Нужны ли права на скутер и мопед в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер и мопед в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

На каких ТС можно ездить без прав

В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).

Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.

Как получить права на мопед?

Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.

Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.

Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.

Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:

  • возраст старше 16 лет;
  • наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
  • отсуствие медицинских противопоказаний;
  • успешная сдача итогового экзамена.

Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:

  • болезни эндокринной системы;
  • эпилепсия;
  • моторные дисфункции;
  • психические расстройства;
  • серьезные нарушения слуха и зрения;
  • алкоголизм и наркомания.

На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:

  1. Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
  2. Удостоверение личности (паспорт).
  3. Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
  4. Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
  5. Две фотографии размером 3×4.
  6. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Как сдавать экзамены для получения прав на скутер в ГИБДД?

Если нужны документы на скутер, то придется пройти через некоторое испытание:

  1. Обучение в автошколе на конкретную необходимую категорию, стоимость и сроки обучения зависят напрямую как от выбранной категории, так и от самой автошколы, но стоит отметить, что чаще всего на категорию М обучение сокращенное и занимает не более 2 недель.
  2. Параллельно с обучением или сразу после него необходимо пройти медицинский осмотр и получить специальную справку, в соответствии с которой производится допуск к управлению ТС.
  3. Производится сдача внутренних экзаменов автошколы для допуска к основным.
  4. Сам экзамен в ГИБДД состоит из двух частей: теория на компьютере и практика на площадке и в городе. После успешной сдачи можно официально получить права.

Особенности сдачи экзаменов

  1. При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
  2. В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
  3. Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
  4. После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
  5. Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.

Закон о получении водительского удостоверения на скутер

Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.

Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).

Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.

Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.

Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.

Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.

Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.

Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:

  • А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
  • А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
  • А – для мотоцикла свыше 125 кубов

Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.

Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.

Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.

Экзамен для получения водительского удостоверения на мопед

Официальный экзамен может приниматься только органами ГИБДД. Для визита потребуется предварительная запись на сайте государственных услуг. За экзамен не взимается государственная пошлина, но возможно, придется заплатить автошколе за предоставление мопеда. В среднем, это обойдется в 500 рублей за час.

Читайте также:  Как взять ребенка из детского дома

В назначенное время необходимо прийти в ГИБДД, где сначала сдается теоретическая часть. Билеты и вопросы из них находятся в свободном доступе, поэтому можно заранее подготовиться. На экзамене предоставляется 1 билет, решить который необходимо за 20 минут. При этом максимальное количество ошибок 2, но за каждую из них дополнительно выдается по 5 вопросов по соответствующей теме.

ВАЖНО !!! После сдачи теории предусмотрена практическая часть. Также, как и с мотоциклом, она проходит только на автодроме, езда по городу не проводится. На специальной площадке водитель должен показать свои навыки, полученные во время обучения. Для успешной сдачи достаточно выполнить несколько упражнений, выбранных инспектором.

Существует определенный регламент, который должен выполняться при сдаче экзамена. Если ученик выполняет упражнения с нарушениями, попытка засчитывается как неудачная. Пересдача возможна не ранее, чем через неделю, а после второго раза – только через месяц. Поскольку каждый раз нужно платить за предоставление мопеда, большое количество пересдач невыгодно для самого ученика. Кроме этого, результаты теоретического экзамена действует только полгода, после чего потребуется повторное прохождение теста.

Изначально мопед был просто велосипедом с мотором. Соответственно, никаких строгих условий для его управления не существовало. Сейчас мопед — полноценное транспортное средство. Не каждая самоходная машина может быть им признана. Например, на мотоблоке можно ездить и несовершеннолетним, поскольку он не признается транспортным средством, а его управляющий — водителем. Однако мотоблоки не используют для проезда по дорогам общего пользования, чего нельзя сказать о мопедах. По проезжей части в летнее время люди на них активно передвигаются. Причем таким видом транспорта чаще всего пользуется молодые люди, не имеющие достаточного опыта. Соответственно, меняется уровень безопасности, а с ним и требования к управлению таким транспортом.

Чтобы определить, нужно ли сдавать на права для управления мопедом, предварительно следует разобраться, какие транспортные средства относятся к ним. Определение мопеда указано в ПДД. Это 2-х и 3-х колесные транспортные средства с определенными техническими параметрами:

  • развиваемая скорость — не более 50 км/ч;
  • объем двигателя — меньше 50 куб. см (для электродвигателя — мощность 0,25 кВт – 4 кВт).

К мопедам относятся и квадрициклы, если их технические характеристики подходят под вышеуказанные параметры.

Можно ли управлять скутером с категорией «B»?

Да, это разрешено. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» прямо дозволяет водителям с любой открытой категорией в правах управлять скутером с двигателем до 50 куб. см. Даже если вы давно не меняли своё водительское удостоверение старого образца, отдельная категория «М» вам не нужна.

Мопед 110 кубов — это какая категория?

Всё до 50 кубов — это категория «М». От 50 до 125 кубов — подкатегория «А1». Мототехника свыше 125 кубов относится к категории «А».

Что нужно, чтобы ездить на мопеде?

Водительские права категории «М», мотошлем. Страховка ОСАГО не требуется, регистрация своего транспорта в ГИБДД — тоже.

Со скольки кубов можно ездить по автомагистралям?

На автомагистрали, отмеченные соответствующим знаком, разрешён выезд мототехнике с двигателем от 125 кубов и выше.

Правила езды на мопеде

При эксплуатации мопеда или скутера категории М действуют следующие правила:

  • Всегда возить при себе водительское удостоверение.
  • Управлять транспортным средством могут граждане, достигшие возраста 16 лет.
  • При задержании нарушителя в состоянии алкогольного опьянения его лишат прав.
  • Передвижение мопедов и скутеров должно осуществляться по правому краю проезжей части или по велодорожке.
  • Разрешено передвигаться по обочине, не мешая пешеходам.
  • Разрешен обгон трамваев и троллейбусов.
  • В светлое время дня нужно включать фары ближнего света.

Также запрещены следующие действия:

  • При управлении держать руль только одной рукой.
  • Ездить без шлема или с не застегнутым.
  • Перевозить детей младше 7 лет без спец. оборудования.
  • Переезжать дороги по пешеходному переходу.
  • Возить крупные предметы, которые выступают за пределы скутера.
  • Выполнять разворот или левый поворот через трамвайные пути.
  • Участвовать в буксировке.

Пошаговая инструкция получения прав категории М

Чтобы получить водительское удостоверение на скутер в 2020 году, необходимо пройти профессиональное обучение и сдать экзамен (статья 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»). Действовать предстоит по следующей схеме:

  1. Выбрать автошколу, в которой присутствует необходимая программа, и подать заявление.
  2. Дождаться зачисления, оплатить обучение и завершить теоретические и практические занятия.
  3. Сдать внутренний экзамен и подготовить пакет документов для ГИБДД.
  4. В назначенный день посетить место проведения экзамена и выполнить поставленные задачи.
  5. Узнать итоговый результат. Если он положительный, можно получить права.

Для того, чтобы гражданина допустили до экзамена на получение прав на скутер, потребуется подготовить пакет документов. В список нужно включить:

  • удостоверение об окончании автошколы;
  • заполненное заявление;
  • паспорт;
  • медицинскую справку.

Экзамен будет проводиться в соответствии с положениями параграфа 2 постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года «О допуске к управлению транспортными средствами». Испытание состоит из теоретической и практической части. Если гражданину необходимы права на скутер, езда в городе не осуществляется. Испытание ограничивается выполнением заданий в условиях автодрома.

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для инвалидов 1, 2 и 3 группы

Проверку знаний проводят уполномоченные должностные лица в подразделении Госавтоинспекции. Изначально гражданин должен сдать теорию. Проводится проверка:

  • знаний ПДД;
  • понимания ответственности за несоблюдение правил;
  • освоения информации о допуске транспортного средства к эксплуатации;
  • присутствия сведений об оказании первой медицинской помощи.

Нужны ли документы на 50-кубовый скутер?

Какие документы надо на скутер (50 кубов)? Нужны ли вообще права для управления таким ТС? Документы на такой скутер нужны однозначно, потому что скутер теперь относят или к мопедам, или к мотоциклам. Все зависит от технических характеристик транспортного средства. Документы на скутер на 50 куб. тоже необходимы, потому что водитель данного ТС непосредственно участвует в дорожном движении. От внимательности и компетентности водителя скутера зависит как личная безопасность, так и безопасность других участников дорожного движения.

ПДД заверяют, что соответствующего образца документы на скутер (50 кубов) обязательны. Форма водительского удостоверения категории М представлена в статье. Как выглядит документ на скутер (50 кубов)? Водителю скутера выдаются права той же формы, что и водителю автомобиля, мотоцикла или грузовика, только отмечается другая категория.

Какие документы нужно иметь владельцу 50-кубового скутера

На сегодняшний день водитель вправе совершать вождение скутера без водительского удостоверения категории М, если двигатель ТС не превышает объема 50 кубов, а максимальная скорость, которую может развивать транспортное средство, не больше 60 км/час. Если же объем двигателя скутера более пятидесяти кубов, то средство передвижения автоматически приравнивается к мотоциклам и соответствует категории А водительских прав. Если ТС имеет допустимые характеристики по скорости, и объем двигателя составляет не более 50 кубов, то водителю скутера достаточно иметь при себе паспорт данной машины. Необходимо это будет в том случае, если его остановит сотрудник ГИБДД и попросит предъявить документы.

Можно сказать, что остальные документы для управления скутером не нужны в связи с тем, что в России они официально не оформляются, как и на велосипеды. Однако бывалые водители рекомендуют с собой возить чек на скутер, который свидетельствует о его покупке, или же руководство по эксплуатации данного вида ТС. Также хорошо иметь при себе ПДД, где указано, что скутер не является механическим ТС.

Езда на мопеде без прав

С учетом того, что подобная двухколесная машина нередко не воспринимается полноценным транспортным средством из-за ее небольшой мощности и скорости, актуален вопрос о езде без прав.

На основании существующих норм, без прав езда на мопеде или же другом транспорте, который приравнивается к нему по показателям, категорически запрещена.

Важно, что права водитель должен иметь с собой и показывать при требовании сотруднику ГИБДД. Также в ПДД написано, что может быть передано водительское удостоверение или же временное разрешение на право управления конкретным транспортным средством, согласно его категории.

Важно, чтобы в правах не было пометки ML. Подобная отметка ставится в правах, где открыта любая другая категория. Она означает запрет на управление мопедами и другими транспортными средствами, которые приравниваются к ним по техническим показателям. Подобный запрет обусловлен исключительно медицинскими показаниями и ограничениями, установленными в справке, обязательной для каждого, кто сейчас получает водительские права.

Строгие запреты для водителя мопеда

На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.

Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.

Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.

Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.

Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.

Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *