Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представительства и филиалы иностранных юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формы ведения бизнеса на территории России зарубежными организациями могут быть различными. Иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал в России или же обходиться без него, к примеру, нанимая физическое лицо-резидента РФ, подписывая договоры напрямую с контрагентами из России и т. д.
Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией
Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.
Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:
- инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
- услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.
Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:
- при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
- оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.
Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.
Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.
Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.
Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:
- услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
- услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
- услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
- услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
- услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).
Оптимальная форма ведения бизнеса иностранной компанией в России
Имеется также вариант открытия дочерней фирмы-резидента и ведения бизнеса через нее. Грамотный выбор формы организации предпринимательства поможет избежать убытков, связанных с уплатой налогов, суммы которых могли быть ниже, или уплаты которых можно было вовсе избежать.
Общими характеристиками филиалов и представительств зарубежных организаций в РФ являются:
- существуют в форме обособленного подразделения отдельно от головной фирмы и функционируют в согласии с ее нормами;
- головная компания отвечает в финансовом плане за их действия;
- руководство наделяется полномочиями зарубежной компанией-учредителем в объемах, прописанных в выписанной на них доверенности;
- пользуются долей имущества головной фирмы, учитываемого раздельно от компании;
- не обладают самостоятельной правоспособностью, не признаются юридическими лицами и совершают действия от имени компании-учредителя;
- создаются и ликвидируются по решению головного офиса;
- не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.
Несмотря на большое количество общих моментов, представительство и филиал – не одно и то же. Филиал иностранной фирмы отличается более широким списком функций по сравнению с представительством, поскольку он имеет полномочия не только на представление интересов компании и их защиту, но и на осуществление той же хозяйственной деятельности, что и иностранный учредитель.
Проведем сравнительный анализ налогообложения различных форм деятельности зарубежной организации.
Форма деятельностиНДСНалог на прибыльЕСННалог на имущество
Дочерняя фирма | Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН. | 24% (можно выбрать УСН – 6 %, 15 %). Объект обложения налогом – доходы, полученные через филиалы на территории России (можно учитывать выручку и расходы, возникшие за границей, но имеющие отношение к работе филиала), минус затраты этих филиалов | Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН |
Постоянное представительство (филиал, отделение, бюро, агентство, контора и т. п.) | Исчисляется на общем основании, имеются нюансы относительно обложения налогом услуг | 0.24 | Исчисляется на общем основании |
Без постоянного представительства | Входящий удерживается налоговым агентом с облагаемого НДС дохода. Исходящий – 0 % | С выручки от предпринимательства не удерживается. В остальных случаях удерживается налоговым агентом (до 20 %) | Нет (фирма не является налогоплательщиком) |
Основные этапы создания иностранного представительства в РФ
Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями в России представляется довольно долгим и сложным и состоит из следующих этапов:
- подготовка необходимой документации;
- обращение в орган, имеющий полномочия на аккредитацию компаний с выбранным направлением деятельности, подача документов (процедура включает и заверение численности иностранного персонала Торгово-промышленной палатой);
- ожидание выдачи разрешения на учреждение представительства и свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
- изготовление печати;
- обращение в налоговые органы для постановки на учет (например, чтобы открыть представительство в Москве, нужно обратиться в МИФНС № 47 г. Москвы);
- получение документа о постановке на учет в статистическом регистре Росстата;
- постановка на учет во внебюджетных фондах;
- открытие банковского счета и оповещение об этом налоговой службы.
Оптимальная форма ведения бизнеса иностранной компанией в России
Формы ведения бизнеса на территории России зарубежными организациями могут быть различными. Иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал в России или же обходиться без него, к примеру, нанимая физическое лицо-резидента РФ, подписывая договоры напрямую с контрагентами из России и т. д.
Имеется также вариант открытия дочерней фирмы-резидента и ведения бизнеса через нее. Грамотный выбор формы организации предпринимательства поможет избежать убытков, связанных с уплатой налогов, суммы которых могли быть ниже, или уплаты которых можно было вовсе избежать.
Общими характеристиками филиалов и представительств зарубежных организаций в РФ являются:
- существуют в форме обособленного подразделения отдельно от головной фирмы и функционируют в согласии с ее нормами;
- головная компания отвечает в финансовом плане за их действия;
- руководство наделяется полномочиями зарубежной компанией-учредителем в объемах, прописанных в выписанной на них доверенности;
- пользуются долей имущества головной фирмы, учитываемого раздельно от компании;
- не обладают самостоятельной правоспособностью, не признаются юридическими лицами и совершают действия от имени компании-учредителя;
- создаются и ликвидируются по решению головного офиса;
- не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.
Несмотря на большое количество общих моментов, представительство и филиал – не одно и то же. Филиал иностранной фирмы отличается более широким списком функций по сравнению с представительством, поскольку он имеет полномочия не только на представление интересов компании и их защиту, но и на осуществление той же хозяйственной деятельности, что и иностранный учредитель.
Проведем сравнительный анализ налогообложения различных форм деятельности зарубежной организации.
Форма деятельности | НДС | Налог на прибыль | ЕСН | Налог на имущество |
---|---|---|---|---|
Дочерняя фирма | Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН. | 24% (можно выбрать УСН – 6 %, 15 %). Объект обложения налогом – доходы, полученные через филиалы на территории России (можно учитывать выручку и расходы, возникшие за границей, но имеющие отношение к работе филиала), минус затраты этих филиалов | Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН | |
Постоянное представительство (филиал, отделение, бюро, агентство, контора и т. п.) | Исчисляется на общем основании, имеются нюансы относительно обложения налогом услуг | 0.24 | Исчисляется на общем основании | |
Без постоянного представительства | Входящий удерживается налоговым агентом с облагаемого НДС дохода. Исходящий – 0 % | С выручки от предпринимательства не удерживается. В остальных случаях удерживается налоговым агентом (до 20 %) | Нет (фирма не является налогоплательщиком) |
Основные этапы создания иностранного представительства в РФ
Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями в России представляется довольно долгим и сложным и состоит из следующих этапов:
- подготовка необходимой документации;
- обращение в орган, имеющий полномочия на аккредитацию компаний с выбранным направлением деятельности, подача документов (процедура включает и заверение численности иностранного персонала Торгово-промышленной палатой);
- ожидание выдачи разрешения на учреждение представительства и свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
- изготовление печати;
- обращение в налоговые органы для постановки на учет (например, чтобы открыть представительство в Москве, нужно обратиться в МИФНС № 47 г. Москвы);
- получение документа о постановке на учет в статистическом регистре Росстата;
- постановка на учет во внебюджетных фондах;
- открытие банковского счета и оповещение об этом налоговой службы.
ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не раскрывает понятие представительство иностранной организации. Определение понятия представительство раскрывается в ГК РФ. Данное определение применимо и к представительствам иностранной организации на основании ч.1 ст. 2 ГК РФ. В данной статье сказано, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием… иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Иное ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не предусмотрено. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.).
Соответственно, учитывая положения ГК РФ, мы можем сказать, что представительством иностранной организации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч.1 ст. 2; ч.1 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, деятельность филиала, как указано выше, шире, чем деятельность представительства. Представительство выполняет только функции представления и защиты интересов головной организации.
Что касается процедуры аккредитации представительства, то она соответствует процедуре аккредитации филиала – по перечню документов, предоставляемых для государственной аккредитации, размеру государственной пошлины, перечню документов, выдаваемых по завершении процедуры аккредитации.
Внесение в реестр филиалов и представительств международных организаций
Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации предоставляет государственную услугу по принятию решения о внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Информация о государственной услуге размещена в соответствующем разделе официального сайта Минюста России.
Порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций определен Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.
- Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в указанном федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.
- Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.
- Правоспособность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации возникает со дня внесения в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации.
При этом филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
- Федеральным законом «О некоммерческих организациях» установлена ответственность структурных подразделений в случае нарушения ими действующего законодательства.
- Так, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, Минюст России вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
- В случае непредставления структурным подразделением в установленный срок предусмотренной отчетности, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств либо ликвидировано (применительно к отделениям).
- Структурное подразделение может быть также исключено из реестра филиалов и представительств в случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в порядке отчетности сведениям.
В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» Минюст России направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.
Кроме того, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Минюст России вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.
Когда филиал может самостоятельно заключать договоры
Важно! Филиалы компании полностью или частично выполняют функции компании, а значит могут заключать сделки с разными партнерами. Но возможно это только если они выступают как представители компании.
Выделяют некоторые условия, при соблюдении которых филиал вправе самостоятельно заключать договора:
- У руководителя должна быть доверенность на совершение определенных видов сделок.
- В уставе компании, либо иными внутренними документами компании, должна предусматриваться возможность заключения сделок. Это связано с тем, что деятельность организации регламентируется уставом (иными локальными документами), а значит в них должна содержаться возможность заключения соглашения руководителем филиала.
Только в том случае, если будут соблюдаться все указанные выше условия, заключенные руководителем подразделения договоры будут иметь юридическую силу.
Как открыть представительство
Порядок действий при открытии представительства (филиала) регламентирован статьей 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ. В обязательном порядке представительство должно получить аккредитацию.
Алгоритм действий следующий:
- Принять и утвердить решение об открытии филиала (представительства) на территории РФ.
- В течение года составить заявление на получение аккредитации (форма 15АПФ) и заверить в Торгово-промышленной палате РФ соответствующую страницу заявления о количестве иностранцев, которые будут работать в данном представительстве (филиале).
- Представить в территориальный отдел ФНС указанное заявление и необходимые документы.
Для представительств юридических лиц, функционирующих в сфере гражданской авиации, и кредитных организаций действует иной порядок. Регламент получения аккредитации в области гражданской авиации утвержден Приказом Минтранса России от 06.02.2013 № 25. Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями установлен банковским законодательством, процедура осуществляется Центральным банком РФ.
Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?
Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.
Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.
Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.
В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.
Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.
Особенности налогового учета представительств иностранных организаций
Специально для Клерк.Ру
В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).
Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:
- осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
- получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),
регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.
При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.
Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».
Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):
- выполняемых в РФ функций,
- используемых активов,
- принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:
- филиал,
- представительство,
- отделение,
- бюро,
- контора,
- агентство,
- любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),
через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:
- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).
Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:
- если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
- если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Заключение контракта с иностранной фирмой
Немало трудностей вызывает определение места реализации товаров или услуг. По общему правилу место реализации определяется «по продавцу». Но есть ряд исключений, когда место реализации работы (услуги) определяется «по покупателю».
Они перечислены в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Подводя итог, следует отметить, что взаимодействие с иностранными компаниями налагает определенную ответственность на организации, действующие в юрисдикции российского налогового законодательства, и непрофессиональная подготовка контракта с иностранной фирмой может повлечь самую серьезную ответственность для субъектов коммерческой деятельности. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность налогового агента за неудержание или несвоевременное удержание соответствующих выплат в бюджет. При этом согласно пункту 5 статьи 108 Налогового кодекса РФ привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
Недоимка и пеня в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке, а штраф в судебном порядке, предусмотренном статьей 104 Налогового кодекса РФ. Кроме того, за неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена уголовная ответственность ст. 199. 1.
Уголовного кодекса РФ. Действующие международные соглашения регламентируют, как правило, применение льготных налоговых режимов, однако основная их часть содержит положения о налогах на доходы, налогах на имущество. Уплата косвенных налогов, в том числе НДС, как правило, осуществляется в рамках действующего российского законодательства.
Учитывая тот факт, что любая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового/гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг признается как трудовая деятельность, то в соответствии с п. 4 ст. 13, 115-ФЗ от 25. 07. 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ). Отдельно хотелось бы сказать о привлечении к трудовой деятельности безвизовых сотрудников филиалов и представительств по патенту.
115-ФЗ от 25. 07. 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, имеющих патент, могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы и прочие, при этом указанным пунктом не предусматривается право привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Вместе с тем, положение данной статьи не ограничивает права иностранных юридических лиц на привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, имеющих патенты, при условии правильно составленного трудового/ гражданско-правового договора от иностранного юридического лица. В п. 2 и п. 3 ст.
13, 115-ФЗ определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ могут юридические лица при наличии указанных выше разрешительных документов, при этом нет четкого указания: российские или зарубежные. Из этого можно сделать вывод, что это также распространяется на иностранные компании, которые, действуя через филиалы и представительства, обязаны оформить на себя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешения на работу сотрудников. Так как представительства и филиалы иностранного юридического лица не признаются российским законодательством в качестве отдельного юридического лица (п. 3, ст.
55, ГК РФ), работодателем для сотрудников филиалов и представительств является иностранная головная компания.
Заключение договора филиалом
При подписании договора с филиалом проверьте полномочия директора 24 июля Распечатать Обособленные подразделения Руководитель Можайского филиала московского ООО 22 января г. Однако ООО отказывается оплатить в порядке предоплаты поставку, обратив внимание поставщика на то, что в договоре поставки содержится указание о том, что руководитель филиала действует на основании Положения о филиале и приказа Директора ООО. Однако последний не поручал руководителю филиала приобретать станки.
Владимир Не все руководители юридических лиц и их филиалов, представительств имеют четкие представления об особенностях правового статуса и взаимоотношений юридического лица с его обособленными подразделениями. Такое недопонимание рано или поздно приводит к нарушению законодательства, и у юридического лица возникает масса проблем. Трудности появляются и у партнеров по бизнесу, которые сотрудничали непосредственно с обособленными подразделениями.
Re: может ли филиал заключать договор? Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности пункт 3 статьи Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала представительства должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале представительстве и т. При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала представительства от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала представительства на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала представительства при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.