Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата пенсии россиянам и белорусам при смене места жительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ
После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.
Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.
Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.
Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.
Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.
Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице
Год окончания срока медицинского или педагогического стажа |
Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа |
Год, когда можно выйти на пенсию |
2019 |
0,5 |
2019-2020 |
2020 |
1,5 |
2021-2022 |
2021 |
3 |
2024 |
2022 |
4 |
2026 |
2023 |
5 |
2028 |
Ошибки при оформлении пенсии для граждан Беларуси в России
Ошибка 1: перевод пенсионных отчислений, получаемых белорусами на Родине, в Россию без учета требований местного законодательства.
Ответ: Порядок определения условий для переоформления пенсии в РФ осуществляется в заявительном порядке белорусами, имеющими право на постоянное проживание. Для них необходимо с целью перевода платежей из-за рубежа соблюсти требования местного законодательства. К одному из них относится наличие достаточного количества баллов. На 2022 год их должно быть минимум 13,8. Каждый год требования повышаются. Расчет осуществляется с учетом стажа трудовой деятельности за границей и в РФ, отправленных в фонд страховых взносов, должности, образования. Также обязательно учитывать различия в наступлении возраста для выхода на пенсию по возрасту. Требуется и отказ от выплат на Родине такого же назначения предварительно перед получением в России.
Для оформления пенсии белорусам необходимо собрать следующие документы:
- национальный паспорт. Если он не на русском языке, необходим постраничный нотариально заверенный перевод паспорта;
- вид на жительство с отметкой о регистрации;
- выписка из лицевого счета в системе СПС;
- СНИЛС;
- трудовая книжка;
- справка, подтверждающая смену фамилии, имени и т.д. при наличии изменений;
- справка, подтверждающая инвалидность человека, если человек хочет получить пенсию по инвалидности;
- справка о наличии несовершеннолетних иждивенцев;
- заявление о социальных выплатах, оно подается за 3 месяца до наступления права на выплаты
С этим пакетом документов необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства или в отделение МФЦ по месту жительства. Подать документы можно самостоятельно, по почте, через интернет-портал Госуслуги или через официального представителя, у которого есть нотариально заверенная доверенность. Документы рассматриваются минимум 10 рабочих дней максимум три месяца. При отказе от начисления пенсии, можно пойти в суд и обжаловать этот отказ.
Минимальная пенсия в России в 2023 году. Как изменится минимальная пенсия в 2023 году?
Минимальная пенсия определяется с учетом социальной доплаты, которая полагается неработающему пенсионеру до уровня прожиточного минимума. При этом нужно учитывать два важных момента:
Во-первых, социальная доплата определяется исходя из величины регионального прожиточного минимума для пенсионеров, утвержденного на соответствующий год,
Во-вторых, федеральный прожиточный минимум, который ежегодно утверждается в том числе для пенсионеров, служит лишь пороговым значением, определяющим, за чей счет будут назначаться соцдоплаты: федерального или регионального бюджета.
Федеральный прожиточный минимум для пенсионеров на 2023 год составит 12 363 рубля.
Это значит, что в регионах, где прожиточный минимум будет ниже этой величины, будут назначать федеральную соцдоплату (через Социальный фонд России).
Регионы должны окончательно утвердить свои значения прожиточного минимума для пенсионеров на 2023 год до конца этого года.
Судя по тому, что федеральный прожиточный минимум увеличился на 3,3 % по сравнению с текущим значением, в регионах эта величина должна вырасти не меньше. Соразмерно увеличится и минимальная пенсия с учетом соцдоплаты.
Пенсионный балл и его стоимость
Понятие индивидуального пенсионного коэффициента появилось после проведения реформы пенсионной системы 2015 года. До этого основным законом, регулировавшим пенсионное обеспечение для трудящихся/трудившихся граждан, был ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно этому документу трудовая пенсия по старости рассчитывалась через так называемый пенсионный капитал — сумма страховых взносов, уплаченных работодателями за гражданина на протяжении всей его трудовой деятельности.
Однако вторая величина (ожидаемый период выплат) основывалась лишь на статистических данных и плохо справлялась с индивидуальным подходом к каждому пенсионеру. Поэтому после реформы эти понятия были упразднены, а на смену пенсионному капиталу пришел индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл).
Баллы формируются из отношения страховых взносов к максимальной взносооблагаемой базе. Следовательно, чем выше заработная плата и страховой стаж, тем большее количество баллов получится заработать гражданину за свою трудовую деятельность.
Кроме суммы пенсионных коэффициентов в формуле расчета размера страховой пенсии по старости существует еще одна важная величина — стоимость одного балла. Стоит отметить, что эта величина ежегодно индексируется, поэтому размеры пенсии, рассчитанные в разное время будут отличаться друг от друга даже при совпадении количества накопленных пенсионных баллов.
Минимальный размер пенсии в 2023 году
Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в формулу величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2023 году, то есть количество баллов будет равно 25,8. Фиксированная выплата с 1 января 2023 года будет равна 7567,34 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента — 123,77 руб. Таким образом:
СПст = 25,8 × 123,77 + 7567,34 = 10760,61 руб.
То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 10760,61 руб..
Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:
Год | Сколько баллов нужно для пенсии |
---|---|
2022 | 23,4 |
2023 | 25,8 |
2024 | 28,2 |
2025 | 30 |
Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Индексация пенсионных выплат
Законодательством закреплена ежегодная индексация основных параметров, используемых при расчете пенсии по старости — пенсионного балла и фиксированной выплаты. Традиционно индексация этих величин осуществлялась с 1 февраля в соответствии с фактической инфляцией за предыдущий год, однако в период с 2019 по 2024 г. включительно корректировка величин будет производиться ежегодно с 1 января. Начиная с 2025 года схема индексации будет прежней — обязательно с 1 февраля, а при наличии бюджетных возможностей дополнительно еще и с 1 апреля.
Параметры уже прошедших и запланированных на будущее индексаций приведены ниже:
- с 1 января 2019 г. повышение на 7,05%;
- с 1 января 2020 г. — на 6,6%;
- с 1 января 2021 — на 6,3%;
- с 1 января 2022 на 8,6% и дополнительно с 1 июня на 10%;
- с 1 января 2023 — на 4,8%;
- с 1 января 2024 — на 4,6%;
- с 1 февраля 2025 на 4,0% и с 1 апреля на 3,6%.
Одновременно с корректировкой стоимости ИПК и фиксированной выплаты пересчитываются размеры назначенных страховых пенсий. Причем не только по старости, но и по инвалидности, потере кормильца.
Размер социальной пенсии по старости в 2023 году с учетом индексации в 4,8% предположительно составит 6597,47 руб. Ежегодно эта сумма незначительно увеличивается в результате индексации, которая традиционно проводится с 1 апреля.
Поскольку минимальная пенсия для не имеющих стажа совсем небольшая, то предусмотрен механизм доведения ее до уровня прожиточного минимума. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Если пенсионер оформляется на работу, то выплата надбавки прекращается и выплачивается только фиксированная сумма.
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:
- в 50 лет — женщины;
- в 55 — мужчины.
До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.
Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2023 года они будут получать льготные выплаты:
- с 53 лет — женщины;
- с 58 — мужчины,
а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:
- мужчинами — 63 годов;
- женщинами — 58.
Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.
С сентября не работаю, вышла на пенсию. Нужно ли подавать какие-либо бумаги в собес?
— По Закону РБ «О пенсионном обеспечении», пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, которые влекут изменение размера пенсии или прекращение её выплаты.
Таким образом, вам необходимо предоставить сведения об увольнении с работы в орган, выплачивающий пенсию.
В каких случаях назначается социальная пенсия?
— Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств, назначается социальная пенсия. Мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Данное условие не распространяется на детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.
Социальные пенсии определяются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в таких размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 %; инвалидам с детства II группы — 95 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребёнка —
85 %; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, — 75 %; мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам — 60 лет — 50 %; детям-инвалидам до 18 лет при первой степени утраты здоровья — 80 %, второй степени — 85 %, третьей — 95 %, четвёртой — 110 %. К слову, БПМ сейчас 258,11 рубля.
Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
· с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
· с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
· с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин — 57 лет и 6 месяцев;
· с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.
Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).
Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.
Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.
Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.
Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.
Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Система профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, введена в Беларуси с 1 января 2009 г. (Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании»).
Система основана на принципе предварительного накопления средств на выплату профессиональных пенсий. Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер ее исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.
Досрочная пенсия по нормам Закона о профессиональном пенсионном страховании назначается при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа.