Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование действий судебного пристава-исполнителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Как правильно оформить жалобу?
Если человек не согласен с действиями ФССП, у него есть возможность обжаловать незаконные действия. В то же время необходимо четко определить, на что исполнительные службы имеют право, а на что нет.
В случае нарушений необходимо правильно составить претензию и направить ее на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Если все правила, включая сроки, соблюдены, ответ не заставит себя ждать.
Чтобы правильно подать жалобу на судебных приставов, не обязательно искать образец.
Заявление оформляется произвольно, достаточно следовать нескольким простым правилам:
- В заявлении должны быть указаны данные лица, против которого подается иск. Указывают имя и должность ответчика.
- Подавая жалобу на такое должностное лицо, стоит указать в мельчайших подробностях обстоятельства, при которых были нарушены права участников процесса.
- При подаче жалобы на судебного работника в прокуратуру необходимо предоставить письменные доказательства того, что противоправные действия действительно были совершены. Стоит также указать на нормативные акты, регулирующие незаконность этой деятельности.
- Предмет жалобы. Стоит указать, что вас не устраивает, например, грубое обращение должностных лиц.
- Фамилия, инициалы и место жительства лица, написавшего жалобу судебному исполнителю. Анонимные заявления не рассматриваются и результаты не сообщаются.
- Ваши требования (восстановить свои права, принятие конкретных мер наказания и т.п.).
- Физические лица могут не прикладывать к жалобе документы, подтверждающие нарушение закона. Но если они есть, это будет способствовать быстрому рассмотрению дела, без искажений и перекрученных фактов.
- Дата, подпись. Недописанные жалобы с отсутствием подписи не принимаются и тем более не рассматриваются.
Обобщение судебной практики рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Одобрено постановлением Президиума
Третьего арбитражного апелляционного суда
от 20.04.2009 № 10
Обобщение судебной практики рассмотрения дел
об оспаривании постановлений должностных лиц
службы судебных приставов, их действий (бездействия)
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С 01.02.2008 вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данный закон отличается от своего предшественника рядом новелл.
Обновление законодательства об исполнительном производстве внесло существенные изменения в практику арбитражных судов по вопросам его применения, в том числе, в практику рассмотрения дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Написание настоящего обобщения обусловлено необходимостью определения единых подходов к решению вопросов, возникающих в судебно-арбитражной практике при рассмотрении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).
Порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Статьей 121 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрена возможность обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в связи с исполнением исполнительного документа в административном порядке — путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и в судебном порядке — путем подачи заявления в суд, арбитражный суд.
В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации лицо, избравшее административный порядок обжалования постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), не лишается возможности обратиться в суд.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обжаловать в административном и судебном порядке постановления, действия (бездействия) не только самого судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов.
Подведомственность и подсудность дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Рассмотрением дел по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) занимаются как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции (ст. 329 АПК РФ, ст. 441 ГПК РФ).
Подведомственность указанных дел определяется частью 3 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» путем исключения из компетенции суда общей юрисдикции, а именно, все заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов.
Такие случаи перечислены в части 2 указанной статьи Закона, согласно которой заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации (имеется ввиду ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Подведомственность заявлений, подаваемых в рамках сводного исполнительного производства, в котором исполняются решения как арбитражных, так и судов общей юрисдикции, на наш взгляд, должна определяться с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», согласно которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции. Указанные разъяснения, данные применительно к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» 1997 года, в полной мере соответствуют положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве» 2007 года (ч. 3 ст. 128).
Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дела об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) подсудны арбитражному суду или суду общей юрисдикции, в районе деятельности которого они исполняют свои обязанности. Представляется, что под районом деятельности следует понимать место нахождения соответствующего подразделения судебных приставов.
Правовая природа дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) и порядок их рассмотрения судом
Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.
Служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О судебных приставах», п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов).
Из взаимосвязанных положений статьи 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О судебных приставах» следует, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе в Федеральной службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации; непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов.
Соответственно, дела по заявлениям об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) относятся к категории возникающих из публичных правоотношений дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Следовательно, рассмотрение арбитражным судом данных дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ч.1 ст. 329 и ч.1 ст. 197 АПК РФ).
Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке
10 февраля 2020 года, 18:12
Обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности может должник, взыскатель или иное лицо, чьи права и интересы пристав нарушил. Для этого нужно подать письменную жалобу вышестоящему приставу. Как правило, это начальник отдела, где служит пристав, чьи действия обжалуются, либо главному судебному приставу субъекта РФ.
При этом важно успеть в срок: 10 дней со дня, когда пристав совершил действия, либо когда стало известно, что пристав их совершил — если пристав Вас не извещал о том, когда и где он будет совершать соответствующие действия. Таким днем может быть, к примеру, день ознакомления с материалами исполнительного производства.
Срок рассмотрения жалобы также составляет 10 дней со дня ее поступления. Все сроки исчисляются в рабочих днях. В случае если гражданин пропустили срок, вместе с жалобой подается ходатайство о его восстановлении. Если вышестоящий пристав признает причины пропуска уважительными, а срок, в который вы обратились, — разумным, то срок восстанавливается.
Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица — взыскатель и должник, а также лица, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) в порядке административного судопроизводства, предусмотренного статье 40 КАС РФ.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти может подаваться гражданином в суд по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности, либо в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Выбор подсудности при этом принадлежит административному истцу.
В случае обжалования гражданином деятельности судебного пристава-исполнителя. Такие административные иски могут быть предъявлены только по месту нахождения структурного подразделения, в котором судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности Организации и физические лица, подавшие жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, освобождены от уплаты госпошлины.
Так, при обращении в суд законодательством предусмотрен специальный, сокращенный по сравнению с общим, срок, в течение которого постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке, который составляет десять дней, исчисляемых с момента, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При выявлении факта пропуска срока без уважительной причины на оспаривание постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Суд удовлетворяет требование о признании незаконным постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя только при одновременном наличии следующих оснований, когда постановление, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам; постановление, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Если же совокупность названных обстоятельств отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
Состоявшееся итоговое судебное решение, которым признаны незаконными действия (бездействие) или постановление судебного пристава-исполнителя, во всяком случае подлежит обжалованию в суд вышестоящей инстанции через суд, рассмотревший дело в первой инстанции, в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Что приложить к жалобе
К жалобе приложите:
- документ о полномочиях на подписание жалобы. Если ее подписал руководитель, приложите заверенные копии протокола или решения о его назначении и устава. Если доверенное лицо – доверенность с полномочием на обжалование постановлений и действий (бездействия) пристава. Без этих документов вам откажут в рассмотрении жалобы по существу (п. 3 ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 124, п. 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, п. п. 3.4, 5 Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб);
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основана жалоба. Например, пристав отказал в возбуждении исполнительного производства из-за того, что вы предъявили исполнительный лист не по месту совершения исполнительных действий. Однако вы пояснили в заявлении, что обращаетесь по адресу филиала должника, который указан в его лицензии, и это единственно известное вам местонахождение его имущества (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Закона об исполнительном производстве). В этом случае к жалобе нужно приложить копии заявления, постановления об отказе и лицензии должника.
Закон не требует прикладывать подобные документы, но это может ускорить рассмотрение жалобы. Если их не будет, а вышестоящий пристав при рассмотрении решит, что они все же важны, он запросит их. И пока он не получит эти документы, срок рассмотрения приостановится, но не более чем на 10 дней (ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве);
- ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, если вы его пропустили (ч. 1 ст. 18, п. 2 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве). Этот документ нужно приложить, если вы не включили ходатайство в текст жалобы.
Обжаловать постановление можно в течение 10 суток с момента его вынесения. Заявление подается в письменном или печатном виде при личном обращении или по почте. Жалобу также можно отправить дистанционно через официальный сайт ФССП.
Жалоба на сотрудника службы подается в порядке подчиненности, т.е. старшему приставу. Обжаловать постановление старшего пристава можно у главного пристава субъекта РФ (т.е. региона, края, области). Далее – только главный пристав России.
Жалобу можно передать не только руководителю пристава, но и самому сотруднику ФССП, постановление которого вы хотите обжаловать. В этом случае он должен передать жалобу своему начальнику в течение 3-х дней.
Если вы передумали, отозвать жалобу можно до принятия по ней окончательного решения.
Срок обжалования постановления судебного пристава в суде
При решении вопроса о подаче административного искового заявления для обжаловании действий пристава в суде заявителю следует учитывать предусмотренные законодательством процессуальные сроки для данного обжалования.
В данном случае данный срок установлен в 10 дней, однако в законодательстве отражено, что данный срок начинает течь с момента, когда лицо о знало о нарушении прав, а не с момента принятия оспариваемого решения.
Более того, законодателем предусмотрена возможность восстановления пропущенного процессуального срока с помощью подачи соответствующего ходатайства, в котором отражаются уважительные причины для пропуска, отраженного выше процессуального срока.
Как и куда подать жалобу на судебного пристава
В Законе № 229-ФЗ предусмотрено два варианта подачи жалобы — через вышестоящее должностное лицо ФССП (в порядке подчиненности), либо через суд. Заявитель может сам выбрать между указанными вариантами, т.е. обращение в суд допускается сразу после выявления нарушения или издания незаконного постановления. Сроки рассмотрения жалобы не превышают 10 дней, а при ее удовлетворении может отменяться постановление, аннулироваться незаконное действие. Также пристава могут обязать устранить бездействие и приступить в исполнению полномочий.
Также может подаваться жалоба в прокуратуру на судебных приставов, если речь идет о нарушении закона. В данном случае обжалование проходит по общим правилам рассмотрения обращений, т.е. в течение 30 дней. По итогам рассмотрения жалобы прокурор может вынести представление об устранении нарушений закона в адрес пристава или руководителя подразделения (Управления) ФССП.
Подача жалобы в порядке подчиненности
Все жалобы, направляемые на принятые судебными исполнителями постановления, если только они не утверждены старшим судебным исполнителем, а также на другие действия (бездействие) представителей исполнительной службы направляются в адрес старшего пристава, который является руководителем исполнителя-виновника.
Все жалобы, направляемые на оформленные судебными исполнителями постановления, утвержденные старшим приставом, постановления последнего или его зама, а также на иные их действия (бездействие) передаются напрямую главному приставу конкретного субъекта РФ, поскольку именно в его подчинении старший пристав-исполнитель.
Любые жалобы, направляемые на зам. главного пристава РФ, главного пристава конкретного субъекта РФ (заместителя) – в частности, на принятые ими постановления, иные действия (бездействие) направляются в адрес главного пристава РФ.
Жалобу на принятое одним из должностных лиц службы приставов постановление, другие действия (бездействие) направляют в адрес вышестоящего по должности лица в службе или же через непосредственного виновника – должностное лицо службы, которое «неправомерно» вынесло постановление, выполнило незаконные действия (бездействовало).
Запомните! При получении должностными лицами службы приставов жалобы на принятое ими постановление, проведенное исполнительное действие (бездействие), они передают его для рассмотрения вышестоящему по должности лицу в службе. На передачу жалобы у приставов есть три дня с момента ее получения.
Если должностное лицо в службе приставов, которому передали жалобу на принятое исполнителем постановление, на проведенное действие (бездействие) не уполномочено рассматривать ее, закон обязывает его направить документ другому должностному лицу службы, ранг которого предоставляет ему право рассматривать такого рода документы. О факте такой передачи жалобы пристав уведомляет заявителя в письменном виде.
У лица, подавшего жалобу, есть право отзыва документа до момента, пока по нему не будет принято окончательное решение.
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
1. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Заявление об оспаривании постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
4. Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Основания для обжалования постановления пристава
Как правило, недовольной стороной всегда является гражданин, который является должником. Если он посчитает, что вынесенное постановление каким-то образом ущемляет его права, он имеет полное право на оспаривание официального акта.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию.
Гражданин К. так и не смог расплатиться по потребительскому кредиту, который он оформил. Поскольку выплаты прекратились, банк подал в суд. Дело он выиграл, и суд постановил взыскать с гражданина 120 000 рублей. Решение вступило в силу в 2016 году. После этого гражданина никто не беспокоил, и он даже забыл обо всей этой истории. Однако в 2020 году с его зарплатной карты были сняты деньги. Должник кинулся к адвокату и тот посоветовал ему оспорить постановление о возбуждении дела.
Действительно, это вполне возможно в данной ситуации. Для совершения любого действия закон устанавливает сроки. Для того, чтобы подать исполнительный лист приставам, тоже есть ограничительный срок – три года. Вполне возможно, что срок действительно был пропущен. Поэтому есть основания подать соответствующую жалобу. Отмена постановления о возбуждении исполнительного производства вполне возможна, если имеются основания.
👨 Обжалование действий (бездействия) судебного исполнителя
Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях граждан и юридических лиц).
Между тем, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), соответственно обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.