране смартфона.
Последствия использования авто без техосмотра
Чем может обернуться езда на автомобиле с просроченным или отсутствующем техосмотром:
- С марта 2022 года за эксплуатацию авто с просроченной диагностической картой предусмотрен штраф —2000 рублей. Нарушения будут фиксироваться камерами и сотрудниками ДПС. Выписывать штраф за данное правонарушение разрешено 1 раз в сутки. Посчитать, что “выгоднее”, думаем не составит труда: пройти техосмотр, и получить диагностическую карту на автомобиль для физ.лица стоит от 1500 до 3000 рублей (в зависимости от региона и категории авто) . За 3 дня езды без ТО — размер штрафов 6 000 рублей. То есть экономия сомнительная.
Для тех, кто, считает, что до марта следующего года “можно расслабиться” и отложить прохождение ТО, есть еще одна новость:
- Уже вступили поправки к 40-ФЗ “Об ОСАГО”. Страховым компаниям разрешили предъявлять регресс (требование возместить страховщику сумму ущерба, выплаченную пострадавшей стороне) к виновнику аварии, если на момент ДТП диагностическая карта отсутствует или просрочена. И, хотя, такое право у страховщика возникает только если причиной дорожного происшествия стала техническая неисправность ТС, риск слишком велик. Напомним, что максимальный размер выплат по полису ОСАГО — 400 тыс. рублей на ремонт авто и 500 тыс. рублей на одного пострадавшего, если вред причинен жизни и здоровью людей.
Как получить полис без прохождения техосмотра
Если у вас нет диагностической карты из-за того, что вы освобождены от техосмотра, то вам нужно предоставить документ, подтверждающий это освобождение. В случае с покупкой нового автомобиля это будет договор купли-продажи. Остальные документы и порядок оформления страховки остаются прежними.
Если вы покупаете новый автомобиль, то оформить ОСАГО онлайн вы не сможете, так как данных о машине еще нет в РСА. Вам придется обращаться в отделение страховой компании, чтобы получить бумажный полис.
Если срок диагностической карты истекает сразу после окончания срока действия полиса ОСАГО, то вы можете пройти техосмотр досрочно. Новый полис будет оформлен по новой карте. Новый период будет отсчитываться от даты досрочного погашения.
Ранее обязательное страхование автогражданской ответственности было только добровольным. Но с ростом количества машин на дороге и появления серьезных аварий, которые заканчивались смертельными случаями, государства Европы ввели эту страховку как обязательную.
Поэтому многие автовладельцы стали интересоваться, как получить выплаты по ОСАГО без техосмотра. ОСАГО было введено во всех развитых странах мира с целью создания определенных финансовых гарантий.
К тому же это неплохой стимул для соблюдения дорожных правил и уменьшения опасных ситуаций по вине водителей.Сущность обязательного страхования состоит в том, что страховка выплачивается тем лицом, который был признан главным виновником ДТП.
Такой полис имеет определенный установленный законом лимит. Страховка ОСАГО помимо пострадавшего автовладельца распространяется также на пассажиров, находившихся в салоне, которые получили телесные повреждения.
Полис ОСАГО обязательно должен быть оформлен у каждого автовладельца. Его отсутствие влечет за собой административную ответственность, которая оговорена в законе и приводит к уплате штрафа.
Чтобы не произошло на дороге, при любых нарушениях правил и причинения ущерба государственному или частному имуществу, требуется присутствие представителей закона.
Для получения страховки по полису ОСАГО необходимо иметь протокол, составленный сотрудником ГИБДД. Но участники ДТП также могут заполнить европротокол, не обращаясь к сотрудникам дорожной полиции.
Европротокол – это специальный документ, который может быть заполнен водителями, являющимися участниками дорожной аварии без вызова ГИБДД.
Такой вид оформления ДТП допускается только в строгих обстоятельствах:
- если нет сильно травмированных или погибших пассажиров и ущерб нанесен только частному имуществу;
- в дорожном происшествии участвуют только два автовладельца;
- все участники имеют обязательный действующий полис автострахования;
- оба водителя согласны на подписание документа;
- сумма ущерба не больше 25 тысяч рублей;
- водители находятся в трезвом состоянии.
По полису ОСАГО может быть выплачена страховка, не превышающая четыреста тысяч рублей. На восстановление имущества полагается не более ста шестидесяти тысяч, а остальная сумма идет на возмещение причиненного ущерба здоровью.
Если авария повлекла более существенные потери и ОСАГО не может возместить весь причиненный ущерб, то пострадавшим выплачивают компенсацию по отдельно заключенным добровольным страховым полисам.
За и против незаконной покупки
К весомым аргументам для приобретения диагностической карты относятся:
- значительное сокращение временных и денежных затрат;
- исключение нервных ситуаций, связанных с придирками операторов ТО к незначительным повреждениям автомобиля;
- оформление техосмотра тюнингованных автомобилей с нарушенной конструкцией, изменением гидравлики, тонированными фарами, отсутствующим бачком-омывателем и т.д.;
- оформление на автомобили с газобаллонным оборудованием без соответствующего паспорта;
- нет необходимости в наличии огнетушителя и знака аварийной остановки;
- возможность проверки организации в базе ЕАИСТО, РСА, и оформления с устройства с выходом в интернет.
Среди недостатков владельцу автомобиля грозит:
- изъятие страховки сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- наложение штрафа этим органом;
- отказ страховщика в выплате при дорожно-транспортном происшествии;
- уголовное наказание по ст. 204 и 327;
- при обнаружении ошибок в диагностической карте полис обязательного страхования становится недействительным, и на водителя налагается административный штраф по ст. 12.1 ч.2 КоАП.
Примечание! Указанные последствия только подтверждают необходимость в покупке диагностической карты у проверенных операторов ТО.
Технический осмотр транспортного средства – это проверка исправности и безопасности агрегатов автомобиля, а также соответствие их состояния Приложению №1 Правил проведения ТО.
Если до 2012 года контроль исправности авто был однообразен и с 90-х годов не претерпевал никаких изменений, то с этого периода техосмотр механизмов проходит с нововведениями. В частности, исправное техническое состояние авто теперь подтверждается не талоном, а диагностической картой.
Не стоит считать технический осмотр пережитком советского прошлого. Аналогичные требования к транспортным средствам выдвигаются и за рубежом. При пересечении границы любой водитель обязан предъявить действующую диагностическую карту. Без нее автолюбителя вернут в страну прибытия.
Кроме того, доказать исправности машины без подтверждающего документа крайне сложно – водитель транспортного средства рискует быть признанным виновником дорожного происшествия.
Зачем нужен технический осмотр автомобиля?
Помимо новой формы, поменялась и основная цель прохождения техосмотра. Ранее изначально выдавался страховой полис, а потом, имея на руках данный документ, можно было получить талон техосмотра. Сейчас же все в точности до наоборот. Теперь карта ТО необходима для оформления ОСАГО. Страховые компании прекратили выдачу полисов без наличия действующего документа. Они хотят быть уверенными, что эксплуатируемый автомобиль полностью исправен.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для обычных водителей прохождение технического осмотра в основном необходимо для оформления страхового полиса. В иных случаях отсутствие действующей диагностической карты ни на что не влияет.
Согласно федеральному закону, для новых автомобилей в течение первых трех лет не требуется прохождение техосмотра. Данное постановление относится к следующим транспортным средствам:
- Легковые и грузовые автомобили, прицепы, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонны.
- Мототранспортные средства.
При приобретении нового автомобиля предыдущего года вы получаете (хоть и формально) подержанный автомобиль, у которого начался второй год эксплуатации. Поэтому необходимо помнить, что первый техосмотр надлежит пройти не через три года, а через два.
Техосмотр автомобиля – требование международной конвенции. Поэтому при поездке за территорию России следует иметь в виду, что диагностическая карта может понадобиться даже на новую машину. Не все страны при пересечении границы контролируют наличие документов, подтверждающих соответствующую проверку, но при возникновении подозрений, что автомобиль неисправен, могут сами проверить его техническое состояние. В случае обнаружения неполадок придется развернуться и поехать обратно в Россию.
Проверяют ли тех-карту при ДТП по ОСАГО и чем грозит просроченный техосмотр
Автострахование позволяет покрывать ущерб, нанесенный при аварии. Поэтому сотрудник страховой фирмы заключает договор страхования с подтверждением надлежащего технического состояния авто. После покупки полиса ОСАГО ездить с актом диагностики не обязательно.
Статья по теме: Особенности страхования ответственности ОСАГО
Автоинспектор при плановой проверке на дороге на основании ПДД п.2.1.1, не выясняет просрочен техосмотр или нет, если произошло дорожно-транспортное происшествие, а спрашивает наличие:
- ПТС;
- регистрационного свидетельства;
- полиса страхования;
- водительского удостоверения на право управления ТС.
Даже при ДТП сотрудники ДПС не вправе затребовать подтверждения прохождения техосмотра у автолюбителей. Это положение не касается водителей коммерческих автомобилей, которые должны возить полную комплектацию. При отсутствии действительной диагностики возникает административная ответственность на основании КоАП РФ ст. 12.1.
В момент расследования автодорожного происшествия, нужна ли диагностическая карта при ДТП? Специалисты правоохранительных органов проведут проверку всех участников на наличие у них страховки и технических осмотров, которые теперь выдают в электронном виде. Базы данных юридических ведомств подделать невозможно и любая фальсификация будет подтверждена.
Как было отмечено ранее, при оформлении ОСАГО без диагностической карты автовладелец будет нести некоторые риски. Конечно, с должным везением ничего не случиться, но что потенциально может быть, учитывать точно стоит.
Итак, наиболее серьезными последствиями оформления полиса без техосмотра следующие:
- Отказ в получении компенсации при аварии от страховщика, ведь автовладелец не сможет доказать нормальность функционирования своего автомобиля даже через суд, так как техосмотр пройден не был. Страховой компании намного проще заплатить небольшой штраф за нарушение закона порядка выдачи ОСАГО, чем возмещать ущерб, полученный при аварии.
- Быть пойманным сотрудниками ГИБДД за незаконное оформление ОСАГО. Однако на практике подобные случаи – редкость, поэтому намного целесообразней бояться последствия, указанного ранее.
Условия договора ОСАГО
При оформлении страховки технический осмотр транспортного средства обязателен. Далее происходит составление диагностической карты, и только после этого оформляется страховой полис. Но законодательство имеет серьезный пробел. После произошедшего ДТП, ни одна страховая компания, ни в праве отказать в компенсационной выплате, из-за отсутствия диагностической карты.
Но, автовладелец не сможет доказать, что его автомобиль был технически исправен и, без доказательства исправности машины, может стать виновным в происшествии. А для доказательства своей правоты, автовладельцу придется обратиться в судебные инстанции.
Для успешного решения вопроса, придется привлечь юриста, специализирующегося на автомобильной тематике. Хотя, суд часто принимает сторону страхователя.