Организация социальной защиты семьи в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация социальной защиты семьи в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Что собой представляет опека и попечительство

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Выплата за постановку на учет в ранние сроки беременности

Выплата при постановке на учет в женской консультации сейчас составляет 708,23 рубля (с 1 февраля 2021 года). Встать на учет надо в первые три месяца беременности.

Также нужно работать по трудовому договору или, если вы были уволены, стоять на бирже труда. К этой выплате в зависимости от региона могут быть надбавки.

В апрельском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил предусмотреть для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности и находящихся в трудной материальной ситуации, ежемесячную выплату. «В среднем по стране размер такой выплаты составит 6 350 рублей в месяц», — сказал он.

Поправки об этом могут рассмотреть на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов в Госдуме 19 мая.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

В Госдуме обсуждают помощь в погашении ипотеки для семей с детьми

Чтобы рассчитывать на субсидию, семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, но не малоимущей. Этот статус должна подтвердить местная администрация. Основанием для получения статуса семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, является обеспеченность жилой площадью менее установленной в регионе нормы, проживание в помещении, не соответствующем техническим и санитарным требованиям, необходимость разъехаться с тяжелобольным заразной формой определенных болезней и некоторые другие факторы, прописанные в ст. 51 Жилищного кодекса России.

Например, у супругов вообще нет квартиры, они живут в аварийном доме или с тремя детьми ютятся в комнате площадью 18 кв. м. Если у семьи есть квартира или супруги живут с родителями в большом доме и у одного из них есть там доля, это может помешать участию в программе. В каждом регионе свои правила определения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Узнать, попадает ли ваша семья под этот статус, можно в местной администрации, соцзащите или МФЦ. Нуждаемость в жилье определяют по учетной норме, которую устанавливает муниципалитет. Показатель может различаться даже в соседних городах одного региона.

Молодым семьям нужно будет подтверждать свою платежеспособность. Чтобы получить субсидию, нужно подтвердить, что есть деньги на оплату остатка или погашение кредита. Для этого подойдет справка с работы о величине зарплаты или выписка о наличии сбережений. Если у семьи нет денег, чтобы доплатить оставшуюся часть за жилье, участвовать в программе она не сможет.

В программе могут участвовать молодые семьи. Молодой считается семья, в которой оба супруга находятся в возрасте до 35 лет (включительно) и состоят в зарегистрированном браке. Возраст проверяется дважды: при подаче заявки на участие в программе и при составлении списка для распределения денег. Между этими этапами может пройти несколько лет. Если за это время хотя бы одному из супругов исполнилось 36 лет, то семью исключают из программы и субсидию она не получит.

Наличие или отсутствие детей на участие в программе не влияет, однако если у семьи есть дети, то размер помощи может быть увеличен. На госпомощь по этой программе может претендовать и один человек, относящийся к указанной возрастной категории, но тогда необходимо наличие у него хотя бы одного ребенка.

Программа федеральная, поэтому есть общие требования для всех регионов. При этом местная администрация, где прописана семья, может изменить их или дополнить.

При предоставлении госпомощи молодой семье выдается сертификат, дающий право на использование субсидии. Все расчеты производятся в безналичном виде в банк, наличные деньги на руки получить нельзя.

По государственной программе «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрена субсидия, которая во многом определяет состав семьи:

  • бездетная семейная пара может претендовать на компенсацию 30% от стоимости жилья;
  • семья с одним ребенком — 35%;
  • в семье двое детей — 40%;
  • трое детей и более — 50%.
Читайте также:  Льготы в сельской местности в 2021 году

В ряде регионов России молодая семья вправе рассчитывать на более крупную компенсацию — до 70–80% от цены приобретаемого объекта недвижимости.

Стоит понимать, что сумма рассчитывается не от цены квартиры по договору, а от расчетной стоимости. Она высчитывается по формуле: СтЖ = Н × РЖ.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;

  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;

  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;

  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;

  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством

Действующая система государственных пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими мерами социальной поддержки формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях происходящего в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, в частности обеспечивающей наряду с другими мерами повышение рождаемости, поддержку семьи и воспитание детей. Социально-экономические преобразования, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения, привели к возникновению новых видов пособий и компенсационных выплат и исчезновению ранее действовавших.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Это соответствует Конституции Российской Федерации, согласно части второй статьи 3 которой «социальные пособия устанавливаются законом». Социальное пособие является денежной формой обеспечения. Оно предоставляется гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения. Основания для обеспечения граждан отдельными видами пособий предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Например, «каждому гарантируется социальное обеспечение, в случае болезни, для воспитания детей» «под защитой государства находится материнство», «каждый имеет право на защиту от безработицы» В то же время, в Конституции Российской Федерации указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом». Такие случаи — рождение ребенка, необходимость ухода за ребенком и т. д. Денежные пособия в связи с материнством и детством, гарантированные Конституцией Российской Федерации, являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения. Давая определение социального пособия, необходимо указать признаки, которые отличают его от пенсий и иных выплат, назначаемых гражданам. В качестве особых признаков пособий отдельные авторы называют различные признаки, которые, как правило, берутся за основу определения термина «пособие», «социальное пособие».

Социальное пособие и пенсия различаются по основаниям их предоставления, иначе говоря, по тем жизненным обстоятельствам, которые объективно вызывают необходимость их предоставления. Социальное пособие выплачивается обычно сравнительно непродолжительное время или единовременно, пенсия же — всегда длительная выплата. Различаются эти выплаты и по целевому назначению. Цель социального пособия — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств — рождением ребенка, смертью члена семьи и т.д. Целевое назначение пенсий иное — они, как правило, являются основным и, подчас, единственным источником средств к существованию для тех граждан, которые оставили трудовую деятельность. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия — на всех: их получают как работающие, так и неработающие граждане, в том числе и пенсионеры. В науке неоднократно делались попытки обосновать общее понятие пособий и провести их классификацию. Не совсем актуальным является в настоящее время определение пособий, данное B.C. Андреевым — «пособия все иные (кроме пенсий) денежные выплаты из фондов для нетрудоспособных, представляющие собой помощь гражданину в установленных законом случаях , а также авторов учебного пособия «Советское право социального обеспечения», которые считают, что пособия — это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, характеру оснований представления, субъектам. Объединяет их лишь то, что все эти денежные выплаты из социальных фондов.1 В разных источниках дается различное определение пособий (социальных пособий).

Сулейманова Г.В. определяет пособие следующим образом: «Пособие-это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством.2

Наиболее универсальное определение предложено М. Л. Захаровым и Э. Г. Тучковой «Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки»3.

Автором настоящей работы проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие предоставление пособий в связи с материнством и детством. На основе анализа можно отметить, что для пособий свойственны следующие специфические признаки: 1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в ус тановленных законом случаях и размерах; 2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду, либо служащей дополнением к основ ным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами по именованными в законе; 3) пособия выплачиваются из нескольких источников; 4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты; 5) пособия исчисляются либо на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

Основные модели социальной политики

В настоящее время существует множество моделей социальной политики. Но большинство из них основывается на степени участия государства в реализации социальной политики. Существуют: социал-демократическая (скандинавская), социально-рыночная (континентальная) и либеральная (американо-британская) модели социальной политики.
Рассмотрим их основные характеристики.

Социал-демократическая модель. В модели этого типа государство берет из бюджета значительную часть социальных расходов. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан. Фактически, это основной производитель социальных услуг, таких как образование, здравоохранение, уход за детьми и престарелыми, и в большинстве случаев он организуется местными органами власти. Эта модель заложена в политике таких стран, как Швеция, Дания, Финляндия и Норвегия.

«Швеция: шведская модель». Термин «шведская модель» появился в конце 1960-х годов в связи с обретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Термины «политика полной занятости» и «солидарная система оплаты труда» возникли и развивались в Швеции. Занятость и выравнивание доходов являются основными целями социальной политики Швеции. Они реализуются через перераспределение доходов, а именно через налоговую и трансфертную политику. Для этого были созданы специальные правительственные и неправительственные учреждения. «Универсальность модели выражается во всеобщности и доступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Предоставляемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального уровня жизни.» См: Бурджалов Ф.Е., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики: концепции, практика// Общество и экономика. —1997г. — №5 Социальная защита находится на высоком уровне и включает в себя пособия по безработице, детские пособия и т.д. Пособия по безработице позволяют поддерживать достойный уровень жизни в случае безработицы, а дети получают ежемесячные пособия независимо от дохода родителей. Многодетные семьи получают дополнительные льготы. Образование является бесплатным и доступным для всего населения. Швеция тратит на образование больше валового национального продукта, чем любая другая страна, и имеет один из самых высоких уровней грамотности в мире.

Модель социального рынка. В этой модели государство отвечает только за социальное обеспечение, но не занимается организацией социальных услуг. Здесь бюджетные ассигнования и страховые взносы работников и работодателей на социальные мероприятия примерно равны, а основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные страховые фонды. Этой модели следуют Франция, Германия, Бельгия и Австрия.

Германия: немецкая модель социальной рыночной экономики.

«Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого необходимы институциональные рамки, регулирующие экономические действия отдельных лиц. Не перераспределение доходов через бюджет и бесплатные социальные пособия, как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для работающего населения, на что направлены основные меры социальной защиты.» См: Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Немецкий путь: монография .- 1994г. — 224 с. В Германии существует четыре вида социального страхования: пенсионное, медицинское, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев. Однако у этой модели есть и недостатки. Поскольку государство тратит большую часть своего бюджета на социальное обеспечение, ему приходится справляться с постоянно растущим налоговым бременем на работающее население. Это, в свою очередь, подрывает стимулы к труду.

Читайте также:  Надо ли в связи с повышением МРОТ пересматривать размер зарплат работников

В заключение курсовой работы необходимо подвести итоги исследования.

Исходя из изученного материала, можно сделать вывод, что социальная защита населения является одним из основных направлений, неотъемлемой частью внутренней политики государства. Социальная защита населения — это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики.

В процессе разработки и реализации социальной политики неизбежно возникает вопрос о социальных приоритетах, т.е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития как наиболее острые и актуальные и требующие первоочередного решения. При этом необходимо не только поддерживать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп.

Социальная защита населения — это комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера, направленных на обеспечение минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых групп населения.

Основная цель существования системы социальной защиты — обеспечить разностороннее решение проблем населения, вызванных социальными рисками.

Следует отметить, что подобные проблемы характеризуются тем, что индивиды, а также социальные группы теряют свое социальное благополучие и возможность реализации прав, свобод и законных интересов. Для того чтобы устранить последствия этих трудностей или предотвратить их возникновение, политика социальной защиты реализуется в виде компенсационных и превентивных мер.

Таким образом, функционирование системы социальной защиты отражается как в форме денежных выплат, так и в предоставлении материальных благ, бесплатного питания, жилья, психологической, медицинской и юридической помощи гражданам, являющимся субъектом социальной защиты.

Таким образом, регулирование уровня и качества жизни населения России в целом и на уровне каждого ее субъекта осуществляется грамотной государственной политикой социальной защиты. Конструкция системы социальной защиты, основанная на законах, продуманная с точки зрения социальных изменений и регулируемая административно-правовыми нормами, является залогом благополучия общества и государства в целом.

Система социальной защиты семьи в России

Главным отраслевым законодательным актом в данной сфере является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который предусматривает основные права и обязанности органов ООП и круг их полномочий.

Отдельные вопросы регулируются Семейным и Гражданским кодексами. Комитет опеки и попечительства также руководствуется следующими Федеральными законами:

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственной поддержки семьи
в Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи в Российской Федерации, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Государство признает ценность семьи для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, необходимость учета интересов семьи, а также принятия специальных мер ее социальной поддержки.

В социальной защите семьи огромное значение имеет усовершенствование действующей нормативно-правовой базы. На сегодняшний день были приняты и разработаны следующие законодательные проекты: закон «О государственных пособиях гражданам, которые имеют детей», закон «О компенсационных выплатах семьям с детьми, которые обучаются», закон «О государственной системе профилактики правонарушений несовершеннолетних лиц, а также защите их прав».

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Организация социальной защиты семьи в РФ

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

  • Меры по преодолению безработицы;

  • Поддержка многодетных семей;

  • Выплата пособий на детей;

  • Контроль за соблюдением прав детей.

В результате проделанной работы приходим к следующим выводам.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального характера, адресованных непосредственно семье. От эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. На функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится более независимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре, состоящих из двух человек.

Динамика числа семей и семейная структура населения определяется снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений.

По таким показателям уровня жизни, как имущественная обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Отрицательно влияет на экономический потенциал семей растущий уровень безработицы.

Тем не менее, ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, социализации подрастающего поколения.

С принятием указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» впервые в нашей стране семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, расширяется сеть учреждений социальной помощи семье и детям.

Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, ориентированных на улучшение сферы социального обслуживания населения. Важнейший шаг в этом направлении — Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Федеральные мероприятия семейной политики в России дополняются мерами, принимаемыми и реализуемыми на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Необходимость совершенствования семейной политики на региональном и местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов и технологий ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, вынуждающих сохранять остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

Необходимо разрабатывать такие меры семейной и демографической политики, которые будут адекватными для разрешения существующих демографических проблем. Иначе семья как социальный институт будет все более и более разрушаться, а население страны — сокращаться в условиях низкой рождаемости.

Одним из путей совершенствования работы в данной сфере может стать создание попечительского совета с включением в его состав представителей не только муниципальных учреждений, но и представителей общественных, политических организаций, коммерческих структур. Попечительский совет возьмет на себя функции по созданию внебюджетного фонда социальной поддержке семей района.

Рассмотренный комплекс мероприятий позволили бы сделать работу муниципальных органов по социальной защите семьи более эффективной, адресной, что, безусловно, способствовало бы более успешной реализации государственной социальной политики в России.

Читайте также:  Учёт договоров строительного подряда - практика применения

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Деятельность всех социальных служб на территории Российской Федерации, которые оказывают социальную поддержку уязвимым слоям населения, оказывают социально-бытовые, медицинские, педагогические и правовые услуги, а также материальную помощь на разных уровнях (пенсии, льготы, стипендии, выплаты) являются элементами социального обслуживания.
Также социальное обслуживание включает в себя проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитация граждан из уязвимых слоев населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также вынужденные переселенцы, сироты, инвалиды, пенсионеры. Таким образом, разнообразие деятельности и пути ее реализации делают социальное обслуживание отдельное отраслью социальной сферы.

Замечание 1

Социальное обслуживание может быть успешно обеспечено только в том случае, когда все органы, выполняющие эту функцию, взаимодействуют друг с другом. К тому же, большую роль играет самый главный, высший орган, который регулирует работу более мелких учреждений (региональных, областных, городских, и даже тех, что существуют на территории сельской местности, хотя это происходит крайне редко).

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Организация социальной защиты семьи в РФ

Государство для того, чтобы защитить отдельные социальные категории населения, использует разные виды мер помощи и поддержки. Некоторые категории могут пользоваться сразу несколькими видами мер социальной защиты. Например, федеральные льготники получают пакет социальных услуг, а также денежную помощь и материальное обеспечение.

Обобщенно меры социальной защиты можно свести к следующим категориям:

  • Социальные пенсии (для инвалидов, по потере кормильца, по старости без страхового стажа)
  • Льготы для определенных категорий граждан (для инвалидов, многодетных, несовершеннолетних)
  • Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг (обслуживание на дому и в специальных заведениях для нетрудоспособных, инвалидов)
  • Социальные пособия (для безработных, по временной утрате трудоспособности, по уходу за детьми, для детей-сирот, и т.д.)
  • Единовременные выплаты (материнский капитал, выплата безработным на открытие предпринимательства, выплаты при рождении/усыновлении, и т.д.)
  • Обеспечение недвижимостью и льготы при приобретении (для детей-сирот, молодых семей, молодых учителей, врачей)
  • Прочие меры социальной защиты

Важно, что на уровне отдельных субъектов РФ могут вводиться дополнительные виды социальной помощи и поддержки. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе действует закон «О приемной семье для пожилого гражданина». В соответствии с этим законом помощнику пожилого человека предоставляется ежемесячное денежное вознаграждение, которое в 2021 году составляет 9868 рублей.

Таким образом, государство предлагает разные виды помощи гражданам и семьям, которые социально не защищены или нуждаются в помощи.

Законодательство Российской Федерации предусматривает, что помощь и поддержку от государства может получить самый широкий круг нуждающихся. Рассмотрим, какие категории населения могут претендовать на помощь и поддержку от государства.

Участники, ветераны и инвалиды ВОВ и других военных действий, их семьи имеют право на такие меры социальной защиты, как:

  • ежемесячная социальная выплата в зависимости от статуса;
  • для инвалидов войны – дополнительная пенсия по инвалидности;
  • бесплатное жилье от государства (если участник ВОВ не имеет своего);
  • компенсация половины стоимости коммунальных услуг;
  • бесплатное изготовление и установка протезов;
  • расширенные гарантии бесплатной медицинской помощи;
  • помощь социальных работников.

После смерти ветерана войны большая часть его социального пакета переходит к его родственникам – супругам, родителям и иждивенцам. Узники концлагерей приравниваются в правах к участникам войны.

Труженикам тыла во время ВОВ выплаты устанавливаются на уровне региона, льготы определяются федеральным законодательством. Согласно законодательству, перечень мер поддержки такой:

  • скидка в 50% на лекарства, приобретаемые по рецепту;
  • бесплатная медицинская помощь;
  • бесплатные зубные протезы и стоматологическое вмешательство;
  • скидка в 50% на оплату ЖКХ;
  • санаторное и курортное лечение (при наличии медицинских показаний);
  • бесплатный проезд (на любом виде транспорта в городе при наличии социальной карты).

Большинство регионов также устанавливает ежемесячные денежные выплаты, а также может оказать помощь в решении жилищных проблем.

Инвалиды – очень обширная категория населения. Инвалидность подразделяется в зависимости от тяжести на 3 группы, а также выделяют детей-инвалидов. Размеры льгот и выплат для инвалидов существенно различаются в зависимости от группы. В целом, инвалиды в России претендуют на такие виды помощи от государства:

  • социальная пенсия по инвалидности – если инвалид не достиг пенсионного возраста, либо не имеет необходимого трудового стажа для начисления страховой пенсии. Не зависит от того, работает ли получатель;
  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);
  • дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – для инвалидов ВОВ и пострадавших во время боевых действий;
  • федеральная социальная доплата (ФСД) – выплачивается, если сумма остальных платежей не покрывает прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан;
  • обеспечение протезами;
  • набор социальных услуг – лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к нему. Можно заменить на денежную выплату;
  • налоговые льготы и налоговые вычеты;
  • льготы на оплату услуг ЖКХ (оплата половины стоимости);
  • получение вне очереди земельных участков, жилья в аренду или социальный найм.

Семьи, имеющие детей-инвалидов, также получают социальную пенсию, ЕДВ и имеют льготы на оплату услуг ЖКХ.

Отдельные регионы и населенные пункты устанавливают для инвалидов дополнительные доплаты, материальное обеспечение и другие виды помощи.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 1.1. Понятие, необходимость и направления социальной защиты семьи
  • 1.2. Организация социальной поддержки семьи
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕХОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СЕМЕЙ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
  • 2.1. Характеристика органа управления и его деятельности по защите семей, материнства и детства
  • 2.2. Проблемы в деятельности по социальной защите семей
  • 2.3. Разработка предложений по совершенствованию социальной защиты семей
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Целью государственной поддержки семьи в Российской Федерации является обеспечение государством необходимых условий для исполнения семейных обязанностей и повышения качества жизни семьи.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

-установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

-обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

-гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

-обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

-оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

-формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

-обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

-обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

-профилактика социального сиротства;

-предупреждение насилия в семье;

-проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи.

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

самостоятельность и автономность принятия семьей решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют саморазвитию семьи, предоставляют семье возможность выбора форм государственной поддержки;

равенство семей и всех членов семей в праве на государственную поддержку независимо от социального положения членов семей, их национальности, места жительства и религиозных убеждений;

приоритет интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Меры государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

равноправие мужчин и женщин в распределении семейных обязанностей, а также в предоставлении им возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности;

последовательность принятия мер по государственной поддержке семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение на региональном уровне;

партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятие государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, вызванных вынужденной миграцией, войнами и вооруженными конфликтами, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление дифференцированного подхода к предоставлению гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на основе трудовой деятельности;

преемственность и стабильность в оказании государственной поддержки семье, сохранение достигнутых социальных гарантий и дальнейшее развитие системы социальных гарантий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *