Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.

4.2 Требования к рулевому управлению

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается .

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений :

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы

10°

— автобусы

20°

— грузовые автомобили

25°.

ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт не распространяется на автотранспортные средства (АТС), максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС

Название на англ.: Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for technical conditions and methods of inspection
Тип документа: стандарт
Статус документа: действующий
Число страниц: 42
Дата актуализации текста: 01.08.2013
Дата актуализации описания: 01.08.2013
Дата издания: 01.03.2010
Дата введения в действие: 01.01.2002
Дата последнего изменения: 22.05.2013
Переиздание: переиздание с поправками и изм. 1

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание.

На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;

на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);

на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Читайте также:  Госпошлина о восстановлении срока для принятия наследства

4.2 Требования к рулевому управлению

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается .

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений :

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы

10°

— автобусы

20°

— грузовые автомобили

25°.

4.7 Требования к прочим элементам конструкции

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего вида согласно таблице 10 , а также стеклами, звуковым сигнальным прибором и противосолнечными козырьками.

Таблица 10 — Требования к наличию зеркал заднего вида на автотранспортных средствах

Категория АТС

Характеристика зеркала

Класс зеркала

Число и расположение зеркал на АТС

Наличие зеркала

M 1 , N 1

Внутреннее

I

Одно внутри

Обязательно только при наличии обзора через него

Наружное основное

III (или II )

Одно слева

Обязательно

Одно справа

Обязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях — допускается

м 2 , м3

Наружное основное

II

Одно справа, одно слева

Обязательно

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа

Допускается

Наружное бокового обзора

V *

N 2 (до 7,5 т)

Наружное основное

II (или III на одном кронштейне с зеркалом класса IV )

Одно справа, одно слева

Обязательно

Внутреннее

I

Одно внутри

Допускается

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа

Наружное бокового обзора

V *

N 2 (св. 7,5 т), N 3

Наружное основное

II (или III на одном кронштейне с зеркалом IV — только для N 2 )

Одно справа, одно слева

Обязательно

Наружное широкоугольное

IV

Одно справа

Наружное бокового обзора

V *

Внутреннее

I

Одно внутри

Допускается

* Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности.

4.1.1а Рабочуютормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения иустойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательнуютормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам1а, 1б.

Таблица1а — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС приторможении при проверках на роликовых стендах

Наименование показателя Тормозная система
рабочая запасная стояночная
без АБС или с АБС с порогом отключения выше скорости стенда с АБС с порогом отключения ниже скорости стенда
Эффективность торможения Устойчивость АТС при торможении Эффективность торможения Устойчивость АТС при торможении
Удельная тормозная сила + + +
Относительная разность тормозных сил колес оси +
Блокирование колес АТС на роликах или автоматическое отключение стенда вследствие проскальзывания колес по роликам* + + +
* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.

4.7.1 АТС должно быть укомплектовано зеркалами заднего видасогласно таблице 10, а также стеклами, звуковым сигнальным прибором ипротивосолнечными козырьками.

Таблица 10 — Требования к наличию зеркал заднего видана автотранспортных средствах

Категория АТС Характеристика зеркала Класс зеркала Число и расположение зеркал на АТС Наличие зеркала
M1, N1 Внутреннее I Одно внутри Обязательно только при наличии обзора через него
Наружное основное III (или II) Одно слева Обязательно
Одно справа Обязательно при недостаточном обзоре через внутреннее зеркало, в остальных случаях — допускается
м2, м3 Наружное основное II Одно справа, одно слева Обязательно
Наружное широкоугольное IV Одно справа Допускается
Наружное бокового обзора V*
N2 (до 7,5 т) Наружное основное II (или III на одном кронштейне с зеркалом класса IV) Одно справа, одно слева Обязательно
Внутреннее I Одно внутри Допускается
Наружное широкоугольное IV Одно справа
Наружное бокового обзора V*
N2 (св. 7,5 т), N3 Наружное основное II (или III на одном кронштейне с зеркалом IV — только для N2) Одно справа, одно слева Обязательно
Наружное широкоугольное IV Одно справа
Наружное бокового обзора V*
Внутреннее I Одно внутри Допускается
* Зеркало должно располагаться на высоте не менее 2 м от уровня опорной поверхности.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.3.1 Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.

(Поправка, ИУС 11-2007)

4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда: — комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 6а; — комплектация АТС проводится в соответствии с 4.3.2.3.

Таблица 6а — Требования Правил; ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

Наименование внешних световых приборов

Цвет излучения

Число приборов на АТС

Наличие приборов на АТС в зависимости от категорий

Фара дальнего света

Белый

2 или 4

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О.

Фара ближнего света

Белый

2

Передняя противотуманная фара

Белый или желтый

2

Рекомендуется (для категорий М, N)

Фара заднего хода

Белый

1 или 2

Обязательно для категорий М, N, О2, О3, О4. Рекомендуется для категории О1

Указатель поворота

Передний

Желтый

2

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О

Задний

Желтый

2

Обязательно

Боковой

Желтый

2

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О

Фонарь сигнала торможения

Красный

2

Обязательно

Дополнительный сигнал торможения

Красный

1 или 2

Обязательно для категории М1, допускается для остальных категорий АТС

Передний габаритный огонь

Белый

2

Обязательно

Задний габаритный огонь

Красный

2

Обязательно

Задний противотуманный фонарь

Красный

1 или 2

Обязательно

Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями)

Передний

Белый

2

Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС

Задний

Красный

2

Боковой

Желтый

2

Боковой габаритный фонарь

Желтый (красный — при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения)

Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 м

Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова

Контурный огонь

Передний

Белый

2

Обязательно на АТС шириной более 2,1 м.

Задний

Красный

2

Рекомендуется для АТС шириной от 1,8 до 2,1 м и для грузовых автомобилей без кузова

Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака

Белый

1 или более

Обязательно

Дневной ходовой огонь

Белый

2

Рекомендуется для категорий М, N.

Запрещено для категорий О.

Опознавательный знак автопоезда

Желтый

1

Обязательно на авто­поездах

Переднее светоотражающее устройство (нетреугольной формы)

Белый

2

Обязательно для АТС категорий О и на АТС с убирающимися фарами.

Рекомендуется для других АТС

Боковое светоотражающее устройство нетреугольной формы

Передний

Желтый

Не менее двух с каждой стороны для АТС длиной более 6 м.

Допускается одно (спереди или сзади) для АТС длиной менее 6 м

Обязательно на АТС длиной более 6 м.

Рекомендуется для других АТС

Боковой

Желтый или красный, если сгруппирован с задним габаритным фонарем, задним контурным огнем, задним противотуманным фонарем, сигналом торможения или красным боковым габаритным фонарем

Заднее светоотражающее устройство

Нетреугольной формы

Красный

2

Обязательно для АТС категорий М и N.

Обязательно для АТС категорий О при группировании с другими задними приборами световой сигнализации

Треугольной формы

Красный

2

Обязательно для категорий О.

Запрещено для категорий М и N

Фонарь боковой

Белый

2

Рекомендуется

Контурная маркировка

Боковая

Белая или желтая

Один или несколько элементов

Запрещено для АТС категории М1.

Задняя

Красная или желтая

Рекомендуется для других категорий

Читайте также:  Институт наследования выморочного имущества

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.5.1 Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

— для легковых автомобилей и прицепов к ним — 1,6 мм;

— для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним — 1,0 мм;

— для автобусов — 2,0 мм.

Шина не пригодна к эксплуатации при:

— наличии участка беговой дорожки приведенных в 5.5.1.1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;

— появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.

4.5.2 Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

4.5.3 Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.

4.5.4 АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [2].

4.5.5 На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам II и Д**.

На передней оси магистральных тягачей с бескапотной компоновкой категорий N2, N3 и автобусов классов II и III применение восстановленных шин не допускается.

На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстановленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.

На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II, а на их задних осях, кроме того, еще и по классам Д**, III**.

* Определение классов автобусов — по приложению А.

** Определения классов восстановления шин по Правилам эксплуатации автомобильных шин [2].

На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.

4.5.6 Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.

Читайте также:  Водительские права для иностранных граждан в 2022 году (новый закон)

4.5.7 Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой не допускается.

4.5.8 Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.

4.5.9 При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса АТС. Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.

Сертификация АТС по ГОСТ Р 51709 — 2001

Как известно, автотранспорт в наше время — это отдельная отрасль экономики, которая оказывает огромное влияние на безопасность жизнедеятельности людей, экологию, и потому требует к себе особого отношения, соответствия определенным нормам госконтроля и методам регулирования, которые и обеспечивают эту безопасность.

Практикой доказано, что одним из методов воздействия на автомобильную промышленность является сертификация. Это процедура, по итогам проведения которой, независимо от производителя (продавца или исполнителя) и потребителя, органы Госстандарта дают письменное заключение о соответствии товара, изделия либо услуги установленным единым требованиям. Проведение данной процедуры необходимо для того, чтобы:

  • * защитить права потребителей от недобросовестных производителей/исполнителей;
  • * помочь потребителям в выборе нужной продукции/услуг;
  • * подтвердить качество изготовленной продукции;
  • * вести контроль за безопасностью предлагаемого продукта/услуги для жизни, имущества, здоровья и окружающей среды;
  • * создать условия деятельности организаций и предпринимателей на равных условиях, и для их участия в торговле за границей.

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *